1. Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании задолженности, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Не подлежат приостановлению операции по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума.
2. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае принятия налоговым органом решения о взыскании задолженности действует в отношении всех счетов, информация о приостановлении операций по которым размещена в соответствии с пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса в реестре решений о взыскании задолженности, начиная с момента размещения такой информации.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по счету (счетам) этого налогоплательщика-организации в размере отрицательного сальдо его единого налогового счета, определяемом банком ежедневно на основании информации, содержащейся в реестре решений о взыскании задолженности, до момента формирования положительного либо нулевого сальдо его единого налогового счета, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Приостановление переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в размере отрицательного сальдо единого налогового счета этого налогоплательщика-организации до момента формирования положительного либо нулевого сальдо его единого налогового счета, определяемом банком ежедневно на основании информации, содержащейся в реестре решений о взыскании задолженности.
Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету, счету в драгоценных металлах в банке либо переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в иностранной валюте в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций или операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств в иностранной валюте, в размере отрицательного сальдо единого налогового счета этого налогоплательщика-организации в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации или стоимости драгоценных металлов, определенной исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленных Центральным банком Российской Федерации на дату начала действия такого приостановления, до момента формирования положительного либо нулевого сальдо его единого налогового счета, определяемых банком на основании информации, содержащейся в реестре решений о взыскании задолженности.
2.1. Утратил силу с 1 января 2023 года. - Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ.
3. Операции налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводы его электронных денежных средств также могут быть приостановлены на основании решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятого руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в следующих случаях:
1) в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом;
1.1) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота - в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения налогоплательщиком-организацией такой обязанности;
2) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган - в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.
3.1. Решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, отменяются решением этого налогового органа в следующем порядке:
1) при принятии решения на основании подпункта 1 пункта 3 настоящей статьи - не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации;
1.1) при принятии решения на основании подпункта 1.1 пункта 3 настоящей статьи - не позднее одного дня, следующего за днем исполнения налогоплательщиком-организацией обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса;
2) при принятии решения на основании подпункта 2 пункта 3 настоящей статьи - не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:
день передачи в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса, налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, - при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган - при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.
3.2. Решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.
В этом случае решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам).
3.3. Налоговый орган вправе направить налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) уведомление о неисполнении обязанности по представлению налоговой декларации (расчета) не позднее чем в течение 14 дней до дня принятия решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 или пунктом 3.2 настоящей статьи.
3.4. Решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи, принимаются налоговым органом, проводящим налоговый мониторинг.
4. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме.
Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Порядок направления в банк в электронной форме решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Формы решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных решений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
5. Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение одного дня, следующего за днем приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика-организации в банке и об остатках электронных денежных средств и порядок направления банком указанного сообщения в электронной форме утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Банк обязан не позднее дня, следующего за днем, в течение которого произошло изменение остатка денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также остатка электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, сообщать в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) и об остатках электронных денежных средств по состоянию на конец операционного дня, в течение которого произошло изменение остатков.
6. Установленный настоящей статьей порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков-организаций в банках и переводов их электронных денежных средств по основаниям, предусмотренным настоящей статьей и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса, подлежит безусловному исполнению банками.
7. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств в электронной форме дата и время его получения банком определяются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случае, если после приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты счета налогоплательщика-организации в банке, операции по которому приостановлены налоговым органом, приостановление операций по счетам в банке применяется также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.
В случае, если после приостановления переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика-организации, переводы электронных денежных средств с использованием которого приостановлены налоговым органом, приостановление переводов электронных денежных средств применяется также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и электронных денежных средств с использованием корпоративного электронного средства платежа, имеющего измененные реквизиты.
8. Возобновление банком расходных операций по счету (счетам) налогоплательщика-организации осуществляется не позднее одного дня, следующего за днем размещения в реестре решений о взыскании информации о формировании положительного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, либо не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт уплаты задолженности.
9. Утратил силу с 1 января 2023 года. - Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ.
9.1. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пункте 3.1, абзаце втором пункта 3.2, пункте 7 настоящей статьи и в пункте 10 статьи 101 настоящего Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.
В случае, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.
9.2. В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления (на драгоценные металлы, в отношении которых действовал режим приостановления), начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.
