1. Утратил силу с 1 января 2018 года. - Федеральный закон от 27.11.2017 N 353-ФЗ.
2. Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, при представлении банковской гарантии в налоговый орган либо без представления банковской гарантии в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 2.2 и 2.3 настоящей статьи. Банковская гарантия представляется в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика в соответствии со статьей 204 настоящего Кодекса возникает обязанность представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения указанных операций, определяемая в соответствии со статьей 195 настоящего Кодекса. Банковская гарантия, представленная налогоплательщиком в налоговый орган позднее указанного срока, не принимается налоговым органом в целях настоящей статьи.
Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. К банковской гарантии применяются требования, установленные статьей 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:
банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка уплатить акциз в случае непредставления налогоплательщиком документов в порядке и сроки, которые установлены пунктами 7, 7.1, 7.2 статьи 198 настоящего Кодекса, и неуплаты налогоплательщиком соответствующей суммы акциза;
сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательства по уплате в бюджет в полном объеме суммы акциза, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 202 настоящего Кодекса по операциям, указанным в подпунктах 4, 4.1, 4.2 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса;
срок действия банковской гарантии, предоставляемой в целях освобождения от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, должен составлять не менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза, обеспеченной банковской гарантией.
Налоговый орган обязан уведомить банк, выдавший банковскую гарантию в целях освобождения от уплаты акциза при совершении операций, указанных в подпунктах 4, 4.1, 4.2 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, об освобождении от обязательств по этой гарантии в случаях:
представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктами 7, 7.1, 7.2 статьи 198 настоящего Кодекса, в установленный срок - не позднее третьего дня, следующего за днем завершения проверки, подтвердившей полноту представления и достоверность указанных документов;
уплаты налогоплательщиком суммы акциза - не позднее третьего дня после исполнения обязанности по уплате указанной суммы.
Абзацы девятый - шестнадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 05.04.2016 N 101-ФЗ.
2.1. Право на освобождение от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, без представления банковской гарантии имеют налогоплательщики - организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации по акцизам прошло не менее трех лет.
Банковская гарантия не представляется налогоплательщиками - организациями, которые осуществляют производство подакцизных товаров на основании договора переработки давальческого сырья (материалов), в случае, если у собственника сырья (материалов) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей. Такие налогоплательщики не представляют банковскую гарантию при условии представления в налоговый орган документа, выданного собственнику сырья (материалов) налоговым органом и подтверждающего уплату собственником сырья (материалов) налогов в сумме не менее 2 миллиардов рублей за указанный период.
Освобождение от уплаты акцизов без представления банковской гарантии предоставляется только в части количества подакцизных товаров, принадлежащих собственникам сырья (материалов), отвечающим указанному в настоящем абзаце критерию по сумме уплаченных налогов.
2.2. Право на освобождение от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, имеют налогоплательщики - организации, обязанность которых по уплате акциза обеспечена поручительством.
Договор поручительства должен соответствовать следующим требованиям:
договор поручительства должен быть оформлен в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса и должен предусматривать обязанность поручителя уплатить акциз в случае непредставления налогоплательщиком документов в порядке и сроки, которые установлены пунктами 7, 7.1, 7.2 статьи 198 настоящего Кодекса, и неуплаты налогоплательщиком соответствующей суммы акциза;
сумма, на которую заключен договор поручительства, должна обеспечивать исполнение обязательства по уплате в бюджет в полном объеме суммы акциза, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 202 настоящего Кодекса по операциям, указанным в подпунктах 4, 4.1, 4.2 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса;
срок действия договора поручительства, предоставляемого в целях освобождения от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, должен составлять не менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза, обеспеченной поручительством, и должен быть не более одного года со дня заключения договора поручительства.
