1. Налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, за исключением операций по реализации (передаче) прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина (в том числе на основании распорядительных документов собственника прямогонного бензина, произведенного из давальческого сырья (материалов), операций по реализации этилового спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство (свидетельства), предусмотренное (предусмотренные) пунктом 1 статьи 179.2 настоящего Кодекса, операций по реализации (передаче) природного газа в случае, если для указанных операций налогообложение акцизом предусмотрено международными договорами Российской Федерации, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья (материалов) соответствующую сумму акциза.
2. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев совершения операций:
1) по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации;
2) по реализации (передаче) прямогонного бензина (в том числе на основании распорядительных документов собственника прямогонного бензина, произведенного из давальческого сырья (материалов) налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина;
3) по реализации этилового спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство (свидетельства), предусмотренное (предусмотренные) пунктом 1 статьи 179.2 настоящего Кодекса.
3. При совершении операций с подакцизными товарами, которые в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса освобождены от налогообложения, расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм акциза. При этом на указанных документах делается надпись или ставится штамп "Без акциза".
4. При реализации (передаче) подакцизных товаров в розницу соответствующая сумма акциза включается в цену указанного товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма акциза не выделяется.
5. Утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ.
6. При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, соответствующие заполненные таможенные формы, расчетные документы, удостоверяющие факт уплаты акциза, налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза используются как контрольные документы для установления обоснованности налоговых вычетов.
7. При вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза, предоставленного в соответствии с пунктами 2, 2.1, 2.2 и 4 статьи 184 настоящего Кодекса, а также возмещения сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком в связи с отсутствием банковской гарантии или договора поручительства, предусмотренных пунктами 2, 2.2 и 4 статьи 184 настоящего Кодекса, и сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком и подлежащих в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса налоговым вычетам в порядке, установленном статьей 201 настоящего Кодекса, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом.
В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник давальческого сырья и материалов, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара и контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом.
В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет иное лицо по договору комиссии либо иному договору с собственником давальческого сырья, налогоплательщик - производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы наряду с договором между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) между собственником этих подакцизных товаров и лицом, осуществляющим их поставку на экспорт, а также контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт, с контрагентом.
Абзац утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ;
2) утратил силу с 1 июля 2015 года. - Федеральный закон от 08.06.2015 N 150-ФЗ;
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее в настоящей статье - российский таможенный орган места убытия).
При вывозе нефтепродуктов в таможенной процедуре экспорта за пределы территории Российской Федерации трубопроводным транспортом представляется полная таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов.
При вывозе подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Евразийского экономического союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза подакцизных товаров;
4) абзацы десятый - шестнадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 05.04.2016 N 101-ФЗ.
Указанные в настоящем пункте документы представляются в налоговые органы:
налогоплательщиками, представившими банковскую гарантию, предусмотренную пунктом 2 статьи 184 настоящего Кодекса, налогоплательщиками, соответствующими критериям, установленным пунктом 2.1 статьи 184 настоящего Кодекса, налогоплательщиками, обязанность которых по уплате акциза обеспечена поручительством в соответствии с пунктом 2.2 статьи 184 настоящего Кодекса, а также налогоплательщиками, указанными в пункте 2.3 статьи 184 настоящего Кодекса, - в течение шести месяцев с даты представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, определяемая в соответствии со статьей 195 настоящего Кодекса;
налогоплательщиками, представившими банковскую гарантию, предусмотренную пунктом 4 статьи 184 настоящего Кодекса, - не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится 250-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока.
При непредставлении или представлении в неполном объеме в налоговый орган указанных в настоящем пункте документов акциз по указанным подакцизным товарам уплачивается в порядке, установленном настоящей главой в отношении операций с подакцизными товарами на территории Российской Федерации.
Если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие освобождение от налогообложения операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, уплаченные суммы акциза подлежат возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 4 статьи 203 настоящего Кодекса.
7.1. При ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в течение 180 дней со дня ввоза указанных товаров в портовую особую экономическую зону представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны;
2) копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом;
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны или при ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта, таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, и таможенного органа, который уполномочен на совершение таможенных процедур и таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны и в регионе деятельности которого расположена портовая особая экономическая зона;
4) документы, подтверждающие передачу товаров резиденту портовой особой экономической зоны;
5) документы, определенные подпунктом 1 пункта 7 настоящей статьи, в случае ввоза в портовую особую экономическую зону товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта.
