1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.
В целях настоящей главы передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
2) - 4) утратили силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ;
5) утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ;
6) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
7) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
8) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина и (или) средних дистиллятов для дальнейшего производства продукции нефтехимии, битума, асфальта, кокса, технического углерода, серы, высоковязких продуктов, а также иных неподакцизных товаров, получаемых в качестве отходов или побочной продукции при производстве подакцизных товаров, в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, и (или) передачи произведенного этилового спирта для производства спиртосодержащей непищевой продукции в виде геля, крема на гелевой основе (крем-геля) в структуре организации, имеющей свидетельство на производство спиртосодержащей непищевой продукции;
9) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
10) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
11) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
12) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
13) ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
14) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ;
15) - 19) утратили силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ;
20) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции или свидетельство на производство спиртосодержащих полиграфических красок.
Для целей настоящей главы получением денатурированного этилового спирта признается приобретение денатурированного этилового спирта в собственность;
20.1) получение (оприходование) этилового спирта организацией, имеющей свидетельство (свидетельства), предусмотренное (предусмотренные) подпунктами 2 - 6 пункта 1 статьи 179.2 настоящего Кодекса. Для целей настоящей главы получением этилового спирта признается приобретение этилового спирта в собственность;
21) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
Для целей настоящей главы получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность по договору с российской организацией;
22) передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в том числе передача произведенного спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, если иное не установлено подпунктом 16 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса;
23) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, - оприходование указанным лицом прямогонного бензина, произведенного в результате оказания ему услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
24) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, - оприходование в структуре указанного лица прямогонного бензина, произведенного в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
25) получение бензола, параксилола или ортоксилола лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом. Для целей настоящей главы получением бензола, параксилола, ортоксилола признается приобретение бензола, параксилола, ортоксилола в собственность по договору с российской организацией;
26) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, - оприходование указанным лицом бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания указанному лицу услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности.
В целях настоящего подпункта оприходование лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания такому лицу услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего такому лицу на праве собственности, также считается совершенным в случае производства бензола, параксилола или ортоксилола на промежуточной стадии непрерывного технологического процесса производства продукции нефтехимии организацией, оказывающей указанные услуги по переработке сырья (материалов), в том числе в продукцию нефтехимии;
27) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, - оприходование в структуре указанного лица бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
28) получение авиационного керосина лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Для целей настоящей главы получением авиационного керосина признается приобретение авиационного керосина в собственность по договору с российской организацией;
29) получение средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, предусмотренное статьей 179.5 настоящего Кодекса. Для целей настоящей главы получением средних дистиллятов признается приобретение средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией;
30) реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, приобретенных у российской организации (оприходованных в результате оказания налогоплательщику услуг по переработке сырья (материалов) российской организацией) и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза;
31) реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) российской организацией, включенной в реестр поставщиков бункерного топлива, средних дистиллятов, приобретенных в собственность и помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации иностранным организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации, на основании договора с российской организацией, владеющей лицензией на пользование участком недр континентального шельфа Российской Федерации, и (или) с исполнителем, привлеченным пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе Российской Федерации для создания, эксплуатации, использования установок, сооружений, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 179.5 настоящего Кодекса, искусственных островов на континентальном шельфе Российской Федерации, и (или) с оператором нового морского месторождения углеводородного сырья;
32) получение средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов.
В целях настоящей главы получением средних дистиллятов признается приобретение налогоплательщиком средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией;
33) оприходование организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, средних дистиллятов, произведенных в результате оказания ей услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанной организации на праве собственности;
34) направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья;
35) - 37) утратили силу с 1 апреля 2020 года. - Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ;
38) использование винограда, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, для производства вина, игристого вина, включая российское шампанское, крепленого (ликерного) вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, реализованных в налоговом периоде;
39) направление этана (в том числе полученного на промежуточной стадии непрерывного технологического процесса производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии), принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, на праве собственности, на переработку в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке этана;
40) направление СУГ (в том числе полученного на промежуточной стадии непрерывного технологического процесса производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии), принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке СУГ, на праве собственности, на переработку в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке СУГ;
41) использование организацией стали жидкой, предусмотренной подпунктом 21 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, для получения продуктов (полупродуктов) металлургического производства (в том числе блюмов, слябов, других заготовок) путем литья.
