Статья 195. Определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров
1. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
2. В целях настоящей главы дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.
Абзацы второй - третий утратили силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ.
По операциям, указанным в подпункте 7 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.
По операции, указанной в подпункте 21 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
По операциям, указанным в подпунктах 23 и 24 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой оприходования прямогонного бензина признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина.
По операции, указанной в подпункте 25 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения бензола, параксилола или ортоксилола признается день его получения лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом.
По операциям, указанным в подпунктах 26, 27 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой оприходования бензола, параксилола или ортоксилола признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, или день его производства организацией, оказывающей лицу, имеющему свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, услуги по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности.
По операции, указанной в подпункте 28 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения авиационного керосина признается день его получения лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
По операции, указанной в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения средних дистиллятов признается день их получения российской организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.5 настоящего Кодекса.
По операции, указанной в подпункте 30 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой реализации средних дистиллятов признается последнее число месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных пунктом 23 статьи 201 настоящего Кодекса.
По операции, указанной в подпункте 31 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, дата реализации средних дистиллятов определяется в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
По операции, указанной в подпункте 32 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения средних дистиллятов признается день их получения российской организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.6 настоящего Кодекса, и (или) в документах, представленных указанным лицом в соответствии с пунктом 20 статьи 179.7 настоящего Кодекса.
По операции, указанной в подпункте 33 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой оприходования средних дистиллятов признается день их оприходования организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.6 настоящего Кодекса.
При совершении операций, предусмотренных подпунктом 34 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой направления нефтяного сырья на переработку признается дата передачи в производство нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья. При этом объем передачи в производство нефтяного сырья определяется на основании данных средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья.
Абзацы шестнадцатый - восемнадцатый утратили силу с 1 апреля 2020 года. - Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ.
По операции, указанной в подпункте 38 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой использования винограда признается последний день налогового периода, в котором осуществляется реализация произведенных из указанного винограда вина, игристого вина, включая российское шампанское, крепленого (ликерного) вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, виноматериалов, виноградного сусла и спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, лицом, имеющим лицензию на производство, хранение и поставки произведенных вина (в том числе с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), и (или) игристого вина (в том числе с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), и (или) крепленого (ликерного) вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, либо лицом, имеющим лицензию на производство, хранение, поставки и розничную продажу произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции, либо лицом, имеющим лицензию, предусматривающую производство виноматериалов (за исключением крепленого вина наливом) и (или) виноградного сусла, либо лицом, имеющим лицензию, предусматривающую производство спиртных напитков, и лицензию полного цикла производства дистиллятов.
При совершении операции, предусмотренной подпунктом 39 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой направления этана на переработку в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, признается дата передачи в производство этана на производственных мощностях, принадлежащих организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке этана. При этом объем передачи в производство этана определяется на основании данных средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, непосредственно совершающего операции по переработке этана, и (или) в документах, представленных указанным лицом в соответствии с пунктом 23 статьи 179.8 настоящего Кодекса.
При совершении операции, предусмотренной подпунктом 40 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой направления СУГ на переработку в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, признается дата передачи в производство СУГ на производственных мощностях, принадлежащих организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке СУГ, либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке СУГ. При этом объем передачи в производство СУГ определяется на основании данных средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, непосредственно совершающего операции по переработке СУГ, и (или) в документах, представленных указанным лицом в соответствии с пунктом 23 статьи 179.9 настоящего Кодекса.
По операциям, указанным в подпунктах 41 и 42 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой использования стали жидкой признается день оприходования полученных из нее продуктов (полупродуктов) металлургического производства (в том числе блюмов, слябов, других заготовок).
