1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
2. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 112,5 млн. рублей.
Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.
Установленное абзацем первым настоящего пункта ограничение по доходам не применяется в отношении организаций, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", подающих уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года.
2.1. Утратил силу с 1 октября 2012 года. - Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ.
3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) организации, имеющие филиалы;
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг, за исключением инвестиционных советников, не являющихся кредитными организациями и не совмещающих деятельность по инвестиционному консультированию с иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг;
7) ломбарды;
8) организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары (за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина, включая российское шампанское, виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса сахаросодержащих напитков), а также осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
12) утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ;
13) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;
14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:
на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);
на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);
15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса.
Положения настоящего подпункта не применяются в отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также в отношении хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;
17) казенные и бюджетные учреждения;
18) иностранные организации;
19) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса;
20) микрофинансовые организации;
21) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала);
22) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.
4. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
- Статья 346.11. Общие положения
- Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным. Вместе с тем существует ряд ограничений на ее применение.
Ограничение по доходам
Поправка, внесенная Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ в пункт 2 статьи 346.12 Кодекса РФ, вступающая в силу с 1 января 2006 года, устанавливает показатель в виде доходов, определяемых в соответствии со статьей 248 Кодекса РФ. В связи с этим при подаче заявления в 2006 году о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года будут учитываться доходы от реализации и внереализационные доходы за 9 месяцев 2006 года. Размер таких доходов не должен превышать 15 000 000 руб.
Указанная величина подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Коэффициент-дефлятор на 2006 год равен 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2005 г. N 284). То есть, чтобы перейти на "упрощенку" с 2007 года, фирме за 9 месяцев текущего года нужно получить доход в размере не более 16 миллионов 980 тысяч рублей. Как сообщает ФНС в своем письме от 18 января 2006 г. N ГИ-6-22/30@.
Ограничение по видам деятельности или организаций
Для перехода на "упрощенку" организация и предприниматель не должны заниматься следующими видами деятельности:
- банковской, страховой, негосударственным пенсионным обеспечением, игорным бизнесом;
- производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных.
К общераспространенным относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, которые определяются Министерством природных ресурсов России совместно с субъектами РФ (ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Не могут быть плательщиками единого налога и организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.
Также они не должны являться профессиональными участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными фондами, ломбардами.
Не имеют права воспользоваться упрощенной системой и нотариусы, занимающиеся частной практикой (подп. 10 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Это же относится и к адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также к иным формам адвокатских образований.
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ пункт 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ был дополнен еще двумя подпунктами. С 1 января 2006 года упрощенная система налогообложения недоступна для бюджетных учреждений и иностранных организаций, имеющих филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.
Ограничение по структуре организации
Организация не вправе применять "упрощенку", если она имеет филиалы и (или) представительства (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 Кодекса РФ).
Филиалы и представительства, прежде всего, являются разновидностью обособленных подразделений организации. В статье 11 Налогового кодекса РФ дано общее понятие обособленных подразделений - это "любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места". Вместе с тем плательщиками единого налога не могут быть только те организации, у которых есть именно филиалы и представительства. Следовательно, организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (письмо Минфина России от 16 сентября 2004 N 03-03-02-04/1/14).
Обратите внимание: согласно подпункту 18 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации также не могут применять упрощенную систему налогообложения.
Ограничение по структуре уставного капитала
Это условие распространяется только на организации. Доля участия других юридических лиц в ее уставном капитале, предполагающая переход на упрощенную систему налогообложения, не должна превышать 25 процентов. Если же, например, после подачи заявления о переходе на "упрощенку" организация до начала ее применения внесет изменения в учредительные документы и "правило 25 процентов" не будет выполняться, то она потеряет право перейти на упрощенную систему налогообложения.
Льготы по соблюдению этого условия имеют организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то организация не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, в том числе и на организации потребительской кооперации, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.
Ограничение по численности работников
Ограничение по численности касается как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.
Для перехода на "упрощенку" количество работающих в организации или у индивидуального предпринимателя не должно превышать 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Средняя численность работников определяется в соответствии с порядком, установленным Госкомстатом РФ, по состоянию на 1 октября текущего года. Это значит, что для расчета средней численности работников предприятия используются данные о списочной численности работников за период с января по сентябрь года, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Ограничение по стоимости имущества
Для того чтобы организация получила право на применение упрощенной системы налогообложения, остаточная стоимость ее основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн. руб. При этом учитывается только то имущество, которое подлежит амортизации и признается амортизируемым в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание, что остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется по данным бухгалтерского учета на первое число месяца, в котором было подано заявление о переходе на "упрощенку".
