1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
2. Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).
Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса также признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в интересах которого иное лицо (иная иностранная структура без образования юридического лица) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), указанной в абзаце первом настоящего пункта, или непосредственно таким иным лицом (иной иностранной структурой без образования юридического лица).
При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в настоящем пункте (иностранными структурами без образования юридического лица), а также принимаемые ими риски. При этом наличие фактического права на доходы определяется применительно к каждой отдельной выплате дохода в виде дивидендов и (или) к группе выплат дохода в рамках одного договора.
3. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в Российской Федерации для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы, в целях применения этого международного договора иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в настоящем пункте положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.
4. При выплате доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо (лица), имеющее (имеющие) фактическое право на такие доходы, то доходы, выплачиваемые иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, считаются выплаченными лицу (лицам), имеющему (имеющим) фактическое право на выплачиваемые доходы, при этом налогообложение выплачиваемого дохода производится в следующем порядке:
1) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), признается в соответствии с настоящим Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй настоящего Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации - источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации;
3) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое не распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй настоящего Кодекса.
- Статья 6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
- Статья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов
В подтверждение названного довода общество представило в материалы дела ряд доказательств того, что фактическим правом на доходы компании Бонтал Трейдинг Лимитед в действительности обладают физические лица, признаваемые налоговыми резидентами России, в том числе, уведомление, представленное этими лицами 20.03.2018 в налоговый орган в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 7 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ), а также представленные 05.04.2017 в налоговый орган сообщения общества "РМ-Групп" о выплате доходов иностранной компании, не имеющей право на доход.
Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2023 N 306-ЭС22-28213 по делу N А12-27717/2021
Общество указывает, что данная позиция противоречит положениям статей 252, 275.1 Налогового кодекса, а также общим принципам налогообложения, закрепленным в статье 7 Налогового кодекса.
При этом по смыслу пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса отражение расходов в налоговой декларации не в том разделе не влечет каких-либо негативных последствий и/или дополнительных обязанностей по предоставлению уточненных деклараций. Кроме того, согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письмах от 16.10.2020 N 03-03-07/90349 и от 30.01.2017 N 03-03-06/1/4483, в случае, если объекты обслуживающих производств и хозяйств сдаются в аренду, то положения статьи 275.1 Налогового кодекса не применяются, а доходы и расходы, полученные (понесенные) от сдачи указанных объектов в аренду, учитываются в общеустановленном порядке.
Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2022 N 304-ЭС22-2647 по делу N А03-10399/2020
Разрешая данный спор, арбитражные суды руководствовались положениями статьи 31 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статей 7, 275, 284, 309, 310 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 10 "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал", статей 1102 - 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что факт осуществления компанией иностранных инвестиций в российскую экономику (предоставления финансирования российской организации) надлежащими доказательствами не подтвержден, поэтому признали обоснованными доводы истца, которые ответчиком не опровергнуты, о том, что общество удерживало налог на прибыль по ставке 5 процентов, на основании документов, представленных компанией, и содержащих недостоверные сведения, в то время как следовало удержать сумму налога в размере 10 процентов от общей суммы выплаченных ответчику дивидендов за спорный период. Таким образом, в силу вышеизложенного суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения первоначального иска, что, по сути, исключает возможность удовлетворения встречного иска. При этом судами признан правильным расчет неосновательного обогащения, произведенный истцом. Суды установили, что истцом спорные денежные средства перечислены в бюджет Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2018 N 304-КГ18-19526 по делу N А27-27287/2016
Рассматривая спор по данному эпизоду и руководствуясь положениями статей 7, 275, 284, 309, 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Соглашением от 05.12.1998, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, суды пришли к выводу о законности решения инспекции в указанной части.
Определение Верховного Суда РФ от 06.09.2018 N 310-КГ18-12859 по делу N А68-8604/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Сорокиной Ольги Васильевны об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тульской области применять к Сорокиной О.В. упрощенную систему налогообложения с процентной ставкой 6 процентов, а равно внести соответствующие необходимые изменения в сведения, содержащиеся в единой базе данных Федеральной налоговой службы, относительно Сорокиной О.В., касающиеся применяемой системы налогообложения на основании статей 7, 346.11 - 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации,
Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2018 N 309-КГ18-15291 по делу N А50-31323/2016
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 7, 179, 181, 183 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса), статей 25, 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям налогового законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2018 N 309-КГ18-15168 по делу N А50-31329/2016
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 7, 179, 181, 183 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса), статей 25, 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует нормам налогового законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявитель документально подтвердил право на освобождение от уплаты акциза на прямогонный бензин, произведенный им на территории Российской Федерации в спорных объемах.
Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2019 N 308-ЭС19-18658 по делу N А32-27401/2018
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 7, 20, 105.1, 105.2, 247, 252, 265, 269, 272, 284, 285, 287, 309, 310, 328 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), международным Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения налогов на доходы и капитал", правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 17.07.2014 N 1578-О и от 25.01.2018 N 52-О, разъяснениями, изложенными в пункте 12 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия решения в оспоренной части.
Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2019 N 305-ЭС19-18739 по делу N А40-185141/2018
Отказывая в удовлетворении требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 7, 43, 275, 309, 310, 312 Налогового кодекса Российской Федерации, Соглашением от 05.12.1998, заключенным между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал", комментариями Организации экономического сотрудничества и развития к Модельной конвенции, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", исходили из доказанности налоговым органом правовых оснований для доначисления обществу подлежащего удержанию с доходов иностранной организации налога за 2013 год и правомерности применения при его расчете ставки 15 процентов, предусмотренной подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 и пунктом 1 статьи 310 Налогового кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 21.08.2023 N 305-ЭС23-13710 по делу N А40-121109/2022
Кроме того, статья 7 Налогового кодекса в редакции, внесенной Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ в 2016 году, содержала определение лица, имеющего фактическое право на доход (пункт 2 статьи 7 НК РФ), а также критерии, в силу наличия которых такое лицо не может быть признано имеющим фактическое право на доход (пункт 3 статьи 7 НК РФ).
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2023 N 305-ЭС23-13710 по делу N А40-121109/2022
В этой связи Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 7 дополнена положением, раскрывающим понятие лица, имеющего фактическое право на доход (пункт 2 статьи 7 НК РФ), а также критерии, в силу которых такое лицо не может быть признано имеющим фактическое право на доход (пункт 3 статьи 7 НК РФ).