Продуктами (полупродуктами) металлургического производства для целей настоящей главы признается продукция металлургического производства, полученная путем литья стали жидкой, соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов стандарту (техническим условиям) налогоплательщика или лица, получающего соответствующие продукты (полупродукты) металлургического производства от налогоплательщика;
42) использование организацией стали жидкой, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, для получения продуктов (полупродуктов) металлургического производства (в том числе блюмов, слябов, других заготовок) путем литья.
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
3. В целях настоящей главы к производству приравниваются розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями технических регламентов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 настоящего Кодекса установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала).
4. При реорганизации организации права и обязанности по уплате акциза переходят к ее правопреемнику.
5. В целях настоящей главы оприходованием подакцизного товара признается принятие этого товара на бухгалтерский учет.
- Статья 181. Подакцизные товары
- Статья 183. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Объект налогообложения по подакцизным товарам
Согласно пункту 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ акцизами облагаются перечисленные ниже операции с подакцизными товарами.
Реализация произведенных подакцизных товаров
Акцизами облагается реализация (передача) на территории России произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в том числе:
1) непосредственно продажа произведенных подакцизных товаров;
2) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе. Например, если организация передает произведенное пиво для розлива другому предприятию на давальческой основе, она должна начислить акциз;
3) передача права собственности на произведенные подакцизные товары на безвозмездной основе, а также при натуральной оплате товаров (в порядке товарообмена). Следует помнить, что в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ товарообменные операции с участием этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции запрещены;
4) передача произведенных подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (определение этих понятий приведено в статьях 409 и 414 Гражданского кодекса РФ), а также реализация предметов залога;
5) передача произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также передача организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из этой организации и передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) участнику указанного договора (его правопреемнику или наследнику) при выделе его доли из имущества, находящегося в общей доле участников договора, или разделе такого имущества.
Таким образом, хотя статьей 39 Налогового кодекса РФ указанные операции не признаны реализацией, в целях применения главы 22 Налогового кодекса РФ они облагаются акцизами;
6) передача произведенных подакцизных товаров в структуре организации, в том числе:
- для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
- использования на собственные нужды;
- использования при натуральной оплате труда.
Под использованием подакцизных товаров для собственных нужд понимается использование данных товаров, при котором они не являются сырьем для дальнейшего производства других подакцизных или неподакцизных товаров (например, использование произведенных подакцизных товаров для рекламы, на выставках, на представительские расходы и т.п.).
Не могут считаться используемыми для собственных нужд объемы подакцизных товаров, отобранные для проверки их качества, предусмотренной нормативно-технической документацией.
Например, в ГОСТ 5363-93 "Водка. Правила приемки и методы анализа" предусмотрено, что водка принимается партиями, каждая из которых оформляется одним документом о качестве. Документ о качестве водки выдается только после проведения проверки ее качества на соответствие требованиям нормативно-технической документации по различным показателям. Кроме того, в зависимости от показателя качества и объема партии водки ГОСТом определен объем отбора проб для проведения анализа ее качества. Следовательно, объем водки, направленный на проверку ее качества непосредственно на производящем ее предприятии в пределах норм, установленных ГОСТом, не является объектом обложения акцизами. В то же время алкогольная продукция, передаваемая в центры стандартизации для проверки качества, облагается акцизами как безвозмездная передача подакцизных товаров.
Согласно пункту 3 статьи 182 Налогового кодекса РФ к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которых получается подакцизный товар. Так, например, если организация или индивидуальный предприниматель в результате смешения различных марок бензина или применения различного рода высокооктановых добавок и низкосортных бензинов вырабатывает и реализует автомобильный бензин, отвечающий требованиям ГОСТ Р 51313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования", такая операция считается производством бензина. Следовательно, его производитель является плательщиком акцизов.
К производству приравнивается также розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства данных товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Например, поскольку в действующих ГОСТах, регламентирующих производство моторных масел, содержатся требования по розливу моторных масел в потребительскую тару, эта операция представляет собой часть общего процесса их производства, после которого данная продукция определяется как самостоятельный, готовый к применению товар.
Обратите внимание: Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ из статьи 183 Кодекса исключены положения об освобождении от уплаты акцизов операций по реализации денатурированного спирта и денатурированной спиртосодержащей продукции.
Объектом налогообложения акцизами в отношении денатурированного этилового спирта признаются операции по реализации его производителями. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ. Кроме того, Законом N 107-ФЗ в пункт 1 комментируемой статьи включен новый подпункт 20. Им установлено, что с января 2006 года объектом налогообложения признаются операции по получению (оприходованию) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. Под получением денатурированного спирта понимается приобретение его в собственность. То есть на дату приобретения спирта организация, имеющая свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, должна начислить акциз. Налоговая база определяется как объем полученного денатурированного спирта в натуральном выражении.
