1. Подакцизными товарами признаются:
1) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, винный спирт, виноградный спирт, дистилляты, предусмотренные законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции и (или) законодательством о виноградарстве и виноделии (далее также в настоящей главе - этиловый спирт);
1.1) утратил силу с 1 июля 2012 года. - Федеральный закон от 28.11.2011 N 338-ФЗ;
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции, указанной в подпункте 3 настоящего пункта, плодового сусла, плодовых сброженных материалов. В целях настоящей главы не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары:
лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные и (или) включенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные препараты для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза, сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза;
лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке;
спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в малой емкости;
препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;
пивное сусло;
спиртосодержащие полиграфические краски;
3) алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации;
3.1) пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно;
3.2) виноградное сусло, плодовое сусло, плодовые сброженные материалы, вино наливом (виноматериал);
4) утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ;
5) табачная продукция;
6) исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
6) автомобили легковые;
6.1) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин. В целях настоящей главы прямогонным бензином признаются бензиновые фракции, за исключением автомобильного бензина, авиационного керосина, акрилатов, полученные в результате:
перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;
переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.
В целях настоящей главы бензиновой фракцией признается смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 15 или 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), соответствующая одновременно следующим физико-химическим характеристикам:
плотность не менее 650 кг/м3 и не более 749 кг/м3 при температуре 15 или 20 градусов Цельсия;
значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (давление 760 миллиметров ртутного столба), не превышает 215 градусов Цельсия.
При этом в целях настоящей главы не признаются бензиновой фракцией следующие виды фракций:
фракция, полученная в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов;
фракция, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которой не менее 85 процентов;
фракция, полученная в результате окисления и этерификации олефинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;
фракция, полученная в результате гидрирования, гидратации и дегидрирования спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;
фракция, массовая доля бензола и (или) толуола и (или) ксилола (в том числе параксилола и ортоксилола) в которой не менее 85 процентов;
фракция, массовая доля пентана и (или) изопентана в которой не менее 85 процентов;
фракция, массовая доля альфаметилстирола в которой не менее 95 процентов;
фракция, массовая доля изопрена в которой не менее 85 процентов;
11) средние дистилляты. В целях настоящей главы средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м3 при температуре 20 градусов Цельсия, за исключением:
прямогонного бензина;
циклогексана;
автомобильного бензина;
фракций, указанных в абзацах восьмом - пятнадцатом подпункта 10 настоящего пункта;
авиационного керосина, авиационного керосина марки Джет-А1;
дизельного топлива;
высоковязких продуктов, в том числе моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
продуктов нефтехимии, получаемых в процессах химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технологической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), дегидрирования, алкилирования, окисления, гидратации, этерификации;
газового конденсата, смеси газового конденсата с нефтью, непосредственно полученных с применением технологических процессов деэтанизации и (или) стабилизации и (или) фракционирования (при условии комбинации процесса фракционирования с процессом деэтанизации и (или) стабилизации);
нефти;
иных продуктов, представляющих собой смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), содержащих более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений, за исключением:
продуктов, произведенных российскими организациями, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, предусмотренное статьей 179.6 настоящего Кодекса, и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, предусмотренное статьей 179.7 настоящего Кодекса;
продуктов, произведенных российскими организациями, не имеющими свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, предусмотренного статьей 179.6 настоящего Кодекса, и (или) свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, предусмотренного статьей 179.7 настоящего Кодекса, и имеющими производственные мощности на праве собственности и (или) ином законном основании, необходимые для осуществления технологического процесса по первичной или первичной и вторичной переработке нефти и (или) газового конденсата стабильного;
продуктов, реализованных российскими организациями, указанными в подпунктах 30 и 31 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;
продуктов, полученных российскими организациями, имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, предусмотренное статьей 179.5 настоящего Кодекса.
В целях настоящей главы высоковязкими продуктами признаются:
смеси углеводородов, значение показателя кинематической вязкости которых при температуре 100 градусов Цельсия составляет более 2,2 сантистокса;
смеси углеводородов, полученные в результате применения хотя бы одного из следующих технологических процессов:
каталитическая депарафинизация;
гидроизодепарафинизация;
депарафинизация селективными растворителями;
деасфальтизация пропаном;
селективная очистка;
обезмасливание парафинов.
