1. Плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
2. Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
- Статья 418. Полномочия органов местного самоуправления (органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
- Статья 420. Объект обложения страховыми взносами
Судебная практика по статье 419 НК РФ
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 N 3052-О
При этом в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, были отнесены к одной категории плательщиков страховых взносов, что предполагает их равенство в вопросе определения размера обязанности по уплате страховых взносов. Аналогичное регулирование действует и в настоящее время (статья 419 Налогового кодекса Российской Федерации).
Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1440-О
1. Гражданин А.И. Красников оспаривает конституционность Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ), а также статей 34, 45, 46, 47, 69, 149, 419, 425, 430 и 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 24.07.2019 N 304-ЭС19-10781 по делу N А27-2055/2018
Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 307, 309, 393, 401, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1.1, 1.5.5, 1.6.2, 1.6.3, 5.9.1, 5.9.5, 5.4.15 Правил N 229; пункта 1.2.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, пунктов 4, 5, 13, 15, 16, 20, 26 Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 N 846, статей 39, 146, 171, 419, 420 Налогового кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суды удовлетворили заявленные требования в оспариваемой части, установив, что ответчик принял на себя обязательство по техническому обслуживанию и эксплуатации силового оборудования, а также обеспечение его надлежащей работы с учетом необходимости поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования и его фактического технического состояния, и придя к обоснованным выводам о наличии необходимой совокупности условий для взыскания убытков.
Определение Верховного Суда РФ от 09.08.2019 N 309-ЭС19-8910 по делу N А50-16885/2018
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 419, 427, 431 Налогового кодекса, пришли к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для доначисления страховых взносов, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа, поскольку в проверяемом периоде предприниматель соответствовал всем условиям, необходимым для применения пониженного тарифа.
Определение Верховного Суда РФ от 25.10.2019 N 309-ЭС19-14913 по делу N А71-13362/2018
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования общества, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 23, 419, 420, 427, 431 Налогового кодекса, пришел к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для начисления страховых взносов, пеней и штрафа по изложенному в решениях основанию, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2020 N 309-ЭС19-26259 по делу N А71-21732/2018
Отказывая в удовлетворении требования, судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 419, 420, 427 Налогового кодекса, пришли к выводу о том, что оспоренное решение в части доначисления страховых взносов, пени и штрафных санкций с учетом уменьшения до суммы 2 969 рублей 75 копеек в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, с чем согласился суд округа.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2020 N 489-О
положения части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая указанных лиц страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате соответствующих страховых взносов с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;
Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2020 N 306-ЭС20-4908 по делу N А49-4288/2019
При этом, суды, руководствуясь положениями статей 45, 46, 69, 419, 430, 431 Налогового кодекса Российской Федерации, исходили из соблюдения налоговым органом процедуры принудительного взыскания задолженности и обоснованности начисления пени.
Прекращая производство по делу в части требования о признании недействительными актов сверки, суды исходили из того, что оспариваемые акты сверки не являются ненормативными актами, не влекут никаких правовых последствий для заявителя, поэтому не могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2020 N 306-ЭС20-5264 по делу N А12-12237/2019
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались, в том числе, положениями статей 45, 46, 69, 76, 79, 419, 432 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и исходили из законности и обоснованности оспоренных решений и действий инспекции.
Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2020 N 309-ЭС20-8566 по делу N А50-15403/2019
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 19, 23, 419, 420, 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 135, 144, 145, 147, 149 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что спорные выплаты осуществлены в связи с выполнением председателем и членами правления услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций в рамках гражданско-правовых отношений, а потому подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.