Реализация подакцизных товаров несобственного производства
В некоторых случаях акцизами облагается реализация подакцизных товаров несобственного производства. Речь идет о следующих операциях:
1) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.
В соответствии со статьей 182 Налогового кодекса РФ акцизами облагается продажа конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров лицами, с которыми заключены договоры на реализацию таких товаров. Следовательно, таможенные, налоговые органы и т.д., передающие на реализацию данные товары, плательщиками акцизов не признаются;
2) первичная реализация подакцизных товаров, происходящих и ввезенных на территорию России с территории Республики Беларусь.
Операции по экспорту и импорту подакцизных товаров, осуществляемые в рамках взаимной торговли с Белоруссией, облагаются по новым правилам. Они установлены Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 года. Действие Соглашения распространяется на товары, отгруженные в Республику Беларусь или ввезенные из Белоруссии на территорию Российской Федерации, с 1 января 2005 года независимо от даты их оплаты покупателями.
Соглашение включает в себя Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Этим документом установлено, что при экспорте и импорте подакцизных товаров во взаимной торговле с Республикой Беларусь акцизы взимают налоговые органы, а не таможня. Нормы Положения применяются к операциям по реализации товаров российскими продавцами белорусским покупателям (вывоз товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь) и к операциям по ввозу товаров в Россию из Белоруссии на основании договоров, заключенных между налогоплательщиками этих стран.
Нормы Положения не распространяются на подакцизные товары, акцизы по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации взимают таможенные органы. На это указывает пункт 1 раздела I Положения. Речь идет о товарах, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, а также подлежащих маркировке марками акцизного сбора и специальными марками или лицензированию на основании распоряжения Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 47-р.
В статье 1 Соглашения сказано, что плательщиками косвенных налогов признаются налогоплательщики Российской Федерации и плательщики налогов и сборов Республики Беларусь. Таким образом, при определении плательщиков акцизов на территории России следует руководствоваться положениями главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ. Так, статьей 179 Кодекса предусмотрено, что плательщиками акцизов признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые совершают операции, признанные объектом обложения акцизами.
Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации признается объектом обложения акцизами (подп. 13 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ). Следовательно, акциз уплачивают все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз подакцизных товаров из Белоруссии в Россию. Это, в частности, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз подакцизных нефтепродуктов, как имеющие, так и не имеющие свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
В настоящее время не отменены положения подпункта 14 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ, согласно которым объектом налогообложения признается первичная реализация на территории России подакцизных товаров, ввезенных с территории Белоруссии. Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения о налогообложении, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом, применяются правила и нормы международного договора (ст. 7 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, с 1 января 2005 года по подакцизным товарам, ввозимым в Россию из Белоруссии, акцизы взимаются в порядке, установленном Положением.
В отношении подакцизных товаров, отгруженных с территории Республики Беларусь до 1 января 2005 года, действует норма подпункта 14 пункта 1 статьи 182 Кодекса.
Налогоплательщики, осуществляющие ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, представляют специальную налоговую декларацию по косвенным налогам, которая утверждена Приказом Минфина России от 28 декабря 2005 г. N 163н.
Ввоз подакцизных товаров
Акцизами облагается ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию России (в том числе из государств - участников СНГ).
При перемещении товаров через таможенную границу России с государствами - участниками СНГ применяется порядок взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения" (как со странами дальнего зарубежья) и зачет уплаченных сумм в стране происхождения товаров не производится.
Объект налогообложения по нефтепродуктам
Объект налогообложения по подакцизным нефтепродуктам (бензину, дизельному топливу и моторным маслам) отличается от объекта налогообложения по другим подакцизным товарам.
В частности, акцизами облагаются следующие операции с подакцизными нефтепродуктами:
1) оприходование на территории России организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов).
Обратите внимание: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ внес изменения в подпункт 2 пункта 1 статьи 182 Кодекса. Они касаются производителей всех видов подакцизных нефтепродуктов - как имеющих, так и не имеющих свидетельства. С 1 января 2006 года под оприходованием нефтепродуктов понимается принятие подакцизных нефтепродуктов к учету в качестве готовой продукции;
2) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;
3) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельства, в том числе:
- приобретение нефтепродуктов в собственность.