7.2. При вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза, предоставленного в соответствии с пунктами 2, 2.1, 2.2 статьи 184 настоящего Кодекса, а также возмещения сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком в связи с отсутствием банковской гарантии или договора поручительства, предусмотренных пунктами 2 и 2.2 статьи 184 настоящего Кодекса, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку подакцизных товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза или контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом, в соответствии с которым осуществляется передача подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, полученных (образовавшихся) в результате операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории или изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада.
В случае, если реализация (передача) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, полученных (образовавшихся) в результате операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории или изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего указанные операции по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом;
2) таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении под таможенную процедуру реэкспорта товаров, которые изготовлены (получены) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, или которые являются продуктами переработки, отходами и (или) остатками, полученными (образовавшимися) в результате операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.
При вывозе нефтепродуктов в таможенной процедуре реэкспорта за пределы территории Российской Федерации трубопроводным транспортом представляется полная таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов.
При вывозе нефтепродуктов в таможенной процедуре реэкспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Евразийского экономического союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза подакцизных товаров;
3) абзацы седьмой - тринадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ.
Указанные в настоящем пункте документы представляются в налоговые органы налогоплательщиками, представившими банковскую гарантию, предусмотренную пунктом 2 статьи 184 настоящего Кодекса, налогоплательщиками, соответствующими критериям, установленным пунктом 2.1 статьи 184 настоящего Кодекса, а также налогоплательщиками, обязанность которых по уплате акциза обеспечена поручительством в соответствии с пунктом 2.2 статьи 184 настоящего Кодекса, - в течение шести месяцев с даты представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, определяемая в соответствии со статьей 195 настоящего Кодекса.
При непредставлении или представлении в неполном объеме в налоговый орган указанных в настоящем пункте документов акциз по указанным подакцизным товарам уплачивается в порядке, установленном настоящей главой в отношении операций с подакцизными товарами на территории Российской Федерации.
Если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие освобождение от налогообложения операций, указанных в подпунктах 4.1 и 4.2 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, уплаченные суммы акциза подлежат возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 4 статьи 203 настоящего Кодекса.
7.3. При обнаружении несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, либо при отсутствии у налогового органа сведений, получаемых в соответствии с пунктом 17 статьи 165 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе истребовать копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. При этом налогоплательщик представляет любой из перечисленных документов в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа с учетом следующих особенностей.
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии следующих документов:
поручения на отгрузку нефтепродуктов с указанием порта разгрузки;
коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.
При вывозе нефтепродуктов в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы территории Российской Федерации.
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) железнодорожным транспортом истребуемые транспортные документы могут представляться налогоплательщиком в налоговый орган в электронной форме по формату, утвержденному совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела. Указанные документы представляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
8. Утратил силу. - Федеральный закон от 05.04.2016 N 101-ФЗ.
9. При передаче на основании распорядительных документов собственника прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, лицу, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина, расчетные документы, первичные учетные документы, счета-фактуры (выставляемые производителем прямогонного бензина его собственнику, а также собственником прямогонного бензина покупателю) составляются без выделения соответствующих сумм акциза. При этом на указанных документах делается надпись или ставится штамп "Без акциза".
При реализации (передаче) прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, лицу, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина, расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм акциза. При этом на указанных документах делается надпись или ставится штамп "Без акциза".
10. Для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза, предоставленного в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 4 статьи 184 настоящего Кодекса, и возмещения сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком в связи с отсутствием банковской гарантии, предусмотренной пунктами 2 и 4 статьи 184 настоящего Кодекса, и сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком и подлежащих в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса налоговым вычетам в порядке, установленном статьей 201 настоящего Кодекса, налогоплательщик может представить в налоговый орган реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подпунктом 3 пункта 7, подпунктом 2 пункта 7.2 настоящей статьи, с указанием в нем регистрационных номеров соответствующих деклараций вместо копий указанных деклараций.
Предусмотренный настоящим пунктом реестр представляется в налоговый орган по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
В случае представления налогоплательщиком реестра, предусмотренного настоящим пунктом, который содержит сведения, не включенные в указанный в пункте 18 статьи 165 настоящего Кодекса перечень сведений, передаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в указанный реестр.
