1. Открытие банком счета российской организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через отделение, аккредитованному филиалу, представительству иностранной организации, индивидуальному предпринимателю, счета инвестиционному товариществу при отсутствии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, открытие счета иностранной организации, не указанной в подпункте 1 пункта 1 статьи 86 настоящего Кодекса, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе
влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
2. Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества
влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.
- Статья 131. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым
- Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, единого налогового платежа, пеней, штрафа
Комментарий к ст. 132 НК РФ
Расчетные операции, связанные с уплатой налогов и сборов, осуществляются кредитными организациями путем периодического погашения долговых обязательств налогоплательщиков перед бюджетом. Комментарий к данной статье мы постарались дать в аспекте комплексного анализа участия банков в процессе реализации налоговых отношений. Ранее выпущенные комментарии к Налоговому кодексу РФ достаточно подробно аргументировали роль банков в процессе контроля за уплатой налогов и ответственность банков за нарушение предписанных им правил взаимодействия с налогоплательщиками при выполнении платежных поручений о перечислении в бюджет обязательных платежей. Мировая практика дифференцирует роль коммерческих банков (инвестиционных, торговых, ипотечных, инновационных, клиринговых) в осуществлении ими контрольно-координационных функций за налоговой политикой и финансовой дисциплиной в области налогообложения. Банки влияют на процесс управления исчислением и взиманием налогов в зависимости от национальной налоговой системы. Если это страна, освобождающая от налогов по территориальному признаку (Бразилия, Австралия, Италия, Швеция, Дания и др.), т.е. когда полностью исключается из налогооблагаемой базы зарубежный доход, то банки, обслуживающие транснациональные корпорации, могут так организовать потоки налоговых платежей, что средства будут перемещаться в страны с низкими налоговыми ставками, а минимальная прибыль будет накапливаться в странах с высоким уровнем налогообложения. Банки, обслуживающие расчеты по обязательным платежам, пользуются несоответствием налоговых систем разных стран и используют их в банковских операциях. Если это страна, где доходы за рубежом должны облагаться всеми налогами, а налоговые льготы уплачиваются только в своей стране (Франция, США, Германия, Япония), то это способствует накоплению прибыли в свободных зонах и трастовых компаниях. Таким образом, банки помогают разместить инвестиции и соответственно уплатить налоги там, где после вычета налога останется наибольшая прибыль.
Отечественная арбитражная практика показывает, что правовое регулирование налогообложения доходов от банковской деятельности имеет много неясностей, связанных с определением затрат, расходов, убытков банков, в том числе связанных с уплатой обязательных платежей.
Приступим непосредственно к комментарию приведенной выше статьи.
1. Нормы, указанные в комментируемой статье, посвящены особому виду нарушений законодательства о налогах. Эти нарушения следует отличать от налоговых правонарушений.
Необходимо понимать, что под термином "банки" (указанным в комментируемой статье, равно как и во всех других нормах гл. 18 НК РФ) имеется в виду: это не только собственно коммерческие банки, но также и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций (ст. ст. 11, 45, 46, 60, 76, 86 НК РФ).
2. Прежде чем охарактеризовать объективную сторону указанного в комментируемой статье правонарушения, необходимо пояснить значение еще одного определения, а именно:
счет - это:
- расчетный, текущий, валютный (транзитный или текущий) счета, открытые в установленном порядке в банках, иных кредитных организациях;
- иные счета, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 11 НК РФ).
Нужно понимать, что в комментируемой статье не имеются в виду депозитные счета организаций и индивидуальных предпринимателей (так как с них нельзя совершать операции по перечислению денежных средств другим лицам - п. 3 ст. 834 ГК РФ). Поэтому если банк не сообщил в налоговый орган об открытии такому налогоплательщику депозитного счета (иного счета, с которого не производятся расходы и на который не зачисляются денежные средства, поступившие от других лиц), то нет объективной стороны данного состава правонарушения.
Итак, банк привлекается к ответственности на основании комментируемой статьи, если открывает счет организации или индивидуальному предпринимателю (ст. 19 НК РФ), нарушая при этом установленный законом порядок. Однако следует распространять правила комментируемой статьи и на случаи открытия счета налоговому агенту (ст. 24 НК РФ), плательщику сборов, если они являются организациями и индивидуальными предпринимателями. Этот вывод сделан на основании анализа правил статьи 23, пунктов 3, 4 статьи 24, статей 51, 84, 86, 118, 132 НК РФ.
Перечислим нарушения, за которые банк несет ответственность согласно комментируемой статье:
- открытие счета без предъявления индивидуальным предпринимателем или организацией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Этот документ выдается на бланке установленной формы в соответствии с правилами пункта 2 статьи 84 НК РФ;
- открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам лица, которому открывается счет. Такое решение принимается руководителем (его заместителем) налогового органа в соответствии со ст. 76 НК и направляется налоговым органом банку (с одновременным уведомлением этого лица) и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения банком указанного решения (ст. 76 НК РФ). Тем не менее банк открывает счет, чем совершает нарушение, предусмотренное статьей 132 НК РФ.
Сравнительный анализ правил пунктов 1 и 2 комментируемой статьи показывает, что имеются существенные различия между объективной стороной правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 132 НК РФ, и объективной стороной правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 132 НК РФ.