Поручитель должен соответствовать следующим требованиям:
являться российской организацией;
совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная поручителем в течение трех календарных лет, предшествующих году, в котором представлено заявление о заключении договора поручительства, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей;
сумма обязательств поручителя по действующим договорам поручительства (включая договор поручительства в отношении налогоплательщика), заключенным в соответствии с настоящим Кодексом, на дату представления заявления о заключении договора поручительства, предусмотренного настоящим пунктом, не превышает 50 процентов стоимости чистых активов поручителя, определенной по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представлено заявление о заключении договора поручительства;
поручитель на дату представления заявления о заключении договора поручительства, предусмотренного настоящим пунктом, не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
в отношении поручителя на дату представления заявления о заключении договора поручительства, предусмотренного настоящим пунктом, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
поручитель на дату представления заявления о заключении договора поручительства, предусмотренного настоящим пунктом, не имеет задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
2.3. Право на освобождение от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, без представления банковской гарантии имеют налогоплательщики, в отношении которых проводится налоговый мониторинг на дату представления налоговой декларации или уточненной налоговой декларации за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг.
3. При уплате акциза вследствие отсутствия банковской гарантии или договора поручительства уплаченные суммы акциза, в том числе в виде авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, предусмотренного пунктом 8 статьи 194 настоящего Кодекса, подлежат возмещению в порядке, установленном статьей 203 настоящего Кодекса (при проведении налогового мониторинга подлежат возмещению в порядке, установленном статьями 203 и 203.1 настоящего Кодекса), после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта или реэкспорта.
Сведения об объемах подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, и о соответствующих суммах акциза подлежат отражению налогоплательщиком в налоговой декларации по акцизам, представляемой за налоговый период, на который приходится дата реализации (передачи) указанных товаров, определяемая в соответствии со статьей 195 настоящего Кодекса.
В налоговой декларации по акцизам за налоговый период, в котором налогоплательщиком представлены в налоговый орган документы, предусмотренные пунктами 7 и 7.2 статьи 198 настоящего Кодекса, отражаются следующие сведения о вывезенных за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта или реэкспорта подакцизных товарах, по которым ранее на основании банковской гарантии и (или) договора поручительства было предоставлено освобождение от уплаты акциза:
объем (количество) подакцизных товаров, фактический вывоз которых за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта документально подтвержден в порядке, установленном пунктами 7 и 7.2 статьи 198 настоящего Кодекса;
сумма акциза, от уплаты которой налогоплательщик был освобожден на основании представленной банковской гарантии или договора поручительства, приходящаяся на объем (количество) реализованных подакцизных товаров, фактический вывоз которых за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта документально подтвержден;
суммы акциза, подлежащие налоговым вычетам в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса;
налоговый период, на который приходится дата реализации (передачи) подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, определяемая в соответствии с пунктом 2 статьи 195 настоящего Кодекса;
сумма акциза, от уплаты которой налогоплательщик ранее был освобожден на основании представленной банковской гарантии или договора поручительства, исчисленная за налоговый период, на который приходится дата реализации (передачи) подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, определяемая в соответствии с пунктом 2 статьи 195 настоящего Кодекса;
номер и дата контракта на поставку подакцизных товаров иностранному покупателю.
4. Налогоплательщики, которые осуществляют реализацию за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта произведенной ими алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в отношении которых пунктом 8 статьи 194 настоящего Кодекса установлена обязанность по уплате авансового платежа акциза, имеют право представить в налоговый орган одну банковскую гарантию в целях одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза и от уплаты акциза при реализации алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, вывозимой за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
Указанные в настоящем пункте налогоплательщики представляют в налоговый орган банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктом 14 статьи 204 настоящего Кодекса.
Банковская гарантия, предусмотренная настоящим пунктом, должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
К банковской гарантии применяются требования, установленные статьей 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:
сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательства налогоплательщика по уплате в бюджет акциза (авансового платежа акциза) в размере, исчисленном в соответствии с пунктом 8 статьи 194 настоящего Кодекса, от уплаты которого он освобождается в соответствии с данной банковской гарантией;
срок действия банковской гарантии должен составлять не менее 12 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором осуществлялась закупка (ввоз на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза) этилового спирта или совершались операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;
банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка на основании требования налогового органа уплатить денежную сумму по банковской гарантии в части неуплаченной или не полностью уплаченной суммы акциза (авансового платежа акциза) в случае:
неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком акциза в срок, установленный пунктом 3 статьи 204 настоящего Кодекса, по реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из этилового спирта, при закупке (передаче в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза которого налогоплательщику предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа акциза в связи с представлением указанной банковской гарантии;
неуплаты в установленный срок суммы авансового платежа акциза, обязанность по уплате которой возникает в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Расчетный срок при представлении банковской гарантии, предусмотренной настоящим пунктом, составляют налоговые периоды начиная с месяца, следующего за налоговым периодом, в котором осуществлялись закупка (передача в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввоз на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза этилового спирта, являющегося товаром Евразийского экономического союза, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится 250-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока.