В случае выявления несоответствия сведений, полученных налоговым органом в соответствии с пунктом 17 статьи 165 настоящего Кодекса, сведениям, содержащимся в реестре, предусмотренном настоящим пунктом, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие сведения, по которым выявлены несоответствия.
В случае истребования налоговым органом документов, сведения из которых включены в реестр, предусмотренный настоящим пунктом, копии указанных документов представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Представленные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 7 и 7.2 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае, если по требованию налогового органа налогоплательщиком не представлены указанные в пунктах 7 и 7.2 настоящей статьи документы, сведения из которых включены в реестр, предусмотренный настоящим пунктом, или указанные документы представлены, но не соответствуют требованиям пункта 7 или 7.2 настоящей статьи, обоснованность освобождения от уплаты акциза в соответствующей части считается неподтвержденной.
При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в представленный в электронной форме в налоговый орган реестр, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия.
В случае, если вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза по документам, представленным налогоплательщиком, не подтверждается сведениями, полученными от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, в соответствии с пунктом 17 статьи 165 настоящего Кодекса, об этом сообщается налогоплательщику. Налогоплательщик вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у налогоплательщика документы, подтверждающие вывоз указанного товара.
Если вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза не подтверждается сведениями (информацией), полученными от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, обоснованность освобождения от уплаты акциза в соответствующей части считается неподтвержденной. Запрос федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, должен включать пояснения и документы, если они были представлены налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с абзацем восьмым настоящего пункта.
11. Перечень сведений из документов (в том числе об отметках и о другой информации, проставленных (внесенных) российскими таможенными органами на этих документах в соответствии с правом Евразийского экономического союза), представляемых в налоговый орган в соответствии с пунктами 7 и 7.2 настоящей статьи, которые указываются в предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи реестрах, формы и порядок заполнения указанных реестров, а также форматы и порядок представления в налоговый орган в электронной форме этих реестров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В состав сведений, которые указываются в реестрах, предусмотренных настоящим пунктом, включается информация о размере и единицах измерения налоговой базы при совершении операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса.
12. При вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации на территорию государств - членов Евразийского экономического союза в налоговые органы представляются документы, предусмотренные Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, с учетом следующих особенностей.
Транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза, могут не представляться одновременно с налоговой декларацией в случае представления налогоплательщиком в налоговый орган перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронной форме.
Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку (налоговый мониторинг), вправе выборочно истребовать у налогоплательщика транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза, сведения из которых включены в заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, реквизиты которого указаны в представленном в электронной форме перечне заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Истребуемые документы (их копии) представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа.
В случае, если по требованию налогового органа налогоплательщиком не представлены транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза, сведения из которых включены в заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, реквизиты которого указаны в представленном в электронной форме перечне заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, обоснованность применения освобождения от уплаты акциза в соответствующей части считается неподтвержденной.
13. Контракты (договоры), представление которых в налоговые органы предусмотрено настоящей статьей, могут быть представлены в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, либо документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения.
В случае, если документы, предусмотренные настоящим пунктом, ранее были представлены в налоговый орган для обоснования применения налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса за предыдущие налоговые периоды или обоснования освобождения от уплаты акциза (возмещения сумм акциза) в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, их повторное представление не требуется. Вместо представления указанных в настоящем пункте документов налогоплательщик представляет в налоговые органы уведомление с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) были представлены истребуемые документы, и наименования налогового органа, в который они были представлены.
Сумма акциза, предъявляемая покупателю
В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из давальческого сырья (материалов), обязан предъявить к оплате покупателю товаров либо собственнику давальческого сырья соответствующую сумму акциза. На основании пункта 2 указанной статьи сумму акциза нужно выделить отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах, за исключением случаев реализации подакцизных товаров за пределы территории России.
Акциз выделяется отдельной строкой при передаче нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, собственнику, не имеющему свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Сумма акциза не выделяется отдельной строкой, если подакцизные товары:
- освобождены от обложения акцизами;
- реализуются на экспорт;
- реализуются лицами, не являющимися плательщиками акцизов.
Сумма акциза не выделяется отдельной строкой при реализации нефтепродуктов (независимо от наличия свидетельства у продавца и покупателя) и денатурированного этилового спирта, реализуемого продавцом, имеющим свидетельство, покупателю, имеющему свидетельство.
