1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Налогоплательщики - организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают.
2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.
Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 450 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 - 11, 13 - 22 пункта 3 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения начиная с 1-го числа месяца, в котором допущены указанные превышение доходов налогоплательщика и (или) несоответствие указанным требованиям.
В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов, указанной в абзаце первом настоящего пункта, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того месяца, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.
Абзац утратил силу с 1 января 2025 года. - Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ.
4.1. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 450 млн. рублей и в течение отчетного (налогового) периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 - 11, 13 - 22 пункта 3 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.
5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.
6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
8. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
Выражая несогласие с оспариваемыми судебными актами, общество полагает, что действующее налоговое законодательство не предусматривает возможность утраты права на применение упрощенной системы налогообложения при утрате права на применение патентной системы; основания для прекращения применения им упрощенной системы налогообложения, установленные статьей 346.13 Налогового кодекса, по иным видам предпринимательской деятельности, в спорной ситуации отсутствуют. По мнению налогоплательщика, пункт 6 статьи 346.45 Налогового кодекса был неправильно истолкован и применен судами без учета его права на применение упрощенной системы налогообложения.
Определение Верховного Суда РФ от 20.10.2017 N 309-КГ17-14915 по делу N А71-9252/2016
Судами также установлено, что сумма доходов предпринимателя за 9 месяцев 2014 года составила 69 261 899 рублей, что превышает величину предельного размера дохода, установленного пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса, на 5 241 899 рублей. Таким образом, предпринимателем в 2014 году утрачено право на применение упрощенной системы налогообложения с начала третьего квартала, в котором допущено указанное превышение. В период с 01.07.2014 по 31.12.2014 предпринимателем необоснованно применялась упрощенная система налогообложения, в связи с чем, доходы, полученные предпринимателем от оптовой торговли мясоперерабатывающей продукцией за 3 и 4 кварталы 2014 года, расходы по данной деятельности за указанный период должны учитываться и облагаться по общему режиму налогообложения.
Определение Верховного Суда РФ от 20.10.2017 N 305-КГ17-14964 по делу N А41-37188/2016
Исходя из анализа представленных в материалы дела доказательств суды пришли к выводу о доказанности налоговым органом фактов превышения проверяемым налогоплательщиком предела, установленного статьей 346.13 Налогового кодекса, и нарушения предпринимателем сроков уплаты патента, установленных пунктом 2 статьи 346.51 Налогового кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 N 309-КГ17-15287 по делу N А50-29958/2016
Как усматривается из судебных актов, основанием для обращения в арбитражный суд послужил отказ налогового органа в применении предпринимателем УСН в связи с нарушением срока направления уведомления о переходе на УСН в течение 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, установленного пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 N 15-О
подпунктов "б", "в" пункта 47 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми был увеличен до 150 млн рублей предусмотренный пунктами 4 и 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации порог утраты налогоплательщиком права на применение упрощенной системы налогообложения, который определяется исходя из размера дохода, полученного налогоплательщиком.
Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2018 N 309-КГ17-21454 по делу N А47-164/2017
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что в результате преобразования возникло вновь созданное юридическое лицо, которое вправе применять упрощенную систему налогообложения только при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), то есть путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 3117-О
1 И 2 СТАТЬИ 346.13 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 N 279-О
1. ООО "Вереск" оспаривает конституционность положений пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2019 N 310-ЭС19-1705 по делу N А62-5153/2017
Основанием для доначисления налогов послужили выводы инспекции об утрате обществом с 01.10.2007 права на применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и применение данной системы налогообложения в проверяемом периоде без уведомления налогового органа в нарушение пункта 5 статьи 346.13 Налогового кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 02.08.2019 N 307-ЭС19-8085 по делу N А05-13684/2017
В результате объединения доходов от деятельности ИП Угрюмовой Н.Ф., ИП Угрюмова К.А. и ИП Рудаковой О.Ф. по реализации ГСМ в розницу через автозаправочную станцию (далее - АЗС) налоговым органом установлено превышение в 3 квартале 2013 года предельного размера доходов, установленного пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса, что привело к утрате предпринимателем с 01.07.2013 права на применение УСН.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 N 2319-О
И ПУНКТА 2 СТАТЬИ 346.13 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,