3. Объектом анализируемого правонарушения является установленный порядок открытия банками счетов для индивидуальных предпринимателей, организаций, а также представления сведений об открытии или закрытии счетов индивидуальных предпринимателей и организаций. При этом виновный нарушает целый ряд правовых норм настоящего Кодекса (например, ст. ст. 76, 84, 86 НК РФ), других актов законодательства о налогах, а также требования иных федеральных законов (например, ГК, Закона о банках, Закона о налоговых органах и др.). Опасность данного правонарушения состоит в том, что оно способно нарушить деятельность налоговых органов по учету налогоплательщиков, создает последним благоприятные условия по сокрытию своих доходов, дает возможность банкам неправомерно пользоваться денежными средствами, подлежащими уплате в бюджет.
4. Субъектом данного правонарушения является только организация. Дело в том, что банковскую деятельность вправе осуществлять лишь:
а) банки, т.е. кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
- открытие и ведение банковских счетов (ст. ст. 1, 5 Закона о банках);
б) иные (небанковские) кредитные организации, т.е. юридические лица, которые вправе на основании лицензии ЦБ РФ осуществлять отдельные банковские операции (в данном случае по открытию и ведению счетов для индивидуальных предпринимателей и организаций).
Анализ правил статей 3, 108, 114, 132, 136 НК РФ позволяет нам сделать еще ряд важных выводов:
1) к банкам нельзя применять правила пункта 7 статьи 3 НК РФ, так как они касаются только налогоплательщиков и плательщиков сборов;
2) к банкам не могут применяться правила пункта 6 статьи 108 НК РФ, так как они касаются лишь налогоплательщиков и применяются за совершение налоговых правонарушений;
3) банки могут привлекаться к ответственности и как налогоплательщики (в этом случае соответственно на них распространяются правила норм гл. 15 и 16 НК РФ), и как кредитные организации, которые нарушают правила открытия счетов в банке (в этом случае они несут ответственность так же по нормам главы 18 НК РФ, в частности по статье 132 НК РФ). Нужно учесть, что в соответствии со статьей 15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или ОВФ влечет наложение административного штрафа на руководителей банков в размере от 10 до 20 МРОТ. Те же деяния, совершенные при наличии у банка решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам лица, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц банка в размере от 20 до 30 МРОТ.
5. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется наличием умышленной формы вины, ибо невозможно себе представить, чтобы данное нарушение было допущено по неосторожности. Другими словами, банк действует:
- или с прямым умыслом. То есть банк осознает, что грубо нарушает установленный законодательством порядок открытия счетов (или представления сведений в налоговый орган), предвидит неблагоприятные последствия своих действий (например, то, что налоговым органам не будет известно об открытии счета) и желает их наступления;
- или с косвенным умыслом. То есть банк осознает, что нарушает порядок открытия банковского счета (или представления сведений в налоговый орган), предвидит, что в результате охраняемым законом интересам будет причинен вред, прямо не желает наступления таких последствий, хотя сознательно их допускает.
6. Характеризуя меры ответственности, предусмотренные комментируемой статьей, следует иметь в виду, что:
а) нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.; несообщение сведений об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа с учетом правил статьи 136 НК РФ в размере 20 тыс. руб.;
б) при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, указанного в п. 1 ст. 112 НК РФ, размеры штрафов, указанных в статье 132 НК РФ, подлежат уменьшению не менее чем в два раза;
в) при наличии обстоятельства, указанного в пункте 2 статьи 112 НК РФ, размеры штрафов, установленных в комментируемой статье, подлежат увеличению на 100% (ст. ст. 112, 114, 136 НК РФ).
Об отличиях данного правонарушения от нарушения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам см. статью 134 НК РФ и комментарий к ней.
Судебная практика по статье 132 НК РФ
Как усматривается из судебных актов, оспариваемым ненормативным актом банк привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) за открытие рублевого счета по вкладу (депозита) индивидуальному предпринимателю Ермолаевой Н.В. при наличии решения о приостановлении операций по счетам указанного налогоплательщика.
Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 309-КГ16-20677 по делу N А76-17464/2015
по заявлению банка о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Челябинской области (далее - инспекция) от 11.03.2015 N 13 (далее - решение) о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа 10 000 рублей (с учетом изменения решения),
Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N 308-КГ17-966 по делу N А32-13069/2016
по заявлению акционерного общества "Райффайзенбанк" (далее - банк) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску (далее - налоговый орган, инспекция) от 29.09.2015 N 2887/5Б3 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в виде штрафа в размере 10 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2017 N 306-КГ17-2918 по делу N А65-11194/2016
Как усматривается из судебных актов, оспариваемым решением банк привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в виде штрафа в размере 20 000 рублей за открытие депозитного счета обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна", в отношении которого инспекцией принято решение от 13.11.2015 N 17706 о приостановлении операций по расчетному счету налогоплательщика.
Определение Верховного Суда РФ от 30.08.2017 N 306-КГ17-11150 по делу N А72-11702/2016
Пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса предусмотрена ответственность за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества в виде взыскания 40 000 рублей штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2020 N 307-ЭС20-20465 по делу N А42-6552/2019
по заявлению банка о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Мурманской области от 20.12.2018 N 1831 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в виде штрафа в размере 20 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2021 N 305-ЭС21-6464 по делу N А40-90228/2019
Как следует из судебных актов, решением налогового органа от 07.09.2017 N 06-007 банк привлечен к ответственности по пункту 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с тем, что не сообщил в инспекцию об изменении владельца счета в связи с его реорганизацией.