Подтверждение экспорта подакцизных товаров
В определении понятия экспорта, данном в Таможенном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", указано, что экспорт - это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с таможенной территории Российской Федерации за границу Российской Федерации без обязательств об обратном ввозе.
Товар может быть признан для целей налогообложения экспортированным (реализованным на экспорт), если это в установленном порядке подтверждено соответствующими документами.
В пункте 7 комментируемой статьи приведен перечень документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров за пределы территории России (в том числе в страны - участники СНГ) и служащих основанием для освобождения от уплаты акцизов. Рассмотрим их подробнее.
Контракт на поставку товара
Чтобы подтвердить факт экспорта, налогоплательщик-экспортер должен представить в налоговый орган оригинал или копию контракта на поставку подакцизных товаров.
Если поставка на экспорт осуществляется через посредника, налогоплательщик-экспортер должен представить:
- оригинал или копию договора комиссии, договора поручения либо агентского договора с посредником;
- оригинал или копию контракта посредника с иностранным покупателем.
Если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник этого сырья, налогоплательщик-переработчик должен представить:
- договор с собственником давальческого сырья о производстве подакцизных товаров;
- оригинал или копию контракта собственника давальческого сырья с иностранным покупателем.
Если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, по договору с собственником этого сырья осуществляет посредник, налогоплательщик-переработчик должен представить:
- договор с собственником давальческого сырья о производстве подакцизных товаров;
- оригинал или копию договора комиссии, договора поручения либо агентского договора собственника давальческого сырья с посредником;
- оригинал или копию контракта посредника с иностранным покупателем.
Платежные документы и выписка банка
Чтобы подтвердить факт экспорта, налогоплательщик-экспортер должен представить в налоговый орган оригиналы или копии платежных документов и выписки банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет экспортера в российском банке.
Если экспорт осуществляется через посредника, налогоплательщик-экспортер должен представить оригиналы или копии платежных документов и выписки банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет посредника в российском банке.
Если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник этого сырья, налогоплательщик-переработчик должен представить оригиналы или копии платежных документов и выписки банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет собственника сырья в российском банке. Если выручка поступила не от иностранного покупателя, а от российской организации, нужно также представить договоры поручения по оплате за экспортированные подакцизные товары между иностранным покупателем и организацией, осуществившей платеж.
Если валютная выручка от реализации подакцизных товаров не зачисляется на территорию России в соответствии с российским законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик-экспортер представляет документы (их копии), подтверждающие право на такое незачисление.
Грузовая таможенная декларация
Чтобы подтвердить факт экспорта, нужно представить в налоговый орган оригинал или копию грузовой таможенной декларации (ГТД). На ГТД должны быть отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, а также российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пропускной пункт, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории России.
При вывозе нефтепродуктов трубопроводным транспортом представляется полная ГТД с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление.
Транспортные, товаросопроводительные и иные документы
Чтобы подтвердить факт экспорта, нужно представить в налоговый орган копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России.
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты в налоговые органы представляются:
- копия поручения на отгрузку нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" с пограничной таможни России;
- копия коносамента на перевозку нефтепродуктов, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами России.
Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы России, могут не представляться при экспорте нефтепродуктов трубопроводным транспортом.
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах налогоплательщик представляет в налоговые органы копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы России, с отметками российского пограничного таможенного органа.
Днем реализации подакцизных нефтепродуктов на экспорт в целях освобождения от уплаты акцизов и соответственно началом истечения 180-дневного срока представления документов, подтверждающих факт этой реализации, является дата (день) отгрузки их на экспорт, указанная в товаросопроводительных документах, предусмотренных статьей 198 Налогового кодекса РФ.
Порядок представления документов
В главе 22 Налогового кодекса РФ не предусмотрено исключений из перечня документов (перечисленных в пункте 7 статьи 198 Налогового кодекса РФ), представляемых в налоговый орган для подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 198 Налогового кодекса РФ при непредставлении или при представлении в неполном объеме документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров за пределы России, акцизы уплачиваются в порядке, установленном в отношении операций по реализации подакцизных товаров на территории России.
Если по подакцизным товарам, реализуемым на экспорт, было представлено поручительство банка или банковская гарантия и соответственно было получено освобождение от уплаты акцизов, документы, подтверждающие факт экспорта, должны быть представлены в налоговый орган не позднее 180 дней со дня фактической реализации товаров на экспорт.
