Статья 183. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:
1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации, за исключением операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим пунктом;
2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ;
4) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).
Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса.
Положения настоящего подпункта не применяются в отношении операции, предусмотренной подпунктом 31 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;
4.1) реализация (передача) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, полученных (образовавшихся) в результате операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а также передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), ранее помещенного под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта.
Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса;
4.2) реализация (передача) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, а также передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), ранее помещенного под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта.
Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса.
5) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ;
6) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
7) - 13) утратили силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
13) - 15) исключены. - Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ;
16) операции по передаче в структуре одной организации:
произведенного налогоплательщиком, имеющим соответствующее свидетельство, указанное в подпунктах 2 - 4 пункта 1 статьи 179.2 настоящего Кодекса, этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке, и (или) спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в малой емкости, и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке соответственно;
ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной продукции, в том числе виноматериалов, и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;
произведенных налогоплательщиком дистиллятов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - дистилляты), для выдержки и (или) купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции, в том числе виноматериалов;
произведенного налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство фармацевтической продукции, этилового спирта для дальнейшего производства лекарственных средств, и (или) лекарственных препаратов, и (или) медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации и (или) включенных в соответствующий реестр;
17) в отношении авиационного керосина - операции, указанные в подпунктах 1, 6 - 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;
18) в отношении бензола, параксилола и ортоксилола - операции, указанные в подпунктах 1, 6 - 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;
19) в отношении нефтяного сырья - операции, указанные в подпунктах 1, 6 - 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;
20) утратил силу с 1 апреля 2020 года. - Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ;
21) в отношении винограда - операции, указанные в подпунктах 1, 6 - 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;
22) в отношении этана - операции, указанные в подпунктах 1, 6 - 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;
23) в отношении СУГ - операции, указанные в подпунктах 1, 6 - 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;
24) реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, произведенных указанными российскими организациями и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза;
25) в отношении стали жидкой, предусмотренной подпунктом 21 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, - операции, указанные в подпунктах 1, 6 - 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;
26) в отношении стали жидкой, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, - операции, указанные в подпунктах 1, 6 - 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, а также операция, указанная в подпункте 42 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
организация использует сталь жидкую для получения продуктов (полупродуктов) металлургического производства путем литья и при этом масса таких продуктов (полупродуктов) металлургического производства, оприходованных этой организацией за налоговый период, не превышает 1 000 тонн;
организация использует сталь жидкую для получения продуктов (полупродуктов) металлургического производства путем литья, непосредственно используемых в технологическом процессе производства продукции при осуществлении деятельности по классам 25.40, 26, 28, 29, 30 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, или производит специальную сталь. Условие настоящего абзаца считается выполненным в случае, если соответствующая организация включена в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплекса, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. При этом организация, производящая специальную сталь, включается в указанный перечень при условии производства такой организацией специальной стали не более 300 000 тонн в году, предшествующем году включения в указанный перечень, и применяет предусмотренное настоящим подпунктом освобождение в части использования стали жидкой, являющейся специальной сталью. Порядок ведения указанного перечня утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Перечисленные в пункте 1 настоящей статьи операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.
3. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.
- Статья 182. Объект налогообложения
- Статья 184. Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Письма содержат разъяснения по вопросу применения акцизов на нефтепродукты, полученные в процессе смешения, основанные на отдельных положениях НК РФ (подпункт 1 пункта 1 и пункт 3 статьи 182) и ГОСТ 26098-84. В целях разъяснения поименованных законоположений административный ответчик в Письмах приводит примеры, когда у производителя появляется часть товара со ставкой больше, чем была у компонента, использованного для изготовления конечного продукта, а также формулирует не содержащие нормативных предписаний выводы, основываясь на положениях статей 181 - 183, 200 НК РФ и ГОСТ 26098-84. При этом изложенные в Письмах разъяснения не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах, а воспроизведенные в Письмах конкретные нормы НК РФ и сопутствующая им интерпретация соответствуют действительному смыслу разъясняемых нормативных положений и не устанавливают не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила.
Определение Верховного Суда РФ от 20.10.2017 N 305-КГ17-14938 по делу N А40-226654/2016
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 75, 183, 184, 195, 198, 204 Налогового кодекса, суды согласились с выводами налогового органа и признали законным решение инспекции в оспариваемой части.
При этом суды исходили из того, что комплект документов, подтверждающих освобождение от уплаты акцизов в размере 75 896 550 рублей на дизельное топливо класса 5, представлен обществом с нарушением шестимесячного срока, установленного пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса, а именно 05.05.2016, тогда как необходимо было представить до 25.02.2016. Таким образом, инспекция в своем решении с учетом имеющейся у заявителя переплаты обоснованно начислила пени в размере 1 864 525 рублей 25 копеек за неуплату сумм акциза в соответствующем налоговом периоде со сроком уплаты названного налога до даты представления соответствующего комплекта документов.
Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2018 N 309-КГ18-15291 по делу N А50-31323/2016
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 7, 179, 181, 183 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса), статей 25, 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям налогового законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2018 N 309-КГ18-15168 по делу N А50-31329/2016
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 7, 179, 181, 183 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса), статей 25, 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует нормам налогового законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявитель документально подтвердил право на освобождение от уплаты акциза на прямогонный бензин, произведенный им на территории Российской Федерации в спорных объемах.
Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2019 N 301-ЭС19-10832 по делу N А82-15241/2018
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в том числе, операции по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации.
Освобождение указанных операций производиться в соответствии со статьей 184 Налогового кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2018 N 309-ЭС17-20013 по делу N А50-29767/2016
Рассматривая спор, суды руководствовались статьями 179, 181, 182, 183, 184, 198 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (с 01.01.2015) (далее - Протокол), Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (до 01.01.2015).
Решение Верховного Суда РФ от 27.07.2021 N АКПИ21-416
Оспариваемые Письма содержат разъяснения по вопросу применения акцизов на нефтепродукты, полученные в процессе смешения, основанные на отдельных положениях Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 и пункт 3 статьи 182) и ГОСТ 26098-84. В целях разъяснения поименованных законоположений административный ответчик в Письмах приводит примеры, когда у производителя появляется часть товара со ставкой больше, чем была у компонента, использованного для изготовления конечного продукта, а также формулирует не содержащие нормативных предписаний выводы, основываясь на положениях статей 181, 182, 183, 200 Налогового кодекса Российской Федерации и ГОСТ 26098-84.