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 23, 45, 69, 75, 346.12, 346.14, 346.18, 346.19, 346.21, 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79, исходили из того, что сумма задолженности для расчета пени по авансовым платежам по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за полугодие 2015 года по приведенным периодам не должна была превышать 1 503 541 рубля по каждому из них, вследствие чего произвели перерасчет пени, признав излишне предъявленными налогоплательщику пени в сумме 11 641 рублей 30 копеек.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 238-О
Что же касается положений пункта 3 статьи 346.11 и пункта 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, то они определяют налогоплательщиков для целей упрощенной системы налогообложения, а также отдельные последствия выбора индивидуальным предпринимателем указанной системы налогообложения и не устанавливают объект налогообложения или порядок исчисления налоговой базы.
Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 304-КГ17-7784 по делу N А70-6506/2016
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 249, 250, 251, 346.11, 346.12, 346.14, 346.15, 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами налогового органа, признав правомерными произведенные инспекцией доначисления. При этом суды исходили из того, что полученные обществом денежные средства не могут быть отнесены к целевым поступлениям, не учитываемым в целях налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, а также не могут быть приняты в целях особого порядка учета доходов, предусмотренных статьей 346.17 названного Кодекса, в связи с чем подлежат включению в состав доходов согласно статье 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 04.07.2017 N 307-КГ17-7618 по делу N А56-15410/2016
Пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ установлено, что налогоплательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 организации, применяющие УСН, не являются налогоплательщиками НДС, за исключением случаев, установленных названной статьей.
Определение Верховного Суда РФ от 04.08.2017 N 310-КГ17-9553 по делу N А09-9807/2016
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 220, 249, 346.11, 346.12, 346.14, 346.15 Налогового кодекса, пришли к выводу о том, что ненормативный акт инспекции является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 29.09.2017 N 309-КГ17-13365 по делу N А47-8188/2016
Подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса, не вправе применять УСН.
При отсутствии соответствующего волеизъявления в силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса организация применяет общий режим налогообложения.
Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 N 309-КГ17-15287 по делу N А50-29958/2016
Изучив полно и всесторонне представленные в материалы дела доказательства, и оценив их в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями статей 346.11, 346.12, 346.13 Налогового кодекса, пришли к выводу о том, что у налогового органа имелись правовые основания для отказа заявителю в применении УСН с учетом пропуска им срока для направления уведомления.
Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2017 N 307-КГ17-17590 по делу N А21-7727/2016
Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 38, 39, 249, 346.11 (в редакции, действовавшей в спорный период), 346.12, 346.14, 346.15 Налогового кодекса, статей 2, 408, 429 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебные инстанции согласились с позицией инспекции о том, что полученный заявителем от продажи объектов недвижимости доход непосредственно связан с предпринимательской деятельностью и подлежит обложению единым налогом по УСН в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса, и признали оспоренное решение законным.
Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2017 N 306-КГ16-8273 по делу N А12-23833/2015
Предприниматель и общество обратились в суд первой инстанции с заявлениями о пересмотре вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2015 по делу N А12-23833/2015 по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 N АПЛ16-489, в котором изложен правовой подход о допустимости применения подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации к индивидуальным предпринимателям.
Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2017 N 308-КГ17-14457 по делу N А53-18839/2016
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций, руководствуясь положениями статей 249, 346.12, 346.14, 346.15 Налогового кодекса, пришли к выводу, что доход, полученный предпринимателем от продажи нежилого помещения, непосредственно связан с предпринимательской деятельностью и подлежит обложению налогом по упрощенной системе налогообложения, предусмотренной главой 26.2 Налогового кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2017 N 306-КГ17-18710 по делу N А12-61801/2016
Отказывая в удовлетворении заявленного требования и признавая решение инспекции законным, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 252, 346.12, 346.14, 346.17, 346.18, 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Порядком заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденным приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н, пришли к выводу о недоказанности предпринимателем несения расходов на приобретение товара (зелени) у заявленного контрагента, который имеет признаки недобросовестного налогоплательщика, а также на покупку дизельного топлива в целях, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.