В целях настоящего подпункта смеси высоковязких продуктов с неподакцизными товарами признаются высоковязкими продуктами.
При этом высоковязкие продукты, полученные в результате перечисленных процессов, их смеси с неподакцизными товарами должны соответствовать одной или нескольким из следующих физико-химических характеристик:
кинематическая вязкость при температуре 100 градусов Цельсия составляет 2,2 сантистокса и более;
температура вспышки в открытом тигле составляет более 80 градусов Цельсия и температура застывания не превышает минус 35 градусов Цельсия.
В целях настоящего подпункта продукт относится к средним дистиллятам, если показатель его кинематической вязкости при температуре 100 градусов Цельсия не определен и такой продукт не относится к исключениям, указанным в настоящем подпункте.
Также не относится к средним дистиллятам смесь углеводородов, полученная организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в результате подготовки и (или) переработки принадлежащего этой организации нефтяного сырья, в дальнейшем реализуемая (передаваемая) этой организацией в смеси с нефтяным сырьем, являющимся добытым полезным ископаемым для такой организации, и (или) с нефтяным сырьем, приобретенным этой организацией у иных организаций, для которых такое нефтяное сырье является добытым полезным ископаемым, при условии транспортировки такой смеси углеводородов в смеси с нефтяным сырьем магистральным трубопроводом;
12) бензол, параксилол, ортоксилол.
В целях настоящей главы бензолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего простейшего ароматического углеводорода не менее 99 процентов.
В целях настоящей главы параксилолом или ортоксилолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего изомера ксилола (диметилбензола) не менее 95 процентов;
13) авиационный керосин.
В целях настоящей главы авиационным керосином признаются жидкие топлива, используемые в авиационных двигателях, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и (или) международных договоров Российской Федерации, а также смеси таких топлив;
13.1) нефтяное сырье.
В целях настоящей главы нефтяным сырьем признается смесь углеводородов, состоящая из одного компонента или нескольких следующих компонентов:
нефть;
газовый конденсат стабильный;
вакуумный газойль (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 845 кг/м3 и с кинематической вязкостью при температуре 80 градусов Цельсия более 3 сантистоксов);
гудрон (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 930 кг/м3);
мазут;
13.2) утратил силу с 1 апреля 2020 года. - Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ;
14) природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);
15) утратил силу. - Федеральный закон от 27.01.2023 N 1-ФЗ;
16) жидкости для электронных систем доставки никотина. В целях настоящей главы электронными системами доставки никотина признаются электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем. В целях настоящей главы жидкостью для электронных систем доставки никотина признается любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл для электронных систем доставки никотина, в том числе содержащаяся в таких электронных устройствах;
17) табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания;
18) виноград. В целях настоящей главы подакцизным признается виноград, использованный для производства вина, игристого вина, включая российское шампанское, крепленого (ликерного) вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, вина наливом, крепленого вина наливом (виноматериала) (вино наливом, крепленое вино наливом (виноматериал) далее в настоящей главе - виноматериалы), виноградного сусла или для производства спиртных напитков, являющихся винодельческой продукцией с объемной долей этилового спирта не менее 40 процентов, изготовленной из коньячного дистиллята полного цикла производства, выдержанного в контакте с древесиной дуба не менее трех лет (далее в настоящей главе - спиртные напитки, произведенные по технологии полного цикла);
19) этан. В целях настоящей главы этаном признается газ (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба) с содержанием по массе органического вещества этана 90 процентов и более. Не признается этаном газ (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба) с содержанием по массе органического вещества этана 90 процентов и более, полученный в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения);
20) СУГ. В целях настоящей главы СУГ признается газ (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба) с содержанием по массе смеси этана и (или) пропана и (или) бутанов (н-бутана и его изомеров) 90 процентов и более. При этом содержание этана по массе должно быть менее 90 процентов. Не признается СУГ газ (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба) с содержанием по массе смеси этана и (или) пропана и (или) бутанов (н-бутана и его изомеров) 90 процентов и более, полученный в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения);
21) сталь жидкая, за исключением стали жидкой, предусмотренной подпунктом 22 настоящего пункта;
22) сталь жидкая, выплавляемая в мартеновских, индукционных и (или) электрических сталеплавильных печах, при условии, если доля массы лома черных металлов в общей массе сырья, использованного для производства стали, за налоговый период составляет не менее 80 процентов;
23) сахаросодержащие напитки. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса сахаросодержащими напитками признаются упакованные в потребительскую упаковку, изготовленные с использованием питьевой или минеральной воды напитки (кроме изготовленных и упакованных организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере общественного питания), в состав которых в качестве компонентов входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза), и (или) сироп с сахаром, и (или) мед и количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 граммов на 100 мл напитка. При этом объемная доля этилового спирта в указанных напитках не должна превышать 1,2 процента включительно.
