1. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 1.1, 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
1.1. Налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 150 млн. рублей, но не превысили 200 млн. рублей и (или) в течение которого средняя численность работников налогоплательщика превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 8 процентов в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.
Если указанные в абзаце первом настоящего пункта превышения допущены налогоплательщиком в первом квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 8 процентов для налогового периода, в котором допущены указанные превышения.
2. Налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 2.1, 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
2.1. Налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 150 млн. рублей, но не превысили 200 млн. рублей и (или) в течение которого средняя численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 20 процентов в отношении части налоговый базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.
Если указанные в абзаце первом настоящего пункта превышения допущены налогоплательщиком в первом квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов для налогового периода, в котором допущены указанные превышения.
3. Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.
В отношении периодов 2015 - 2016 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 0 процентов.
В отношении периодов 2017 - 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 3 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
абзацы четвертый - пятый утратили силу с 1 января 2016 года. - Федеральный закон от 13.07.2015 N 232-ФЗ.
Налоговые ставки, установленные в соответствии с настоящим пунктом законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение периодов, указанных в настоящем пункте, начиная с налогового периода, с которого применяется пониженная налоговая ставка, если иное не установлено пунктами 1.1 и 2.1 настоящей статьи.
3.1. Законами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в отношении периодов 2023 и 2024 годов до 0 процентов. При этом такие пониженные налоговые ставки не могут быть повышены в течение периодов, указанных в настоящем пункте, начиная с налогового периода, с которого применяется пониженная налоговая ставка, если иное не установлено пунктами 1.1 и 2.1 настоящей статьи.
4. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов, если иное не установлено пунктами 1.1 и 2.1 настоящей статьи, для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. В период действия налоговой ставки в размере 0 процентов, установленной в соответствии с настоящим пунктом, индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 346.18 настоящего Кодекса.
Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абзаце первом настоящего пункта, налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:
ограничения средней численности работников;
ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов. При этом предусмотренный пунктом 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз.
В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, установленных настоящей главой и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговым ставкам, предусмотренным пунктом 1, 2 или 3 настоящей статьи, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.
Виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 246.11, 346.12, 346.13 (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ), 346.19, 346.20 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия решения ввиду доказанности совокупности обстоятельств, свидетельствующих о направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды в виде применения специального налогового режима путем разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольные организации.
Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2020 N 303-ЭС20-2100 по делу N А04-2182/2019
Оценив представленные доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 346.12, 346.20, 346.26, 346.27 Налогового кодекса, статей 426, 492, 506 - 522, 525 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки", суды пришли к выводу о правомерности произведенных инспекцией доначислений соответствующего налога, сумм пеней и штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2022 N 305-ЭС22-17017 по делу N А40-151661/2021
Разрешая спор, суды, установив, что взаимные обязательства сторон договора друг перед другом исполнены в полном объеме, доказательства наличия каких-либо претензий со стороны исполнителя, головного исполнителя государственного оборонного заказа, контролирующих органов, отсутствуют; направленное истцом в банк распоряжение о перечислении денежных средств содержало все необходимые данные, на счете имелась достаточная для исполнения распоряжения сумма денежных средств, размер платежа не противоречил цене контракта, превышение суммы было обусловлено начислением процентов; распоряжение соответствовало требованиям действующего законодательства, и, отметив, что поскольку предприниматель находился на упрощенной системе налогообложения, то требования подпункта "в" пункта 2 статьи 8.3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" подлежали применению с учетом положений статей 247, 346.11, 346.14, 346.15, 346.16, 346.17, 346.20, 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации и особенностей определения финансового результата сделки при применяемой предпринимателем системе налогообложения, признали, что у банка отсутствовали основания для отказа в принятии распоряжения к исполнению.
Определение Конституционного Суда РФ от 09.03.2023 N 480-О
2.1. В соответствии с пунктом 4 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания (абзац первый). Нулевая налоговая ставка может применяться налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем непрерывно в течение двух налоговых периодов (абзац второй).