5. Налоговый орган обязан направить в банк, выдавший банковскую гарантию, предусмотренную пунктом 4 настоящей статьи, уведомление об освобождении его от обязательств по этой банковской гарантии в случае, если общая сумма фактического исполнения обязательств, обеспеченных указанной банковской гарантией, соответствует сумме акциза и (или) авансового платежа акциза, в отношении которой предоставлено освобождение от уплаты в бюджет на основании указанной банковской гарантии, исчисленной исходя из фактически закупленного (переданного в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввезенного на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза объема этилового спирта с учетом фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Указанное уведомление направляется не позднее восьми дней, следующих за днем завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по акцизам, по результатам которой налоговым органом подтверждено соответствие общей суммы фактического исполнения обязательств, обеспеченных этой банковской гарантией, сумме акциза и (или) авансового платежа акциза, в отношении которой предоставлено освобождение от уплаты в бюджет на основании этой банковской гарантии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.
В отношении налогоплательщиков, указанных в пункте 2.3 настоящей статьи, такое уведомление направляется не позднее девяноста дней, следующих за датой представления налоговой декларации по акцизам и документов, подтверждающих соответствие общей суммы фактического исполнения обязательств, обеспеченных этой банковской гарантией, сумме акциза и (или) авансового платежа акциза, в отношении которой предоставлено освобождение от уплаты в бюджет на основании этой банковской гарантии, если в течение указанного периода времени не составлено мотивированное мнение.
При этом общая сумма фактического исполнения налогоплательщиком обязательств, обеспеченных банковской гарантией, рассчитывается путем сложения следующих величин:
сумм акциза, уплаченных за налоговые периоды расчетного срока по реализованной на территории Российской Федерации, а также вывезенной за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта и (или) вывезенной с территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из этилового спирта, при закупке (передаче в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза (с учетом фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) которого налогоплательщику предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа акциза в связи с представлением указанной банковской гарантии;
сумм акциза, обоснованность освобождения от уплаты которых за налоговые периоды расчетного срока подтверждена по результатам камеральной налоговой проверки по вывезенной за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также вывезенной с территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из этилового спирта, при закупке (передаче в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза (с учетом фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) которого налогоплательщику предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа акциза в связи с представлением указанной банковской гарантии (за исключением случаев, предусмотренных абзацем четырнадцатым настоящего пункта);
суммы авансового платежа акциза, уплаченной в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Суммы акциза, уплаченные по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, учтенные при определении суммы фактического исполнения обязательств, обеспеченных соответствующей банковской гарантией, повторному учету в указанных целях в отношении прочих банковских гарантий не подлежат.
Порядок определения объема реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из этилового спирта, при закупке (передаче в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза которого налогоплательщику предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа акциза в связи с представлением банковской гарантии, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Сумма акциза, обоснованность освобождения от уплаты которой по вывезенной за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также вывезенной с территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции подтверждена по результатам камеральной налоговой проверки, определяется на основании следующих документов:
сообщения налогового органа о подтверждении обоснованности применения освобождения от уплаты акциза - в случае, если по результатам камеральной налоговой проверки не выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Налоговый орган направляет указанное сообщение налогоплательщику в течение семи дней со дня окончания проверки;
решения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, - в случае, если по результатам камеральной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки. До даты вынесения указанного решения сумма акциза, обоснованность освобождения от уплаты которой подтверждена, определяется на основании акта камеральной налоговой проверки.
Положения абзацев десятого - двенадцатого настоящего пункта не применяются в отношении налогоплательщиков, указанных в пункте 2.3 настоящей статьи.
