1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.
Что же касается положений пункта 3 статьи 346.11 и пункта 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, то они определяют налогоплательщиков для целей упрощенной системы налогообложения, а также отдельные последствия выбора индивидуальным предпринимателем указанной системы налогообложения и не устанавливают объект налогообложения или порядок исчисления налоговой базы.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2017 N 1804-О
Как следует из представленных материалов, заявитель, являясь индивидуальным предпринимателем и применяя упрощенную систему налогообложения, уплатил налог на имущество физических лиц в отношении принадлежащего ему жилого помещения (доли в праве собственности на него). Впоследствии заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате сумм данного налога как излишне уплаченного, поскольку применение упрощенной системы налогообложения по общему правилу предполагает освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности (пункт 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговый орган отказал Н.П. Ханташкееву в возврате из бюджета сумм уплаченного налога на имущество физических лиц, поскольку заявителем не были представлены доказательства использования спорного жилого помещения в предпринимательской деятельности. Вступившим в силу решением арбитражного суда заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе возвратить из бюджета уплаченные суммы налога на имущество физических лиц.
Определение Верховного Суда РФ от 20.10.2017 N 309-КГ17-14915 по делу N А71-9252/2016
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями статей 23, 54, 143, 153, 209, 210, 221, 223, 227, 249, 264, 270, 346.11, 346.13, 346.15, 346.16, 346.17, 346.18, Налогового кодекса, разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды исходили из доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о правомерности доначисления заявителю налогов, пеней и штрафов.
Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2017 N 304-КГ17-14912 по делу N А45-5574/2016
В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС.
Признавая правомерным восстановление сумм налога на добавленную стоимость по названному эпизоду, суд кассационной инстанции исходил из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств и руководствовался положениями подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса, согласно которым суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 указанной статьи.
Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 N 309-КГ17-15287 по делу N А50-29958/2016
Изучив полно и всесторонне представленные в материалы дела доказательства, и оценив их в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями статей 346.11, 346.12, 346.13 Налогового кодекса, пришли к выводу о том, что у налогового органа имелись правовые основания для отказа заявителю в применении УСН с учетом пропуска им срока для направления уведомления.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2469-О
Неконституционность оспариваемого пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель усматривает в том, что взимание налога на имущество организаций с тех организаций, которые применяют упрощенную систему налогообложения, влечет двойное налогообложение, поскольку они в рамках данного налогового режима уплачивают специальный налог с дохода, заменяющий другие налоги. Неконституционность положения пункта 7 статьи 378.2 данного Кодекса, по мнению заявителя, состоит в том, что правовые акты, определяющие перечень объектов недвижимого имущества для целей уплаты налога на имущество организаций, носят дискриминационный характер, а кроме того, на них не распространяются правила действия актов о налогах во времени. В связи с этим АО "ИнформБУТЭК" просит признать оспариваемые законоположения противоречащими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1, 2, 8, 17, 19, 34, 46, 55, 57 и 123.
Определение Верховного Суда РФ от 23.07.2018 N 309-КГ18-7790 по делу N А71-8418/2017
Отказывая в удовлетворении требований, суды сослались на положения статей 170, 171, 172, 256, 257, 346.11, 346.14, 346.18, 346.25 Налогового кодекса и исходили из того, что налогоплательщик, перешедший на общий режим налогообложения лишь в 3 квартале 2016 года, не имел правовых оснований для учета в составе вычетов сумм НДС, уплаченных в стоимости товаров, работ и услуг, использованных при реконструкции спорного объекта. Данная сумма НДС должна быть включена в первоначальную стоимость основного средства в порядке статьи 346.16 Налогового кодекса и в дальнейшем погашаться путем амортизации.
Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 3117-О
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется, по общему правилу, организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Следовательно, налогоплательщик - индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно на основе собственной оценки своего экономического положения и характера осуществляемой им хозяйственной деятельности, а также преимуществ использования специального налогового режима принять решение о подаче уведомления в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N 229-О
ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 346.11 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ЧАСТЬЮ 4 СТАТЬИ 200 АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 N 279-О
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется, по общему правилу, организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Следовательно, налогоплательщик вправе самостоятельно на основе собственной оценки своего экономического положения и характера осуществляемой им хозяйственной деятельности, а также преимуществ использования специального налогового режима принять решение о подаче уведомления в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2019 N 305-ЭС19-391 по делу N А40-88142/2018
Признавая решение антимонопольного органа законным, суды трех инстанций, руководствуясь положениями статей 33, 34, 64, 66, 70 Закона о контрактной системе, статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях предприятия вменяемых нарушений.