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
4. При обнаружении недостачи подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
5. По операциям, указанным в подпунктах 20 и 20.1 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения этилового спирта признается день его получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство (свидетельства), предусмотренное (предусмотренные) пунктом 1 статьи 179.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с комментируемой статьей дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется следующим образом:
┌────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│ Вид подакцизных товаров│ Дата реализации │
├────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Спирт этиловый из всех │ │
│видов сырья (в том числе│ │
│денатурированный), │ │
│спиртосодержащая │ │
│продукция (в том числе │ │
│денатурированная) │ │
├────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Алкогольная продукция │ │
├────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Пиво │ │
├────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Табачная продукция │день отгрузки производителем │
├────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Автомобили легковые │ │
├────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Мотоциклы с мощностью │ │
│двигателя свыше │ │
│112,5 кВт (150 л.с.) │ │
├────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Автомобильный бензин │день оприходования (получения) - при │
│ │совершении операций по производству │
├────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Дизельное топливо │нефтепродуктов из собственного сырья;│
│ │день совершения операции по передаче │
├────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Моторные масла для │права собственности - по приобретению│
│дизельных и (или) │нефтепродуктов в собственность │
│карбюраторных │ │
│(инжекторных) двигателей│ │
├────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Прямогонный бензин │день подписания акта приема-передачи │
│ │нефтепродуктов - при совершении │
│ │операции по передаче нефтепродуктов, │
│ │произведенных из давальческого сырья │
│ │собственнику, не имеющему │
│ │свидетельства │
├────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Денатурированный │День оприходования (получения) │
│этиловый спирт │организацией, имеющей свидетельство │
│(получаемый │на производство неспиртосодержащей │
│организацией, │продукции, денатурированного │
│производящей │этилового спирта │
│неспиртосодержащую │ │
│продукцию) │ │
└────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘
Согласно пункту 4 статьи 195 Налогового кодекса РФ в целях исчисления акцизов при обнаружении недостачи алкогольной продукции дата ее реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
Следовательно, по объемам потерь алкогольной продукции в пределах норм естественной убыли акциз не начисляется.
Как следует из Методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли, утвержденных во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 814 Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 31 марта 2003 г. N 95, под естественной убылью товарно-материальных ценностей следует понимать потерю (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющуюся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.
При этом к естественной убыли не относятся технологические потери и потери от брака, а также потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования. Кроме того, в нормы естественной убыли не включаются потери товарно-материальных ценностей при ремонте и (или) профилактике применяемого для хранения и транспортировки технологического оборудования, при внутрискладских операциях, а также все виды аварийных потерь.
Таким образом, бой алкогольной продукции (при транспортировке, хранении или в процессе производства) не является следствием естественного изменения ее биологических и (или) физико-химических свойств, то есть естественной убылью товара. Такие потери следует квалифицировать как технологические.
Исключение технологических потерь из облагаемых акцизом объемов алкогольной продукции нормами Налогового кодекса не предусмотрено.
Внимание! Федеральным законом от 21 июля 2005 года в пункт 4 статьи 195 внесено изменение, в соответствии с которым с 1 января 2006 года положения этого пункта распространяются не только на алкогольную продукцию, но и на все остальные подакцизные товары.
Например, при хранении произведенного этилового спирта до момента его реализации обнаружена недостача в хранилище. Причем общий объем недостачи превышает нормы естественной убыли. В этом случае на недостачу спирта начисляется акциз.
Обратите внимание: Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ в статью 195 Налогового кодекса РФ внесена поправка, имеющая принципиальное значение. Эта поправка касается всех подакцизных товаров.
Речь идет о том, что с 1 января 2007 года датой реализации (т.е. датой начисления акциза) признается также и дата отгрузки подакцизных товаров собственному структурному подразделению, осуществляющему розничную реализацию произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров.
Начисление акциза производится путем умножения налоговой базы (т.е. объема реализованной продукции в натуральном выражении) на ставку акциза. На парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке с 1 января 2007 года установлена нулевая ставка акциза. Таким образом, в результате расчета начисленная сумма акциза всегда будет равна нулю.
Согласно статье 200 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить начисленную сумму акциза на сумму налоговых вычетов. Согласно пункту 2 статьи вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении денатурированного спирта, использованного в качестве сырья. Таким образом, расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, будет выглядеть следующим образом.
Пример
Организация произвела 500 л спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке (в пересчете на безводный спирт). Ставка акциза - 0 руб. Для производства этой продукции было закуплено, оплачено и списано в производство 250 л денатурированного спирта (в пересчете на безводный спирт). Ставка акциза на спирт в 2007 г. - 23 руб. 50 коп.
Сумма акциза по приобретенному денатурированному спирту составляет:
250 л x 23 руб. 50 коп. = 5875 руб.
Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, составит:
500 л x 0 руб. - 5875 = - 5875 руб.
Таким образом, сумма акциза, уплаченная при приобретении денатурированного спирта, подлежит возмещению из бюджета.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 75, 183, 184, 195, 198, 204 Налогового кодекса, суды согласились с выводами налогового органа и признали законным решение инспекции в оспариваемой части.
При этом суды исходили из того, что комплект документов, подтверждающих освобождение от уплаты акцизов в размере 75 896 550 рублей на дизельное топливо класса 5, представлен обществом с нарушением шестимесячного срока, установленного пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса, а именно 05.05.2016, тогда как необходимо было представить до 25.02.2016. Таким образом, инспекция в своем решении с учетом имеющейся у заявителя переплаты обоснованно начислила пени в размере 1 864 525 рублей 25 копеек за неуплату сумм акциза в соответствующем налоговом периоде со сроком уплаты названного налога до даты представления соответствующего комплекта документов.
Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2018 N 307-ЭС18-3552 по делу N А56-30227/2017
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что экспедитор (ответчик) на основании договора транспортной экспедиции от 16.02.2016 принял спорный груз, утрата которого произошла после его принятия к перевозке и до выдачи его грузополучателю, факт хищения груза доказан и ООО "Сияние ТК" его не оспаривает, отсутствуют доказательства того, что утрата груза произошла вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также отсутствует согласованная сторонами объявленная стоимость груза, руководствуясь положениями статей 15, 393, 796, 803, 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", статьями 39, 195 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, взыскав стоимость утраченного груза с акцизом (уплаченным заказчиком (грузовладельцем) в связи с утратой груза).
Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 871-О
1. ООО "Сияние ТК" оспаривает конституционность пункта 4 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым при обнаружении недостачи подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2020 N 307-ЭС20-5104 по делу N А56-146534/2018
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 54.1, 154, 173, 179, 181, 182, 187, 194, 195, 204 Налогового кодекса Российской Федерации, Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 82, суд первой инстанции признал правомерными произведенные налоговым органом доначисления, согласившись с выводами инспекции о занижении обществом налоговой базы при реализации произведенной продукции, которая фактически подлежала обложению акцизом, под видом неподакцизной продукции.
Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2020 N 305-ЭС20-3726 по делу N А40-93027/2018
Выводы суда кассационной инстанции не противоречат правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.07.2020 N 1642-О, принятом по жалобе общества на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 188, пунктом 5 статьи 194 и пунктом 1 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2020 N 305-ЭС20-10186 по делу N А40-102702/2018
Суд округа, отменяя судебные акты судов нижестоящих инстанций и отказывая в удовлетворении заявленного требования, руководствовался положениями статей 188, 194, 195 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", и исходил из того, что объект обложения акцизом возник у общества в мае 2017 года и именно в этот период была сформирована налоговая база, в связи с чем в данном периоде не могут применяться цены, действовавшие в 1998 году, и акциз подлежал исчислению с применением регулируемых цен, действующих в этом периоде - мае 2017 года. Следовательно инспекцией обоснованно применен приказ ФСТ России от 08.06.2015 N 218-э/З.
Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2020 N 304-ЭС20-1099 по делу N А81-8477/2018
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды, руководствуясь положениями статей 146, 154, 166, 179, 181, 182, 194, 195, 204, 247, 249, 271 Налогового кодекса, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами (в том числе первичными документами, протоколами допросов свидетелей, заключением экспертизы, протоколами осмотров, а также материалами, предоставленными правоохранительными органами), пришли к выводам о том, что инспекцией представлены достаточные и достоверные доказательства, подтверждающие осуществление обществом деятельности по производству и реализации ГСМ без уплаты акцизов, соответствующего НДС, налога на прибыль, сокрытие заявителем производственного процесса подакцизных товаров и документального оформления такового и, как следствие, правомерности принятия оспариваемого решения.
Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2019 N 304-КГ18-24275 по делу N А27-7372/2017
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 11, 23, 146, 154, 166, 179, 181, 187, 195 Налогового кодекса, Техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118, Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ 305-82 "Топливо дизельное. Технические условия", установив факт производства обществом именно дизельного топлива, пришли к выводу о правомерном доначислении спорных сумм акциза и НДС, начислении пеней и штрафа по данному эпизоду.
Определение Верховного Суда РФ от 15.05.2019 N 308-ЭС19-5653 по делу N А63-14180/2016
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 38, 39, 44, 195 Налогового кодекса, статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федерального закона N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Порядком проведения экспертизы некачественной пищевой продукции, установленным Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263, пришел к выводу о том, что общество документально не подтвердило факт уничтожения спирта, в связи с чем инспекция правомерно приравняла установленную недостачу спирта к реализации и начислила обществу спорную сумму акциза.
Определение Конституционного Суда РФ от 09.07.2020 N 1642-О
Примененные в деле ООО "Газпром межрегионгаз" пункт 1 статьи 188 и пункт 1 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации утратили силу с 1 января 2004 года (статьи 9 и 10 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ), а в пункт 5 статьи 194 данного Кодекса были внесены изменения с той же даты, исключившие из него упоминание о подакцизном минеральном сырье (пункт 20 статьи 1 и статья 10 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ).
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.04.2020 N 22-П
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности пункта 1 статьи 193 и пункта 4 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 5 статьи 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".