В отношении налогоплательщиков, указанных в пункте 2.3 настоящей статьи, сумма акциза, обоснованность освобождения от уплаты которой по вывезенной за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также вывезенной с территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции подтверждена, определяется на основании следующих документов:
сообщения налогового органа о подтверждении обоснованности применения освобождения от уплаты акциза - в случае, если при проведении налогового мониторинга не выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах. Налоговый орган направляет указанное сообщение налогоплательщику в течение срока проведения налогового мониторинга, предусмотренного пунктом 5 статьи 105.26 настоящего Кодекса, но не позднее девяноста дней, следующих за датой представления документов, указанных в пункте 7 статьи 198 настоящего Кодекса;
мотивированного мнения налогового органа.
6. Если общая сумма, определенная путем сложения сумм акциза, указанных в абзацах пятом и шестом пункта 5 настоящей статьи, меньше, чем сумма авансового платежа, от уплаты которого налогоплательщик был освобожден на основании банковской гарантии, предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи, такой налогоплательщик утрачивает право на освобождение от уплаты авансового платежа акциза в размере, соответствующем разнице между указанными суммами акциза и авансового платежа акциза. Налогоплательщик обязан уплатить авансовый платеж акциза в размере указанной разницы не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится 250-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока.
7. Суммы авансового платежа акциза, уплаченные в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи и пунктом 13 статьи 204 настоящего Кодекса (в том числе банком-гарантом), в дальнейшем подлежат вычету и (или) возмещению налогоплательщику.
8. Не позднее дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии, банк уведомляет налоговый орган по месту учета налогоплательщика о факте выдачи банковской гарантии в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
9. Налогоплательщик освобождается от уплаты акцизов при совершении операций, предусмотренных подпунктом 24 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, при представлении в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующих документов (их копий):
копия уведомления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, о включении налогоплательщика в реестр поставщиков бункерного топлива, или копия действующего на дату представления в налоговый орган технического паспорта нефтебазы и копия лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), или копия договора, на основании которого используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, заключенного налогоплательщиком с российской организацией, включенной в реестр поставщиков бункерного топлива;
копия договора поручения, договора комиссии либо агентского договора налогоплательщика с поверенным, комиссионером или агентом, предусматривающих оказание налогоплательщику услуг по осуществлению указанной в пункте 4 статьи 183 настоящего Кодекса реализации средних дистиллятов (при реализации средних дистиллятов через поверенного, комиссионера или агента по договору поручения, договору комиссии либо агентскому договору);
копия контракта налогоплательщика с иностранным юридическим лицом на поставку топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам (или, если этот контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, выписки из него, содержащей информацию, необходимую для проведения налогового контроля);
копии документов, подтверждающих факт реализации топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, иностранной организации в соответствии с указанным в абзаце четвертом настоящего пункта контрактом (первичных документов, оформленных на имя указанной в этом контракте иностранной организации);
копии документов, подтверждающих вывоз за пределы территории Российской Федерации реализованного налогоплательщиком топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза (копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, содержащих в том числе сведения о количестве припасов, подтверждающих вывоз таких припасов за пределы территории Российской Федерации водными судами).
Документы, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней начиная с 25-го числа месяца, следующего за месяцем отгрузки топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам.
При непредставлении документов, предусмотренных настоящим пунктом, в установленный срок суммы акциза подлежат уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам.
При представлении налогоплательщиком документов, предусмотренных настоящим пунктом, по истечении срока, установленного настоящим пунктом, уплаченные суммы акциза подлежат возмещению в порядке, предусмотренном абзацами пятым - семнадцатым пункта 4 статьи 203 настоящего Кодекса.
- Статья 183. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
- Статья 185. Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза
Экспорт подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов)
Операции по реализации подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) за пределы территории России освобождаются от уплаты акцизов при соблюдении следующих условий:
1) если экспорт осуществляется непосредственно плательщиками акцизов или иными лицами на основании договоров комиссии, поручения либо агентского договора, заключенных с плательщиком акцизов;
2) если в налоговый орган представлено поручительство банка (в соответствии со статьей 74 Налогового кодекса РФ) или банковская гарантия.
Согласно статьям 74 и 184 Налогового кодекса РФ поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством России договором между налогоплательщиком и банком-поручителем. Поручительство должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акцизов и соответствующую пеню в случае непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, предусмотренных в пункте 7 статьи 198 Налогового кодекса РФ, и неуплаты им акциза, а также пени.