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
3. В целях настоящего Кодекса не признаются сахаросодержащими напитками:
1) специализированная пищевая продукция, прошедшая государственную регистрацию специализированной пищевой продукции в соответствии с правом Евразийского экономического союза, обогащенная пищевая продукция, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонента входит двуокись углерода;
2) алкогольная продукция, указанная в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, виноградное, пивное, плодовое, медовое и иное сусло, плодовые сброженные материалы, квасы с содержанием этилового спирта до 1,2 процента включительно;
3) соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы, молоко, молочная продукция, кисели и (или) напитки на растительной основе, произведенные из зерна злаковых, зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса и (или) продуктов их переработки, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонента входит двуокись углерода.
- Статья 180. Особенности исполнения обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)
- Статья 182. Объект налогообложения
В комментируемой статье определен перечень подакцизных товаров.
К подакцизным товарам относятся:
- спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного);
- спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%;
- алкогольная продукция;
- пиво;
- табачная продукция;
- автомобили легковые;
- мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
- автомобильный бензин;
- дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
- прямогонный бензин.
Этиловый спирт
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ подакцизным товаром признается этиловый спирт. К нему отнесены все виды этиловых спиртов (за исключением коньячного), независимо от их концентрации, вида сырья, из которого они производятся, и от того, по какой нормативно-технической документации они изготавливаются (по ГОСТам, ТУ, ОСТам или фармакопейным статьям).
Согласно фармакопейным статьям ФС 42-3071-94 и ФС 42-3072-94 изготавливаемая по ним продукция, представляя собой лекарственное средство, является не спиртосодержащей продукцией, а этиловым спиртом и именно под этим названием включена в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Поскольку в пункте 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ не предусмотрено исключение из перечня подакцизных товаров этилового спирта, производимого в соответствии с указанными фармакопейными статьями, независимо от того, что этот спирт зарегистрирован как лекарственное средство, он является подакцизным товаром.
Коньячный спирт не признается подакцизным товаром при выполнении двух условий:
1) если в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" он производится по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) если согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции" он прошел государственную регистрацию в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Если до 1 января 2001 года денатурированный спирт был полностью освобожден от обложения акцизами, то после указанной даты данный спирт признается подакцизным товаром согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ. Однако при соблюдении условий, предусмотренных статьей 183 Кодекса в редакции, действовавшей до конца 2005 года, операции по реализации денатурированного этилового спирта и денатурированной спиртосодержащей продукции освобождались от уплаты акцизов. С 1 января 2006 года в соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ из статьи 183 Кодекса исключены положения об освобождении от уплаты акцизов указанных операций.
Спиртосодержащая продукция
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ подакцизным товаром является спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде).
С 1 января 2001 года в круг подакцизных товаров включена и спиртосодержащая денатурированная продукция, которая до этого времени акцизами не облагалась. Операции по реализации данной продукции с 1 января 2006 года облагаются акцизами. Соответствующие поправки в главу 22 Налогового кодекса РФ внес Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ.
Помимо спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, не признается подакцизными товарами спиртосодержащая продукция, перечисленная ниже.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ внес существенные изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов. Произошли изменения в перечне товаров, которые подакцизными не признаются. Во-первых, обратите внимание на следующее. Если в редакции 181-й статьи, действующей до 1 января 2007 года, написано "в целях настоящей главы не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция", то в новой редакции эта фраза звучит как: "Не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары". Каково же значение этой поправки? Напомню, что в начале 2006 года возник вопрос, следует ли облагать акцизами головную фракцию этилового спирта, которая, с одной стороны, является отходом спиртового производства, а с другой - Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ была отнесена к понятию "этиловый спирт". Теперь, после изменения редакции статьи 181 Налогового кодекса РФ, для налогообложения акцизами не имеет значения, является ли этот отход спиртосодержащей продукцией или этиловым спиртом. Головная фракция этилового спирта освобождается от уплаты акцизов, поскольку, как уже сказано, она является отходом спиртового производства. Но это не единственное изменение, которое касается отходов спиртового и ликероводочного производства. Из 181-й статьи исключено положение о том, что для освобождения от уплаты акцизов таких отходов необходимо, чтобы они были внесены в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации. Дело в том, что необходимость ведения такого реестра исключена из Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ.