В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение (на драгоценные металлы, в отношении которых действовало указанное решение) налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. При этом стоимость драгоценных металлов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
9.3. Положения пунктов 9.1 и 9.2 настоящей статьи применяются также в случае приостановления переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации.
10. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций по счетам в банке и переводов его электронных денежных средств налоговым органом.
11. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств следующих лиц:
1) организаций - налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов;
2) индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, не утративших статус индивидуального предпринимателя на дату принятия решения о взыскании (далее в настоящей статье - индивидуальный предприниматель);
3) организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации (расчеты по страховым взносам) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса;
4) нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов.
12. В случае приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, и открытия банком этой организации и этим лицам счета и (или) предоставления банком этой организации права использовать новые корпоративные электронные средства платежа (персонифицированные электронные средства платежа) для переводов электронных денежных средств все расходные операции по вновь открытым счетам и (или) по переводу электронных денежных средств этой организации и этих лиц прекращаются банком со дня открытия соответствующего счета и (или) предоставления права использовать корпоративные электронные средства платежа (персонифицированные электронные средства платежа) до прекращения действия приостановления операций по счетам и (или) переводов электронных денежных средств этой организации и этих лиц в банках либо до отмены налоговым органом приостановления операций по счетам и (или) переводов электронных денежных средств этой организации и этих лиц в банках в соответствии с пунктами 9.1 и 9.3 настоящей статьи.
Порядок информирования банков о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам и переводам электронных денежных средств лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
13. Утратил силу с 1 января 2023 года. - Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ.
Комментарий к ст. 76 НК РФ
1. В пункте 1 комментируемой статьи дается определение такого правового понятия, как "приостановление операций по счетам в банке":
а) прекращение операций по банковскому счету - это один из способов обеспечения уплаты налогов и сборов (наряду с залогом, арестом имущества и т.д.). От других способов его отличает следующее:
- он обеспечивает принудительное исполнение по уплате налогов и сборов в соответствии с решением налогового органа (ст. ст. 45 - 48 НК РФ). Кроме того, он применяется в случаях непредставления или отказа от представления индивидуальным предпринимателем налоговой декларации в налоговый орган (см. об этом ниже);
- необходимой предпосылкой применения данного способа обеспечения является наличие у плательщика налогов счета в банке;
б) приостановление операций по банковским счетам означает прекращение банком:
исключительно расходных операций по счету плательщика налогов; расходных операций постольку, поскольку иное не предусмотрено в комментируемой статье (см. об этом ниже);
в) банк прекращает операции по счету лишь при условии, что он получил решение налогового органа (в порядке, указанном в п. 3 ст. 76 НК РФ).
В противном случае банк может нести ответственность по правилам статьи 856 ГК РФ, а его руководители - по статье 15.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ;
г) банк должен иметь в виду, что это решение исполняется лишь в той части, в какой не нарушается очередность исполнения платежей согласно гражданскому законодательству РФ. Нужно иметь в виду, что в соответствии со статьей 855 ГК РФ при недостаточности денежных средств на счете плательщика налогов и сборов для удовлетворения всех предъявленных к нему требований денежные средства списываются так:
в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также о взыскании алиментов;
во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждения по авторскому договору;
в третью очередь - по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС, ФОМС;
и лишь в четвертую очередь - по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисление в которые не предусмотрено в третьей очереди.
Следует дать дополнительные пояснения к комментариям, изложенным нами выше. А именно: при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или иного обязанного лица в соответствии со статьей 47 НК РФ.
2. В пункте 2 статьи 76 комментируемого Кодекса установлен ряд императивных правил, посвященных решению о приостановлении операций по счетам плательщиков налогов (налогового агента) в банке. В соответствии с ними:
а) упомянутое решение должно быть принято руководителем налогового органа либо его заместителем. Упомянутые должностные лица обязаны подписать решение и скрепить печатью соответствующего налогового органа. Действующая форма решения о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента по счетам в банке утверждена Приказом МНС России от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465;
б) решение принимается руководителем (его заместителем) того налогового органа, который направил плательщику налогов (налоговому агенту) требование об уплате налогов (ст. 69 НК РФ);
в) решение направляется в банк только в случае неисполнения обязанности по уплате налогов;
г) абзац 1 пункта 2 комментируемой статьи императивно предписывает, что решение о приостановлении операций по банковским счетам может быть принято указанными должностными лицами налогового органа лишь одновременно с принятием решения налогового органа о взыскании налогов в сроки, указанные в статье 70 НК РФ. Следует особо отметить, что в банк должны быть одновременно направлены как решение о взыскании налогов (п. п. 2 - 4 ст. 46 НК РФ), так и решение о приостановлении операций по счету (ст. 70 НК РФ);
д) решение о приостановлении операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей может быть также принято в случаях:
- непредставления плательщиком налогов налоговой декларации через две недели после того, как истек установленный законом срок ее представления (ст. 80 НК РФ);
- отказа представить налоговую декларацию.