При заключении договоров поручительства каждая из сторон в соответствии с гражданским законодательством вправе выдвигать определенные условия. В частности, налоговые органы при заключении договоров могут обратить внимание на следующие моменты:
1) банк зарегистрирован в налоговом органе в том субъекте России, в котором состоит на учете налогоплательщик;
2) у налогоплательщика в данном банке открыт расчетный и (или) валютный счет;
3) у банка отсутствуют следующие признаки неплатежеспособности:
- в связи с отсутствием или недостатком денежных средств на корреспондентских счетах банк неоднократно на протяжении последних 6 месяцев задерживал платежи на срок до трех дней;
- в связи с отсутствием или недостатком денежных средств на корреспондентских счетах банк задерживает платежи на срок более трех дней;
- банк допускает абсолютное снижение более чем на 20 процентов собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной за последние 12 месяцев при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
- банк нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;
- в течение последнего месяца банк более чем на 10 процентов нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России.
Вопросы платежеспособности того или иного банка и доверия к нему решаются территориальными налоговыми органами самостоятельно на основании имеющейся у них информации.
Налоговое поручительство должно быть представлено в налоговый орган не позднее установленного срока уплаты акцизов. Если поручительство банка (или банковская гарантия) отсутствует, налогоплательщик обязан уплатить акцизы в соответствии с общеустановленным порядком.
После представления плательщиком акцизов документов, подтверждающих факт экспорта, уплаченная сумма возвращается. Возврат из бюджета сумм акциза, уплаченных по экспортируемым подакцизным товарам, производится непосредственно плательщику акцизов.
Таким образом, при реализации подакцизных товаров на экспорт может производиться либо освобождение от уплаты акцизов (при соблюдении указанных выше условий), либо возврат уплаченных сумм акциза. В любом случае обязательным является документальное подтверждение факта экспорта товаров.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса при условии представления в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) за пределы территории Российской Федерации.
Организации оптовой торговли, осуществлявшие до 1 января 2006 года со своего акцизного склада реализацию алкогольной продукции, не являются производителями алкогольной продукции. Следовательно, реализация на экспорт с акцизных складов этих организаций не подлежит освобождению от налогообложения акцизом под поручительство банка или банковскую гарантию. Таким образом, указанные выше организации оптовой торговли должны были начислять и уплачивать акциз по алкогольной продукции, реализованной на экспорт, в общеустановленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 184 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 185 Налогового кодекса РФ уплаченные суммы акциза подлежат возмещению (возврату, зачету) после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Если организация оптовой торговли, реализующая алкогольную продукцию со своего акцизного склада, представит (в порядке, установленном положениями пункта 7 статьи 198 Кодекса) в налоговый орган указанные документы, сумма уплаченного акциза может быть возмещена ей в срок не позднее трех месяцев со дня представления документов. При этом возмещение должно производиться только в сумме фактически уплаченного такой организацией акциза.
Согласно положениям пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов, производимая на территории Российской Федерации, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт.
Таким образом, поскольку с акцизного склада производителя реализация алкогольной продукции осуществлялась не на экспорт, а на акцизный склад оптовой организации, последний должен получить эту продукцию от производителя маркированной указанными марками. В то же время реализация такой продукции на экспорт с акцизного склада оптовой организации должна осуществляться без указанной маркировки.
Экспорт подакцизных нефтепродуктов
От обложения акцизами освобождаются операции, совершаемые с подакцизными нефтепродуктами в соответствии с подпунктами 3 - 4 статьи 182 Налогового кодекса РФ, если указанные нефтепродукты в дальнейшем реализованы на экспорт.
Таким образом, право на освобождение от уплаты акциза при экспорте подакцизных нефтепродуктов имеют практически все лица, совершающие указанные выше операции, облагаемые акцизами, в том числе и те, кто не имеет свидетельства.
Если свидетельства не имеет собственник подакцизных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, не являющийся соответственно плательщиком акцизов, право на освобождение от уплаты акцизов по товарам, реализуемым на экспорт, имеет лицо, производящее подакцизные нефтепродукты путем переработки давальческого сырья.
Условия освобождения от уплаты акцизов при реализации подакцизных нефтепродуктов на экспорт аналогичны указанным выше условиям, применяемым в отношении всех других подакцизных товаров.