Лекарственные, лечебно-профилактические,
диагностические средства
Акцизами не облагаются:
- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций.
Таким образом, основанием для освобождения от уплаты акцизов по данной продукции является ее регистрация Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а при ее изготовлении аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций - рецепты и требования, заверенные в установленном порядке.
В комментируемой статье предусмотрено исключение из перечня подакцизных товаров спиртосодержащих лекарственных средств, отпускаемых не только по индивидуальным рецептам, но и по требованиям лечебных организаций.
Следует иметь в виду, что одним из условий для освобождения спиртосодержащих лекарственных средств от уплаты акцизов является реализация данной продукции производящими ее организациями в емкостях, соответствующих требованиям государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Если лекарственное средство изготовлено по индивидуальному рецепту, то оно должно быть разлито в емкость, предусмотренную рецептом врача.
Согласно статье 17 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" изготовление лекарственных средств в аптечном учреждении осуществляется по рецептам врачей на основе лекарственных средств, зарегистрированных в России. В соответствии со статьей 19 Закона N 86-ФЗ лекарственные средства, изготовляемые в аптеках по рецептам врачей, не подлежат государственной регистрации. Аптечные учреждения обязаны продавать лекарственные средства только в количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений (ст. 32 Закона N 86-ФЗ). Следовательно, в случае изготовления лекарственных и лечебно-профилактических средств (включая гомеопатические препараты) аптечными учреждениями для признания указанной продукции неподакцизным товаром рецепты и требования лечебных организаций должны содержать данные о дозировке лекарственного средства и быть заверены в установленном порядке. При этом, учитывая специфику изготовления спиртосодержащих лекарственных средств по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, требование их розлива в емкости, определенные фармакопейными статьями, на условия освобождения этих средств от уплаты акцизов не распространяется.
Производство спиртосодержащих лекарственных средств по фармакопейным статьям, внесенным в Государственный реестр лекарственных средств, осуществляется только организациями, имеющими лицензии на производство лекарственных средств, в соответствии с квотами на закупку этилового спирта, выдаваемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Это установлено в Постановлении Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 967 "О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)".
Препараты ветеринарного назначения
Не облагаются акцизами препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации.
Таким образом, для освобождения от уплаты акцизов данная продукция должна быть зарегистрирована в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и внесена в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации. Ветеринарные препараты не являются подакцизным товаром, только если они разлиты в емкости не более 100 мл.
Парфюмерно-косметическая продукция
Не облагается акцизами парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, которым с 1 октября 1999 года в соответствии с названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 967 является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Таким образом, для получения льгот по уплате акцизов по спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции налогоплательщик должен представить в налоговые органы регистрационное удостоверение, выданное Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором должно быть указано, что данная продукция относится к спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции.
Обратите внимание: С 1 января 2006 года для признания спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции неподакцизным товаром она должна быть разлита в емкости не более 100 мл (до 2006 года - не более 270 мл). Соответствующая поправка внесена Федеральным законом от 28.07.2004 N 86-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Кроме того, согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ, с 1 января 2006 года не является подакцизным товаром парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ внес существенные изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов. С 1 января 2007 года будут признаваться подакцизными товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке и парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке.
Что касается парфюмерно-косметической продукции в иной упаковке, то она будет по-прежнему освобождаться от уплаты акцизов, но при этом изменились условия, при соблюдении которых производится это освобождение. Такая продукция должна содержать не более 90% спирта (включительно) при наличии на флаконе пульверизатора (т.е. практически это также должна быть аэрозольная упаковка). При этом сохраняется требование о государственной регистрации этой продукции и о том, что она должна быть разлита в емкости не более 100 мл.
Спиртосодержащие отходы
Не облагаются акцизами отходы, образующиеся при производстве этилового спирта из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей. Указанные отходы должны соответствовать нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и должны быть внесены в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
Таким образом, спиртосодержащие отходы освобождаются от обложения акцизами при одновременном соблюдении следующих условий:
1) имеется государственное регистрационное удостоверение;
2) продукция направляется на дальнейшую переработку или используется в технических целях.
