1. Исполнение банком в случае приостановления операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества либо при наличии ограничений, предусмотренных пунктом 12 статьи 76 настоящего Кодекса, его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тысяч рублей.
2. Исполнение банком в случае приостановления операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества либо при наличии ограничений, предусмотренных пунктом 12 статьи 76 настоящего Кодекса, его поручения на проведение расходных операций по счетам в драгоценных металлах, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации,
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы денежных средств, эквивалентной стоимости драгоценных металлов, с которыми были проведены расходные операции по счету, в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тысяч рублей.
- Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, единого налогового платежа, пеней, штрафа
- Статья 135. Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении суммы задолженности
Комментарий к ст. 134 НК РФ
1. Объектом правонарушения является установленный порядок исполнения решений налоговых органов. Непосредственным объектом деяния, предусмотренного комментируемой статьей, является нарушение банком порядка исполнения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика налогов или налогового агента. Опасность данного деяния состоит в том, что страдают законные права налоговых органов, сбивается их нормальное функционирование. Кроме того, возникают благоприятные условия для совершения таких налоговых правонарушений, как неуплата налога, а также взносов в ПФР, ФСС России и т.п., сокрытие доходов от налогообложения и др.
2. Проводя анализ объективной стороны правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо учесть следующее:
а) решение налогового органа, упомянутое в статье 134 Кодекса, принимается руководителем (или его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога плательщику налогов или налоговому агенту, в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах (ст. ст. 57, 76 НК РФ). При этом нужно помнить, что решение о приостановлении операций по счетам в банке может быть принято налоговым органом только одновременно с вынесением решения о взыскании налога (см. об этом ст. ст. 46 - 48 НК РФ).
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика подлежит безусловному исполнению банком. Само приостановление операций действует с момента получения банком указанного решения и до его отмены. Правонарушение как раз в том и состоит, что банк игнорирует упомянутое выше решение;
б) деяние, предусмотренное комментируемой статьей, может быть совершено только в форме активного поведения, т.е. действий. Невозможно данное деяние совершить в форме бездействия;
в) исполнение банком поручения образует признаки объективной стороны анализируемого деяния, если это поручение исходит от владельца счета. Однако не любой владелец счета имеется в виду, а лишь налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент.
Если же банковский счет принадлежит, например, иным лицам, то платежные поручения, исходящие от последних, не имеются в виду. Не подпадают под действие комментируемой статьи и случаи исполнения банком так называемых инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов;
г) поручение плательщика налогов (налогового агента) состоит в том, чтобы денежные средства были перечислены не в бюджет (внебюджетный фонд), а другому лицу (например, контрагенту по договору, самому банку и т.д.);
д) исполнение имело место при наличии у банка неотмененного решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика налогов (налогового агента). Следует иметь в виду, что такое приостановление отменяется специальным решением налогового органа (которое должно быть доведено до банка) не позднее одного операционного дня, следующего за днем предоставления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) решения о взыскании налога (п. 6 ст. 76 НК РФ).
Даже если такое решение (об отмене) налоговым органом уже принято, но не доведено до банка (т.е. когда в банке такое решение фактически отсутствует, не имеется в наличии), то и в этом случае банк не вправе исполнять поручение налогоплательщика (налогового агента) о перечислении денежных средств другому лицу; в противном случае банк совершает правонарушение, предусмотренное настоящей статьей Кодекса;
е) исполняется поручение, не связанное с исполнением требования, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед требованием налогового органа об уплате причитающихся сумм налогов или сборов. К числу требований, исполнение которых имеет преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, в частности, относятся требования, связанные:
- со списанием денег по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- со списанием денежных средств по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, выплате вознаграждений по авторскому договору;
- со списанием по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС;
ж) специфика объективной стороны деяния, предусмотренного комментируемой статьей, состоит в том, что правонарушитель, исполняя платежное поручение (несмотря на решение налогового органа о приостановлении операций по банковскому счету), исходящее от налогового агента, плательщика налогов, нарушает также порядок перечисления сборов. Говоря другими словами, в комментируемой статье речь идет о правонарушении, связанном с отношениями по уплате сборов, а не только налогов.
3. Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется наличием только прямого умысла: невозможно себе представить ситуацию, что банк (имея в наличии неотмененное решение налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента) совершает данное правонарушение по неосторожности либо с косвенным умыслом.
Говоря другими словами, банк осознает, что нарушает установленные правила совершения операций по счету (при наличии указанного выше решения налогового органа), предвидит, что в результате исполнения поручения налогоплательщика (налогового агента) в бюджет (внебюджетные фонды) не поступят соответствующие денежные средства, а решение налогового органа о взыскании суммы налога (оно также передается в банк) останется неисполненным, и желает наступления именно таких последствий.
4. Субъектом данного правонарушения является не сам плательщик сбора, налогоплательщик (налоговый агент), который передал в банк поручение о перечислении денежных средств, а именно банк. При этом следует учесть, что в комментируемой статье имеются в виду:
1) непосредственно банки;
2) иные (небанковские) кредитные организации. А это означает, что субъектом деяния, предусмотренного статьей 134 Кодекса, не могут являться:
- физические лица (в том числе и индивидуальные предприниматели);
- некоммерческие организации: по законодательству они не вправе осуществлять банковскую деятельность. Следует учесть, что в соответствии со ст. 15.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налогов по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, плательщика сборов или иных лиц при наличии у банка (иной кредитной организации) решения налогового органа, таможенного органа или ОВФ о приостановлении операций по таким счетам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.
5. Анализируя меры ответственности, предусмотренные комментируемой статьей, следует обратить внимание на ряд моментов:
а) банк за исполнение платежного поручения плательщика налогов (налогового агента) в нарушение правил статьи 134 НК РФ привлекается к взысканию штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной (т.е. реально списанной со счета владельца банковского счета) в соответствии с поручением плательщика налогов или налогового агента. Однако сумма штрафа в любом случае не может превышать сумму задолженности по налогу;
б) сумма штрафа, определенная в комментируемой статье:
- подлежит уменьшению не менее чем в два раза;
- подлежит увеличению на 100%.
Этот вывод сделан на основании правил статей 112, 114, 136 НК РФ и статьи 134 НК РФ.
Возникает при этом вопрос: можно ли превышать предельный размер штрафа, предусмотренный ст. 134 НК РФ (т.е. не более суммы задолженности), при наличии отягчающего обстоятельства, указанного в пункте 2 статьи 112 НК РФ (как это предписывается в п. 4 ст. 114 НК РФ)? В данном случае размер штрафа может составить сумму, превышающую сумму задолженности: дело в том, что налицо более опасное правонарушение, и оно требует адекватной реакции со стороны закона.