Согласно положениям пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса РФ наличие поручительства банка (или банковской гарантии) является одним из основных условий для освобождения от уплаты акцизов по товарам (в том числе по нефтепродуктам), вывозимым на экспорт.
Если на момент совершения налогоплательщиком операции с нефтепродуктами, вывозимыми в таможенном режиме экспорта за пределы Российской Федерации (оприходования, получения и др.), с налоговым органом не заключен договор поручительства, налогоплательщик обязан начислить и уплатить в установленные сроки акциз. В случае отсутствия поручительства банка или банковской гарантии, даже если представлен полный пакет документов, подтверждающих факт реализации подакцизных нефтепродуктов на экспорт, операции, совершенные с этими нефтепродуктами в соответствии с подпунктами 2 - 4 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ, рассматриваются как объект налогообложения акцизами.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 75, 183, 184, 195, 198, 204 Налогового кодекса, суды согласились с выводами налогового органа и признали законным решение инспекции в оспариваемой части.
При этом суды исходили из того, что комплект документов, подтверждающих освобождение от уплаты акцизов в размере 75 896 550 рублей на дизельное топливо класса 5, представлен обществом с нарушением шестимесячного срока, установленного пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса, а именно 05.05.2016, тогда как необходимо было представить до 25.02.2016. Таким образом, инспекция в своем решении с учетом имеющейся у заявителя переплаты обоснованно начислила пени в размере 1 864 525 рублей 25 копеек за неуплату сумм акциза в соответствующем налоговом периоде со сроком уплаты названного налога до даты представления соответствующего комплекта документов.
Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2018 N 309-ЭС17-20013 по делу N А50-29767/2016
Рассматривая спор, суды руководствовались статьями 179, 181, 182, 183, 184, 198 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (с 01.01.2015) (далее - Протокол), Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (до 01.01.2015).
Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2019 N 301-ЭС19-13090 по делу N А82-15249/2018
Отказывая в удовлетворении требования, суды руководствовались статьями 181, 184 - 186, 194 Налогового кодекса Российской Федерации и исходили из того, что позиция налогового органа соответствует буквальному содержанию пункта 9 статьи 194 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе ООО "НТ" возражает против выводов судов, указывая, что толкование названной нормы необходимо осуществлять с учетом целей ее введения, обозначенных в пояснительной записке к проекту Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Налоговой кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предусмотренное ею правило явилось профилактической мерой к искусственному завышению производителями объемов реализуемой подакцизной продукции в последнем квартале года, предшествующего году повышения налоговых ставок акциза, с тем, чтобы получить налоговую выгоду в виде уменьшения суммы подлежащего уплате налога. А поскольку объектом обложения акцизом является реализация подакцизной продукции на территории Российской Федерации, то объемы ее поставок на экспорт не должны учитываться при применении указанной нормы.
Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2019 N 301-ЭС19-13093 по делу N А82-16780/2018
Отказывая в удовлетворении требования, суды руководствовались статьями 181, 184 - 186, 194 Налогового кодекса Российской Федерации и исходили из того, что позиция налогового органа соответствует буквальному содержанию пункта 9 статьи 194 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе ООО "НТ" возражает против выводов судов, указывая, что толкование названной нормы необходимо осуществлять с учетом целей ее введения, обозначенных в пояснительной записке к проекту Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Налоговой кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предусмотренное ею правило явилось профилактической мерой к искусственному завышению производителями объемов реализуемой подакцизной продукции в последнем квартале года, предшествующего году повышения налоговых ставок акциза, с тем, чтобы получить налоговую выгоду в виде уменьшения суммы подлежащего уплате налога. А поскольку объектом обложения акцизом является реализация подакцизной продукции на территории Российской Федерации, то объемы ее поставок на экспорт не должны учитываться при применении указанной нормы.
Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2019 N 301-ЭС19-10832 по делу N А82-15241/2018
Освобождение указанных операций производиться в соответствии со статьей 184 Налогового кодекса.
В статьях 184, 198 Налогового кодекса указаны условия, при выполнении которых налогоплательщик может претендовать на освобождение от уплаты акциза, при невыполнении этих условий акциз уплачивается в установленном порядке. Факт освобождения от уплаты акциза при реализации продукции на экспорт при соблюдении определенных условий не приводит к исключению указанных товаров из числа подакцизных.