После представления налоговой декларации решение отменяется.
3. В пункте 3 комментируемой статьи устанавливаются следующие правила:
а) налоговый орган обязан (одновременно с направлением в банк решения о приостановлении операций по счету) направить письменное уведомление плательщику налогов, налоговому агенту (с указанием ИНН) о том, что в банк передано такое решение. С другой стороны, банк не вправе уклоняться от исполнения этого решения, ссылаясь на то, что налоговый орган не уведомил об этом плательщика налогов (налогового агента);
б) решение о приостановлении операций по счетам передается в банк под расписку полномочному работнику банка, уведомление - под расписку плательщику налогов и сборов (налоговому агенту). Необходимо иметь в виду, что пункт 3 статьи 76 НК РФ позволяет применить и любой иной способ передачи упомянутых документов; главное, чтобы были зафиксированы факт и дата получения.
4. Применяя положения пункта 4 статьи 76 настоящего Кодекса, нужно учесть, что:
а) имеется в виду не любое решение о приостановлении операций по счетам в банке, а лишь:
о приостановлении расходных операций (при этом необходимо дополнительно учитывать правила п. 1 ст. 76 НК РФ);
о приостановлении операций по расчетному счету, текущему счету, валютному счету;
б) банк, безусловно, обязан исполнить решение налогового органа (если, конечно, оно принято в полном соответствии со ст. 76 НК РФ). В противном случае банк несет ответственность по статье 134 НК РФ, а его руководители - по статье 15.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.
5. В соответствии с пунктом 5 статьи 76 НК РФ приостановление операций плательщиков налогов (налогового агента) по их банковским счетам действует:
а) с момента получения банком решения налогового органа. Упомянутый момент определяется исходя из даты, указанной банком (при получении решения под расписку работника банка, п. 4 ст. 76 НК РФ). Отсчет сроков, указанных в пункте 3 статьи 76 Кодекса, начинается со следующего дня (после получения решения);
б) и до момента отмены этого решения налоговым органом (либо в установленном порядке - вышестоящим органом). Этот момент определяется по дате доведения решения об отмене до банка (такое сообщение также передается банку под расписку).
6. Налоговый орган (принявший решение о приостановлении операций по счетам, а в установленных случаях - вышестоящий орган) обязан принять решение об отмене приостановления операций по счетам:
а) не позднее одного операционного дня, непосредственно следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих факт исполнения обязанностей по уплате налогов (налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом);
б) в пункте 6 комментируемой статьи Кодекса имеется в виду любой документ (например, платежное поручение, квитанция о почтовом переводе, квитанция к приходно-расходному ордеру и т.п.), который подтверждает, что плательщик (налоговый агент) фактически исполнил свою обязанность в соответствии с решением о взыскании денежных сумм налогов.
7. Применяя нормы пункта 7 комментируемой статьи, следует учесть ряд обстоятельств:
а) банк обязан исполнять решение налогового органа о приостановлении операций по счетам. Однако он не должен проверять обоснованность и правомерность такого решения;
б) если налогоплательщику (налоговому агенту) причинены убытки вследствие приостановления операций по банковским счетам, то банк за них не отвечает;
в) убытки, причиненные неправомерным приостановлением операций по банковским счетам, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), налоговыми органами (ст. 103 НК РФ) за счет средств бюджета РФ, бюджета субъекта РФ, местного бюджета (ст. 16 ГК РФ).