Организация и проведение государственной регистрации спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве этилового спирта из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке или использованию в технических целях, возложены на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
В ряде случаев спиртосодержащие отходы не используются для переработки, не реализуются, а направляются на уничтожение. Следует ли в данном случае начислять акциз? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что уничтожение отходов не признается операцией, подлежащей обложению акцизами. Следовательно, при уничтожении отходов спиртового производства акцизы не начисляются.
Товары бытовой химии в аэрозольной упаковке
Не облагаются акцизами товары бытовой химии в аэрозольной упаковке. В соответствии с изменениями, внесенными в комментируемую статью Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января 2002 года от уплаты акцизов освобождаются только те товары бытовой химии, которые расфасованы в металлическую аэрозольную упаковку.
Алкогольная продукция
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ подакцизным товаром признается алкогольная продукция, к которой относятся питьевой спирт, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%.
Виноматериалы в соответствии с Налоговым кодексом РФ не входят в перечень подакцизных товаров. Следовательно, акцизы по ним не начисляются.
Легковые автомобили и мотоциклы
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ в перечень подакцизных товаров включены легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт.
Классификацию механических транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, регламентирует ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения".
Согласно указанному ГОСТу транспортные средства, применяемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения, относятся к легковым автомобилям (категория М1). В случае если таких мест более восьми, эти транспортные средства классифицируются как автобусы (категория М2, М3).
Исходя из изложенного, если транспортные средства (в частности, микроавтобусы) имеют не более восьми пассажирских мест для сидения, они признаются подакцизными товарами. В случае если пассажирских мест для сидения более восьми, это транспортное средство не подлежит налогообложению акцизом.
Прямогонный бензин
Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2003 года, перечень подакцизных товаров был дополнен прямогонным бензином.
Включение прямогонного бензина в перечень подакцизных товаров в определенной степени способствует решению проблемы его использования с целью нелегального производства подакцизных нефтепродуктов. Как известно, технология производства автомобильного бензина позволяет получать его не только путем переработки нефтепродуктов на нефтеперерабатывающем заводе, но и путем смешения прямогонного бензина с необходимыми химическими присадками в железнодорожных цистернах, в бензовозах, непосредственно в хранилищах автозаправочных станций. Объемы бензина, полученные методом смешения, в большинстве случаев выводились из-под налогообложения акцизами, так как прямогонный бензин акцизом не облагался, вывозился с заводов, а после указанной выше технологической операции продавался как высокооктановый бензин.
Под прямогонным бензином для целей главы 22 Налогового кодекса РФ понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением автомобильного бензина и продукции нефтехимии. Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. C при атмосферном давлении 760 мм рт. ст.
Включение прямогонного бензина в перечень подакцизных товаров означает, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы декларации по акцизам с указанием полученных объемов в натуральном выражении. До 1 января 2005 года акцизы на данные объемы не начислялись, так как в статье 193 Налогового кодекса РФ в отношении прямогонного бензина была установлена нулевая ставка акциза.
Федеральный закон N 107-ФЗ изменил ситуацию. Для того чтобы устранить заинтересованность лиц в неправомерном применении нулевой ставки в целях уклонения от уплаты акциза на автомобильный бензин, с 1 января 2006 года устанавливается ставка акциза на прямогонный бензин в размере 2657 руб. за тонну.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Письма содержат разъяснения по вопросу применения акцизов на нефтепродукты, полученные в процессе смешения, основанные на отдельных положениях НК РФ (подпункт 1 пункта 1 и пункт 3 статьи 182) и ГОСТ 26098-84. В целях разъяснения поименованных законоположений административный ответчик в Письмах приводит примеры, когда у производителя появляется часть товара со ставкой больше, чем была у компонента, использованного для изготовления конечного продукта, а также формулирует не содержащие нормативных предписаний выводы, основываясь на положениях статей 181 - 183, 200 НК РФ и ГОСТ 26098-84. При этом изложенные в Письмах разъяснения не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах, а воспроизведенные в Письмах конкретные нормы НК РФ и сопутствующая им интерпретация соответствуют действительному смыслу разъясняемых нормативных положений и не устанавливают не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила.
Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2018 N 304-КГ17-19617 по делу N А27-15878/2016
Признавая решение инспекции законным, суды трех инстанций, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 181, 182, 187, 193 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", исходили из доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о том, что представленные обществом в обоснование права на налоговый вычет первичные документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность хозяйственных операций по поставке продукции в адрес спорного контрагента.
Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2018 N 309-ЭС17-20013 по делу N А50-29767/2016
Рассматривая спор, суды руководствовались статьями 179, 181, 182, 183, 184, 198 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (с 01.01.2015) (далее - Протокол), Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (до 01.01.2015).
Определение Конституционного Суда РФ от 13.03.2018 N 592-О
Относительно акциза Конституционный Суд Российской Федерации ранее указывал, что это косвенный налог, включаемый в цену товара и уплачиваемый, как правило, непосредственным производителем подакцизных товаров при их реализации, т.е. в отношении не всех, а только определенных категорий товаров (Определение от 9 декабря 2002 года N 346-О и др.). Подакцизными товарами признаются, в частности, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, алкогольная продукция, табачная продукция; автомобили легковые; мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.); автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин; средние дистилляты; бензол, параксилол, ортоксилол; авиационный керосин; природный газ; электронные системы доставки никотина; жидкости для электронных систем доставки никотина; табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания (пункт 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации).
Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2018 N 302-КГ18-3199 по делу N А33-14893/2016
Признавая решение налогового органа в данной части законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 20, 75, 122, 179, 181, 182, 187, 194, 199, 204 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 78 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Суд исходил из установленных по делу обстоятельств, подтвержденных имеющимися доказательствами, оцененными им по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с позиции их допустимости, полноты и достоверности, достаточности и взаимной связи.
Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2018 N 308-КГ18-5030 по делу N А61-3910/2016
Рассматривая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд округа, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 23, 146, 154, 164, 168, 179, 181, 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса), исходил из наличия у налогового органа правовых оснований для доначисления акцизов на дизельное топливо и бензин за 2012 год, соответствующих пеней по акцизам, НДС за I, II кварталы 2012 года с учетом установленной совокупности обстоятельств, свидетельствующих о том, что общество в проверяемом периоде фактически осуществляло производство из давальческого сырья подакцизных товаров - бензина прямогонного и дизельного топлива. Отсутствие подлинных перевозочных документов сырой нефти и продуктов ее переработки послужили основанием для вывода о том, что обществом создан формальный документооборот о движении и хранении подакцизного товара, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2018 N 309-КГ18-8668 по делу N А50-8600/2017
Отказывая в удовлетворении требований по данному эпизоду, суды первой и кассационной инстанции руководствовались положениями статей 146, 154, 179, 181, 182 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", и учитывали разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2020 N 307-ЭС20-5104 по делу N А56-146534/2018
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 54.1, 154, 173, 179, 181, 182, 187, 194, 195, 204 Налогового кодекса Российской Федерации, Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 82, суд первой инстанции признал правомерными произведенные налоговым органом доначисления, согласившись с выводами инспекции о занижении обществом налоговой базы при реализации произведенной продукции, которая фактически подлежала обложению акцизом, под видом неподакцизной продукции.
Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2020 N 307-ЭС20-11859 по делу N А05-13467/2019
Признавая решение инспекции в указанной части законным, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 181, 182, 187, 193, 194, 200, 202, 203 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 2, 3 Федерального закона от 19.07.2018 N 199-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для исчисления акциза по средним дистиллятам за июнь 2018 года исходя из ставки 6 665 рублей за тонну.
Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2021 N 305-ЭС21-11708 по делу N А40-68620/2020
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 181, 182, 187, 193, 200, 203 Налогового кодекса Российской Федерации, суды отказали в удовлетворении требований, установив необоснованное завышение обществом объема нефтяного сырья (определенного в массе брутто вместо массы нетто), направляемого на переработку, что повлекло завышение суммы акциза на нефтяное сырье, предъявленной к возмещению.
Определение Верховного Суда РФ от 14.10.2021 N 305-ЭС21-16987 по делу N А40-54086/2020
Отказывая в удовлетворении заявления и признавая решения инспекции законными, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 181, 182, 187, 193, 200, 203 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), пришли к выводу о необоснованном завышении обществом объема нефтяного сырья (определенного в массе брутто вместо массы нетто), направляемого на переработку, что повлекло завышение суммы акциза на нефтяное сырье, предъявленной к возмещению, с чем согласился суд округа.