В целях обеспечения реализации права российских лиц на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС и акцизам в случаях, установленных статьями 164 и 183 Налогового кодекса РФ, ГТК России разработал Инструкцию о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории РФ (на таможенную территорию РФ), которая утверждена Приказом ГТК России от 21 июля 2003 г. N 806. Эта Инструкция, в частности, определяет:
- порядок обращения заявителей в таможенные органы за подтверждением фактического вывоза товаров;
- требования к документам, представляемым заявителями в таможенные органы для подтверждения фактического вывоза товаров;
- сроки рассмотрения таможенными органами обращений по вопросам подтверждения фактического вывоза товаров;
- отметки, проставляемые должностными лицами таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров на представленных документах.
Операции по экспорту подакцизных товаров, осуществляемые в рамках взаимной торговли с Белоруссией, с 1 января 2005 года регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 года. Действие Соглашения распространяется на товары, отгруженные в Республику Беларусь с территории Российской Федерации, с 1 января 2005 года независимо от даты их оплаты покупателями.
Соглашение включает в себя Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Согласно пункту 1 раздела II Положения операции по реализации на территории Белоруссии подакцизных товаров, вывезенных с территории России, освобождаются от налогообложения. Чтобы подтвердить обоснованность освобождения от уплаты акцизов, налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения. К таким документам относятся:
- договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;
- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика;
- третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь;
- копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара.
Помимо перечисленных документов необходимо подать иные документы, предусмотренные национальным законодательством России и Белоруссии (п. 2 Положения). Это означает, что при экспорте товаров в Белоруссию в налоговые органы представляются также документы, перечисленные в подпунктах 1 и 2 пункта 7 статьи 198 Налогового кодекса.
В разных хозяйственных ситуациях пакет подтверждающих документов, который нужно в обязательном порядке представить в налоговые органы согласно подпунктам 1 и 2 пункта 7 статьи 198 Налогового кодекса РФ, различен. Рассмотрим эти ситуации.
1. Налогоплательщик сам экспортирует товар. В этом случае представляются:
- контракт с белорусским покупателем;
- платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров белорусскому покупателю на счет экспортера в российском банке.
2. Экспорт производится через посредника. Налогоплательщик представляет:
- договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) с посредником;
- контракт (копию контракта) посредника с белорусским покупателем;
- платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров белорусскому покупателю на счет экспортера (посредника) в российском банке.
3. Подакцизные товары, произведенные из давальческого сырья, экспортирует собственник (давалец). В этом случае налогоплательщик (переработчик) представляет:
- договор с давальцем о производстве подакцизного товара из давальческого сырья и материалов;
- контракт (копию контракта) давальца с белорусским покупателем;
- платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление всей выручки от реализации подакцизных товаров белорусскому покупателю на счет экспортера (давальца) в российском банке.
4. Экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, через посредника. Налогоплательщик (переработчик) представляет:
- договор с давальцем о производстве подакцизного товара из давальческого сырья;
- договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) давальца с посредником;
- контракт (копию контракта) посредника с белорусским покупателем;
- платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление всей выручки от реализации подакцизных товаров белорусскому покупателю на счет экспортера (посредника или давальца) в российском банке.
Перечисленные документы налогоплательщик обязан подать в течение 90 дней с момента отгрузки (передачи) товаров. В противном случае ему придется в порядке, установленном главой 22 Налогового кодекса РФ, уплатить в бюджет суммы акцизов, начисленные за тот налоговый период, в котором товар был отгружен (передан). За тот же период нужно будет подать и уточненную декларацию.
Если указанные документы представлены по истечении 90 дней с момента отгрузки (передачи) товаров, но не позднее трех лет со дня возникновения обязательства по уплате акцизов, как того требует пункт 3 раздела II Положения, уплаченные суммы акцизов подлежат возврату (возмещению) в порядке, установленном главой 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ.
Для отражения сумм акциза, которые предъявлены к возмещению и уплачены по подакцизным товарам, реализованным на территории Белоруссии (документы, подтверждающие факт экспорта в Белоруссию, отсутствуют), применяются формы деклараций, утвержденные Приказом Минфина России от 30 декабря 2005 г. N 168н.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что в 2011 - 2012 годах общество применяло схему минимизации налоговых обязательств посредством не отражения факта реализации подакцизного товара (автомобильного бензина Нормаль-80), руководствуясь положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 146, пункта 1 статьи 154, пункта 1 статьи 168, статьи 170, подпункта 7 пункта 1 статьи 181, подпункта 1 пункта 1 статьи 182, статей 187 - 191, пунктов 1, 2 статьи 198, пункта 1 статьи 199 Налогового кодекса Российской Федерации, суды признали решение инспекции в части доначисления акциза и налога на добавленную стоимость законным и обоснованным.