8. Пункт 8 статьи 76 Кодекса распространяет действие комментируемой статьи на налогового агента и плательщика сбора. Однако это не затрагивает налоговых агентов, плательщиков сборов, не являющихся организациями, а также представителей плательщиков налогов и сборов (ст. ст. 26 - 29 НК РФ) и лиц, указанных в статье 51 НК РФ.
9. При наличии неотмененного решения о приостановлении операций по счетам организации (но не индивидуальных предпринимателей) банк не вправе открывать ей никакие новые счета (в том числе в своих филиалах).
Судебная практика по статье 76 НК РФ
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласились суд апелляционной инстанции и округа, руководствовался положениями статей 10, 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", и учел правовую природу договора банковского вклада, и исходил из того, что сами по себе факты совершения оспариваемой сделки с нарушением корпоративных процедур по ее одобрению, а также при наличии предусмотренных статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации ограничений на проведение операций по счетам общества "Объединение "Капитал Инвест" не являются достаточными основаниями для признания данной сделки недействительной по иску заявителя.
Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2017 N 305-КГ16-16245 по делу N А40-168230/2015
Как следует из материалов дела и установлено судами, оспариваемые решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банке вынесены налоговым органом в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по следующим основаниям:
Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 309-КГ16-20677 по делу N А76-17464/2015
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 76, 106, 132 НК РФ (в редакции, действующей в период открытия банком депозитного счета), письмами ФНС России от 22.01.2014 N ЕД-4-2/738@, от 13.02.2014 N НД-4-8/2283, учитывая, что банку было достоверно известно о наличии препятствий к открытию депозита ввиду того, что расчетные счета, по которым были приостановлены операции, были открыты в том же банке, исходя из доказанности инспекцией наличия в действиях банка состава вмененного ему нарушения, суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2017 N 305-ЭС17-94 по делу N А40-8034/2016
Оценив представленные доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что по спорному расчетному счету общества, открытому в АО "Альфа-Банк", имеются решения налоговой инспекции о приостановлении операций по счету в соответствии с положениями статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения дела N А40-134796/2015, по которому отказано в удовлетворении иска общества к банку о признании незаконными действий банка по исполнению решений инспекции о приостановлении операций по счету, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях банка нарушений требований закона и вины в приостановлении операций по счету, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N 308-КГ17-966 по делу N А32-13069/2016
Согласно пункту 12 статьи 76 Налогового кодекса при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.03.2017 N 305-КГ16-16245 по делу N А40-168230/2015
Как следует из материалов дела и установлено судами, оспариваемые решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банке вынесены налоговым органом в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по следующим основаниям:
Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2017 N 306-КГ17-2918 по делу N А65-11194/2016
Оценив доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 11, 76, 106, 132 Налогового кодекса, исходя из доказанности инспекцией наличия в действиях банка состава вмененного ему нарушения, суды отказали в удовлетворении заявленного требования.
Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 302-ЭС17-5834 по делу N А10-1149/2014
К расчетному счету с 28.08.2011 выставлены инкассовые поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сумм недоимки по налогам, пеней и штрафа. Налоговым органом в порядке статьи 76 Налогового кодекса вынесено решение от 28.08.2011 N 90826 о приостановлении операций по этому счету.
Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2017 N 308-КГ17-12624 по делу N А32-42834/2016
Одновременно инспекцией принято решение от 21.11.2016 N 14-25/26/80 о принятии обеспечительных мер в виде: запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества (1072 земельных участка, расположенных в Прикубанском округе г. Краснодара (общая площадь указанных участков - 2 824 148 м2, общая кадастровая (рыночная) стоимость участков - 6 935 903 575 рублей); предложения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея принять в отношении предпринимателя обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 Налогового кодекса, на сумму задолженности, превышающую совокупную стоимость имущества по данным бухгалтерского учета.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.09.2017 N 302-ЭС17-5834 по делу N А10-1149/2014
К расчетному счету с 28.08.2011 выставлены инкассовые поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сумм недоимки по налогам, пеней и штрафа. Налоговым органом в порядке статьи 76 Налогового кодекса вынесено решение от 28.08.2011 N 90826 о приостановлении операций по этому счету.
Определение Верховного Суда РФ от 19.10.2017 N 301-КГ17-14696 по делу N А11-6280/2016
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 16, 71, 96, 198, 199, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 45, 46, 76 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" и информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых ненормативных актов незаконными.