Операция по приобретению нефтепродуктов в собственность облагается акцизами только у лиц, имеющих свидетельство. Например, оптовик, имеющий свидетельство, должен начислять и уплачивать в бюджет акциз при приобретении нефтепродуктов. Если у него такого свидетельства нет, он будет приобретать нефтепродукт по цене, в которую уже включен акциз, и, следовательно, сам плательщиком акциза не будет.
Организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, должна начислять акциз на весь объем полученных (приобретенных) ею нефтепродуктов независимо от их вида, в том числе и не указанных в свидетельстве. При этом согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 199 Налогового кодекса при реализации (передаче) подакцизных нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство (независимо от того, указаны эти нефтепродукты в свидетельстве или нет), сумма акциза, исчисленная продавцом при их получении, в стоимость реализуемых (передаваемых) нефтепродуктов не включается;
- оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
- оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);
- получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов в качестве готовой продукции, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;
4) передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику, не имеющему свидетельства;
5) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.
При ввозе подакцизных нефтепродуктов акциз уплачивается на таможне.
Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" исключил из объекта обложения акцизами операции по использованию нефтепродуктов на собственные нужды. Это не значит, что нефтепродукты, используемые на собственные нужды, освобождаются от уплаты акциза. Они облагаются акцизами в общем объеме полученных (произведенных) нефтепродуктов.
Обратите внимание: в соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ с 1 января 2006 года свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдается организациям и индивидуальным предпринимателям, которые производят продукцию нефтехимии из прямогонного бензина. Кроме того, с 1 января 2006 года на прямогонный бензин устанавливается ставка акциза в размере 2657 руб. за 1 тонну. В связи с этим Законом N 107-ФЗ введен новый порядок исчисления акциза на прямогонный бензин при направлении его на переработку. При этом плательщиком акцизов будет признаваться лицо, производящее на основе прямогонного бензина продукцию нефтехимии.
Рассмотрим на конкретных примерах, какие операции с 1 января 2006 года признаются объектом налогообложения для лиц, производящих продукцию нефтехимии из прямогонного бензина.
В соответствии с пунктом 4 статьи 182 Налогового кодекса РФ при реорганизации организации права и обязанности по уплате акциза переходят к ее правопреемнику.
Одной из форм реорганизации организации является слияние в форме присоединения. Согласно пункту 5 статьи 50 Налогового кодекса РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо. При этом пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ установлено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
На практике может возникнуть ситуация, когда в процессе присоединения имеющая свидетельство организация-правопреемник на основании инвентаризационной ведомости приняла к учету (оприходовала) нефтепродукты, приобретенные влившимся в систему указанной организации имеющим свидетельство лицом. В этом случае у организации-правопреемника объекта налогообложения акцизами не возникает, поскольку реорганизованная организация, имеющая свидетельство, начислила акциз при приобретении нефтепродуктов в собственность.
Следует напомнить также, что в случае реорганизации ранее выданные свидетельства аннулируются. Если вновь образованная организация намерена далее осуществлять операции с нефтепродуктами как лицо, имеющее свидетельство, она должна в установленном порядке получить новое свидетельство.
И еще одно важное изменение, внесенное Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ. Оно касается производства денатурированного спирта и неспиртосодержащей продукции в структуре одной организации. Если в 2006 году производители денатурированного спирта не имели права направлять этот спирт на производство неспиртосодержащей продукции по цене без акциза, то с 1 января 2007 года вступит в силу поправка к статье 182 Налогового кодекса РФ, согласно которой передача денатурированного спирта для производства неспиртосодержащей продукции объектом налогообложения акцизами не признается. Но эта норма распространяется только на те организации, которые имеют свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным спиртом.
Из статьи 182 Налогового кодекса РФ исключены операции по получению (оприходованию) нефтепродуктов. Таким образом, в 2007 году акциз будет начисляться при осуществлении операций по реализации (передаче) произведенных подакцизных товаров.
Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) 11 марта, 11 августа и 11 ноября 2020 г. издало письма N 03-13-12/19201, 03-13-08/70101, 03-13-08/98241 (далее - Письма), в которых в связи с возникшими вопросами об отнесении к производству смешения подакцизных товаров и дальнейшей реализации полученного товара разъяснены отдельные положения законодательства и указано, в частности, что если организацией получен подакцизный товар путем смешения нескольких компонентов, то в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям пункта 3 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а именно: в результате смешения объемы компонентов из числа подакцизных товаров со ставкой акциза на ту же единицу измерения ниже, чем ставка акциза на изготовленный таким способом подакцизный товар, приобретают его физико-химические, потребительские свойства и, соответственно, формируют его произведенный объем. Аналогичный процесс происходит с объемами компонентов из числа неподакцизных товаров, на которые ставки акциза отсутствуют. Далее в Письмах на примерах отражены ситуации, когда фактически у производителя появляется дополнительная часть товара с большей ставкой акциза, чем была у использованного для изготовления конечного продукта компонента.
Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 308-КГ17-1548 по делу N А53-23238/2015
Учитывая изложенные и иные установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172, 182, 187, 193, 194, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пришел к выводу о доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о направленности действий общества на получение из бюджета необоснованной налоговой выгоды, и признал оспариваемое решение законным, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.
Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2017 N 302-КГ17-4103 по делу N А33-18714/2015
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что в 2011 - 2012 годах общество применяло схему минимизации налоговых обязательств посредством не отражения факта реализации подакцизного товара (автомобильного бензина Нормаль-80), руководствуясь положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 146, пункта 1 статьи 154, пункта 1 статьи 168, статьи 170, подпункта 7 пункта 1 статьи 181, подпункта 1 пункта 1 статьи 182, статей 187 - 191, пунктов 1, 2 статьи 198, пункта 1 статьи 199 Налогового кодекса Российской Федерации, суды признали решение инспекции в части доначисления акциза и налога на добавленную стоимость законным и обоснованным.
Определение Верховного Суда РФ от 25.12.2017 N 308-КГ17-19228 по делу N А20-2983/2016
Рассматривая спор, суды, руководствуясь положениями статей 39, 146, 182, 200, 201 Налогового кодекса, статей 218, 223, 418 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", принимая во внимание постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками", Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263, пришли к выводу о недобросовестности действий налогоплательщика в результате применения налоговый вычетов по акцизу.
Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2018 N 304-КГ17-19617 по делу N А27-15878/2016
Признавая решение инспекции законным, суды трех инстанций, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 181, 182, 187, 193 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", исходили из доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о том, что представленные обществом в обоснование права на налоговый вычет первичные документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность хозяйственных операций по поставке продукции в адрес спорного контрагента.
Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2018 N 309-ЭС17-20013 по делу N А50-29767/2016
Рассматривая спор, суды руководствовались статьями 179, 181, 182, 183, 184, 198 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (с 01.01.2015) (далее - Протокол), Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (до 01.01.2015).
Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2018 N 302-КГ18-3199 по делу N А33-14893/2016
Признавая решение налогового органа в данной части законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 20, 75, 122, 179, 181, 182, 187, 194, 199, 204 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 78 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Суд исходил из установленных по делу обстоятельств, подтвержденных имеющимися доказательствами, оцененными им по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с позиции их допустимости, полноты и достоверности, достаточности и взаимной связи.
Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2018 N 308-КГ18-5030 по делу N А61-3910/2016
Рассматривая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд округа, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 23, 146, 154, 164, 168, 179, 181, 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса), исходил из наличия у налогового органа правовых оснований для доначисления акцизов на дизельное топливо и бензин за 2012 год, соответствующих пеней по акцизам, НДС за I, II кварталы 2012 года с учетом установленной совокупности обстоятельств, свидетельствующих о том, что общество в проверяемом периоде фактически осуществляло производство из давальческого сырья подакцизных товаров - бензина прямогонного и дизельного топлива. Отсутствие подлинных перевозочных документов сырой нефти и продуктов ее переработки послужили основанием для вывода о том, что обществом создан формальный документооборот о движении и хранении подакцизного товара, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2018 N 309-КГ18-8668 по делу N А50-8600/2017
Отказывая в удовлетворении требований по данному эпизоду, суды первой и кассационной инстанции руководствовались положениями статей 146, 154, 179, 181, 182 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", и учитывали разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
Определение Конституционного Суда РФ от 28.04.2022 N 1124-О
И ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 182 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2020 N 307-ЭС20-5104 по делу N А56-146534/2018
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 54.1, 154, 173, 179, 181, 182, 187, 194, 195, 204 Налогового кодекса Российской Федерации, Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 82, суд первой инстанции признал правомерными произведенные налоговым органом доначисления, согласившись с выводами инспекции о занижении обществом налоговой базы при реализации произведенной продукции, которая фактически подлежала обложению акцизом, под видом неподакцизной продукции.