Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, единого налогового платежа, пеней, штрафа
Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или налогового агента, местной администрации, организации федеральной почтовой связи или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, пеней, штрафа в качестве единого налогового платежа, а также государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ,
влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
- Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета
- Статья 134. Неисполнение банком приостановления операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества
Комментарий к ст. 133 НК РФ
Одной из причин нарушения сроков перечисления обязательных платежей в бюджет и невыполнения платежного поручения налогоплательщика является несостоятельность кредитной организации.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в статье 2 определяет несостоятельность (банкротство) кредитной организации как неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения. В статье 4 указанного Закона регламентированы основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации. Она признается банкротом, если не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и не выполняет обязанности по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации. Другими основаниями для банкротства являются абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, нарушение нормативов достаточности собственных средств, установленных Банком России.
1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок исполнения поручений о перечислении налогов. При этом банк нарушает целый ряд норм настоящего Налогового кодекса, в частности статьи 23, 31, 45, 46, 48, 58, 60 НК РФ.
2. Объективная сторона данного деяния характеризуется рядом важных особенностей. При этом нужно учесть следующее:
а) банк или иная кредитная организация нарушает срок исполнения поручения не только об уплате налога, но и об уплате сбора;
б) срок исполнения поручения определяется по правилам статьи 46, 60 НК РФ. Поручение на перечисление суммы налога или сбора должно быть исполнено банком с рублевого счета в течение одного операционного дня, следующего за днем получения указанного поручения. При наличии денежных средств на счете плательщика налогов банк не вправе задерживать исполнение поручения. При недостаточности денежных средств на счете упомянутое выше поручение исполняется в порядке очередности, установленном гражданским законодательством;
в) не любое нарушение срока исполнения поручения имеется в виду в пункте 1 комментируемой статьи, а лишь нарушение срока исполнения:
- платежного поручения налогоплательщика и плательщика сбора, но не инкассового поручения (распоряжения) налогового органа (мы будем говорить об этом ниже);
- платежного поручения налогового агента (ст. 24 НК РФ).
Однако поручения иных лиц в комментируемой статье не имеются в виду (равно как и решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика и иного обязанного лица). Объективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется лишь постольку, поскольку банк не исполняет в установленный срок именно платежное поручение плательщиков налогов, налогового агента, но не инкассовое поручение налогового органа.
3. Субъектом данного правонарушения могут быть лишь организации, но не физические лица. Осуществление банковской деятельности действующее гражданское законодательство разрешает лишь:
банкам (ст. ст. 1, 5 Закона о банках);
иным (небанковским) кредитным организациям (ст. ст. 1, 5, 15 Закона о банках).
Ни физические лица, ни коммерческие организации не могут осуществлять банковскую деятельность, а значит, не могут выступать субъектами данного правонарушения. Не относятся к субъектам деяния, предусмотренным в комментируемой статье, кассы органов местного самоуправления и государственные организации связи, упомянутые в ст. ст. 45, 58 НК РФ. Нужно учесть, что в соответствии со статьей 15.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налогов (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или ОВФ о перечислении налогов (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (внебюджетный фонд) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц банков (кредитных организаций) в размере от 40 до 50 МРОТ.
4. Субъективная сторона анализируемых деяний характеризуется лишь прямым умыслом: банк осознает, что нарушает установленный порядок исполнения поручений, предвидит, что в результате соответствующие денежные средства не поступят в бюджет (внебюджетный фонд), и желает наступления таких последствий.
Анализируя меры ответственности, предусмотренные комментируемой статьей, можем сделать ряд выводов:
а) за нарушение срока исполнения поручения о перечислении сумм налогов с банка взыскиваются пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки;
б) правила статей 112, 114, 133, 136 НК РФ устанавливают, что правила пункта 3 (об уменьшении размеров штрафов) и пункта 4 (об увеличении размера штрафов) статьи 114 НК РФ с учетом положений статьи 112 НК РФ подлежат применению и в данном случае.