Определение Верховного Суда РФ от 13.07.2018 N 308-КГ18-9088 по делу N А32-9491/2016
Пунктом 6 статьи 346.25 Налогового кодекса урегулирован случай, когда соответствующие суммы НДС не были отнесены к расходам в рамках упрощенной системы налогообложения при выборе налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. В связи с этим налогоплательщики получили возможность принять к вычету суммы НДС, подлежавшие отнесению, но не отнесенные ими к расходам при применении упрощенной системы налогообложения. Налогоплательщики, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, не определяют расходы для целей налогообложения (статья 346.18 Налогового кодекса), однако для них устанавливается меньшая налоговая ставка (статья 346.20 Налогового кодекса).
Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2019 N 310-ЭС19-3644 по делу N А68-317/2018
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 52, 346.11, 346.14, 346.18, 346.20, 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации, Законов Тульской области от 26.09.2009 N 1329-ЗТО "Об установлении налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения", от 28.11.2015 N 2378-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "Об установлении налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения" и в статью 2 Закона Тульской области "О внесении изменений в Закон Тульской области "Об установлении налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения" (далее - Закона N 2378-ЗТО), пришли к выводу о наличии у налоговых органов правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных актов.
Определение Верховного Суда РФ от 19.04.2019 N 309-ЭС19-4374 по делу N А07-3991/2018
Основанием для доначисления налога, начисления пени и штрафа послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком части 4 статьи 346.20 Налогового кодекса и исчислении налога по ставке в размере 0 процентов ввиду его регистрации в качестве предпринимателя в периоды с 14.01.2016 по 09.03.2016 и с 29.03.2016.
Определение Верховного Суда РФ от 10.07.2019 N 304-ЭС19-10499 по делу N А75-4945/2018
Налогоплательщики, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, не определяют расходы для целей налогообложения (статья 346.18 Налогового кодекса), однако для них устанавливается меньшая налоговая ставка (статья 346.20 Налогового кодекса).
Переходя в добровольном порядке к упрощенной системе налогообложения, налогоплательщики сами выбирают для себя объект налогообложения. Таким образом, они самостоятельно решают, когда и каким образом им выгоднее распорядиться принадлежащим им правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий (размера налоговой ставки, особенностей ведения налогового учета и последствий перехода на иную систему налогообложения).
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 84-АПА19-22
Областным законом от 27 апреля 2015 года N 757-ОЗ "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной систем налогообложения на территории Новгородской области" (далее - Областной закон N 757-ОЗ), первоначальный текст которого размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 апреля 2015 года и опубликован в печатном издании областная газета "Новгородские ведомости" 30 апреля 2015 года N 18 (4393), в соответствии с пунктом 4 статьи 346.20 и пунктом 3 статьи 346.50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу данного областного закона, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению по видам деятельности, установленным в поименованном областном законе, и применяющих упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения (статья 1).
Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2018 N 309-КГ17-20967 по делу N А34-12768/2016
Основанием для доначисления налога, начисления пени и штрафа послужил вывод налогового органа о неправомерном применении предпринимателем части 4 статьи 346.20 Налогового кодекса и исчислении налога по ставке в размере 0 процентов ввиду его регистрации в качестве предпринимателя в периоды с 18.01.1993 по 31.12.1993 и с 29.01.1996 по 31.12.2000.
Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2018 N 307-КГ17-21114 по делу N А13-11474/2016
Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 249, 346.12, 346.14, 346.15, 346.18, 346.20, 346.21, 346.28 Налогового кодекса, статей 421, 499, 509, 510, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оказание услуг по доставке товара в рассматриваемом случае является самостоятельным видом предпринимательской деятельности и полученные от реализации данных услуг доходы подлежат учету при исчислении налоговой базы по ЕНВД, в связи с чем у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия оспоренного решения.