Определение Верховного Суда РФ от 20.10.2017 N 305-КГ17-14938 по делу N А40-226654/2016
Как усматривается из судебных актов, основанием для начисления пеней послужили выводы инспекции о нарушении обществом установленного пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса) шестимесячного срока на представление документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных нефтепродуктов, влекущем начисление пеней с момента истечения срока уплаты налога по дату представления документов.
Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2018 N 305-КГ17-21371 по делу N А41-85323/2016
Довод жалобы о неправомерном указании судом первой инстанции на пропуск обществом трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Налогового кодекса, не принимается в качестве основания для отмены судебных актов, поскольку такой вывод суда при рассмотрении дела по существу не мог привести к принятию неправильного судебного акта.
Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2018 N 309-ЭС17-20013 по делу N А50-29767/2016
Рассматривая спор, суды руководствовались статьями 179, 181, 182, 183, 184, 198 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (с 01.01.2015) (далее - Протокол), Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (до 01.01.2015).
Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2019 N 301-ЭС19-13090 по делу N А82-15249/2018
Иными словами, сумма акциза подлежит исчислению как в отношении операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации, так и в отношении операций по их реализации за пределы территории Российской Федерации. Освобождение от уплаты исчисленных сумм акциза по экспортным операциям применяется налогоплательщиком при соблюдении условий, предусмотренных статьями 184, 198 Налогового кодекса Российской Федерации, обеспечивающих достоверность заявленных сведений о совершении операций по экспорту подакцизных товаров, а также гарантирующих уплату акциза в случае, если отгрузка заявленных объемов товаров на экспорт не состоится. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих выбытие подакцизных товаров с территории Российской Федерации либо их представление в неполном объеме акциз, задекларированный налогоплательщиком по экспортным операциям, уплачивается в порядке, применяемом в отношении операций с подакцизными товарами на территории Российской Федерации (абзац 21 пункта 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации).
Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2019 N 301-ЭС19-13093 по делу N А82-16780/2018
Иными словами, сумма акциза подлежит исчислению как в отношении операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации, так и в отношении операций по их реализации за пределы территории Российской Федерации. Освобождение от уплаты исчисленных сумм акциза по экспортным операциям применяется налогоплательщиком при соблюдении условий, предусмотренных статьями 184, 198 Налогового кодекса Российской Федерации, обеспечивающих достоверность заявленных сведений о совершении операций по экспорту подакцизных товаров, а также гарантирующих уплату акциза в случае, если отгрузка заявленных объемов товаров на экспорт не состоится. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих выбытие подакцизных товаров с территории Российской Федерации либо их представление в неполном объеме акциз, задекларированный налогоплательщиком по экспортным операциям, уплачивается в порядке, применяемом в отношении операций с подакцизными товарами на территории Российской Федерации (абзац 21 пункта 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации).
Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2019 N 301-ЭС19-10832 по делу N А82-15241/2018
В статьях 184, 198 Налогового кодекса указаны условия, при выполнении которых налогоплательщик может претендовать на освобождение от уплаты акциза, при невыполнении этих условий акциз уплачивается в установленном порядке. Факт освобождения от уплаты акциза при реализации продукции на экспорт при соблюдении определенных условий не приводит к исключению указанных товаров из числа подакцизных.
Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2019 N 308-ЭС19-16217 по делу N А20-1453/2018
Рассматривая спор, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе документы следственных органов государств, в которых зарегистрированы иностранные контрагенты общества, руководствуясь положениями статей 153, 164, 165, 171, 172, 181, 193, 194, 198, 200, 201, 202, 249 Налогового кодекса, принимая во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А41-14963/2015, пришел к выводу о законности решения инспекции, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 07.11.2019 N 310-ЭС19-19748 по делу N А54-5030/2018
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 181, 182, 198, 200, 201 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды первой и апелляционной инстанций признали правомерными произведенные налоговым органом доначисления, с чем согласился суд округа.