1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.
В целях настоящей главы передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
2) - 4) утратили силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ;
5) утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ;
6) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
7) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
8) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина и (или) средних дистиллятов для дальнейшего производства продукции нефтехимии, битума, асфальта, кокса, технического углерода, серы, высоковязких продуктов, а также иных неподакцизных товаров, получаемых в качестве отходов или побочной продукции при производстве подакцизных товаров, в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, и (или) передачи произведенного этилового спирта для производства спиртосодержащей непищевой продукции в виде геля, крема на гелевой основе (крем-геля) в структуре организации, имеющей свидетельство на производство спиртосодержащей непищевой продукции;
9) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
10) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
11) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
12) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
13) ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
14) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ;
15) - 19) утратили силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ;
20) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции или свидетельство на производство спиртосодержащих полиграфических красок.
Для целей настоящей главы получением денатурированного этилового спирта признается приобретение денатурированного этилового спирта в собственность;
20.1) получение (оприходование) этилового спирта организацией, имеющей свидетельство (свидетельства), предусмотренное (предусмотренные) подпунктами 2 - 6 пункта 1 статьи 179.2 настоящего Кодекса. Для целей настоящей главы получением этилового спирта признается приобретение этилового спирта в собственность;
21) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
Для целей настоящей главы получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность по договору с российской организацией;
22) передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в том числе передача произведенного спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, если иное не установлено подпунктом 16 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса;
23) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, - оприходование указанным лицом прямогонного бензина, произведенного в результате оказания ему услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
24) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, - оприходование в структуре указанного лица прямогонного бензина, произведенного в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
25) получение бензола, параксилола или ортоксилола лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом. Для целей настоящей главы получением бензола, параксилола, ортоксилола признается приобретение бензола, параксилола, ортоксилола в собственность по договору с российской организацией;
26) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, - оприходование указанным лицом бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания указанному лицу услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности.
В целях настоящего подпункта оприходование лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания такому лицу услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего такому лицу на праве собственности, также считается совершенным в случае производства бензола, параксилола или ортоксилола на промежуточной стадии непрерывного технологического процесса производства продукции нефтехимии организацией, оказывающей указанные услуги по переработке сырья (материалов), в том числе в продукцию нефтехимии;
27) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, - оприходование в структуре указанного лица бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
28) получение авиационного керосина лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Для целей настоящей главы получением авиационного керосина признается приобретение авиационного керосина в собственность по договору с российской организацией;
29) получение средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, предусмотренное статьей 179.5 настоящего Кодекса. Для целей настоящей главы получением средних дистиллятов признается приобретение средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией;
30) реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, приобретенных у российской организации (оприходованных в результате оказания налогоплательщику услуг по переработке сырья (материалов) российской организацией) и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза;
31) реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) российской организацией, включенной в реестр поставщиков бункерного топлива, средних дистиллятов, приобретенных в собственность и помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации иностранным организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации, на основании договора с российской организацией, владеющей лицензией на пользование участком недр континентального шельфа Российской Федерации, и (или) с исполнителем, привлеченным пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе Российской Федерации для создания, эксплуатации, использования установок, сооружений, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 179.5 настоящего Кодекса, искусственных островов на континентальном шельфе Российской Федерации, и (или) с оператором нового морского месторождения углеводородного сырья;
32) получение средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов.
В целях настоящей главы получением средних дистиллятов признается приобретение налогоплательщиком средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией;
33) оприходование организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, средних дистиллятов, произведенных в результате оказания ей услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанной организации на праве собственности;
34) направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья;
35) - 37) утратили силу с 1 апреля 2020 года. - Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ;
38) использование винограда, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, для производства вина, игристого вина, включая российское шампанское, крепленого (ликерного) вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, реализованных в налоговом периоде;
39) направление этана (в том числе полученного на промежуточной стадии непрерывного технологического процесса производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии), принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, на праве собственности, на переработку в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке этана;
40) направление СУГ (в том числе полученного на промежуточной стадии непрерывного технологического процесса производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии), принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке СУГ, на праве собственности, на переработку в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке СУГ;
41) использование организацией стали жидкой, предусмотренной подпунктом 21 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, для получения продуктов (полупродуктов) металлургического производства (в том числе блюмов, слябов, других заготовок) путем литья.
Продуктами (полупродуктами) металлургического производства для целей настоящей главы признается продукция металлургического производства, полученная путем литья стали жидкой, соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов стандарту (техническим условиям) налогоплательщика или лица, получающего соответствующие продукты (полупродукты) металлургического производства от налогоплательщика;
42) использование организацией стали жидкой, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, для получения продуктов (полупродуктов) металлургического производства (в том числе блюмов, слябов, других заготовок) путем литья.
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
3. В целях настоящей главы к производству приравниваются розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями технических регламентов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 настоящего Кодекса установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала).
4. При реорганизации организации права и обязанности по уплате акциза переходят к ее правопреемнику.
5. В целях настоящей главы оприходованием подакцизного товара признается принятие этого товара на бухгалтерский учет.
- Статья 181. Подакцизные товары
- Статья 183. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) 11 марта, 11 августа и 11 ноября 2020 г. издало письма N 03-13-12/19201, 03-13-08/70101, 03-13-08/98241 (далее - Письма), в которых в связи с возникшими вопросами об отнесении к производству смешения подакцизных товаров и дальнейшей реализации полученного товара разъяснены отдельные положения законодательства и указано, в частности, что если организацией получен подакцизный товар путем смешения нескольких компонентов, то в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям пункта 3 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а именно: в результате смешения объемы компонентов из числа подакцизных товаров со ставкой акциза на ту же единицу измерения ниже, чем ставка акциза на изготовленный таким способом подакцизный товар, приобретают его физико-химические, потребительские свойства и, соответственно, формируют его произведенный объем. Аналогичный процесс происходит с объемами компонентов из числа неподакцизных товаров, на которые ставки акциза отсутствуют. Далее в Письмах на примерах отражены ситуации, когда фактически у производителя появляется дополнительная часть товара с большей ставкой акциза, чем была у использованного для изготовления конечного продукта компонента.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.04.2022 N 1124-О
И ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 182 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2020 N 307-ЭС20-5104 по делу N А56-146534/2018
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 54.1, 154, 173, 179, 181, 182, 187, 194, 195, 204 Налогового кодекса Российской Федерации, Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 82, суд первой инстанции признал правомерными произведенные налоговым органом доначисления, согласившись с выводами инспекции о занижении обществом налоговой базы при реализации произведенной продукции, которая фактически подлежала обложению акцизом, под видом неподакцизной продукции.
Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2020 N 307-ЭС20-11859 по делу N А05-13467/2019
Признавая решение инспекции в указанной части законным, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 181, 182, 187, 193, 194, 200, 202, 203 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 2, 3 Федерального закона от 19.07.2018 N 199-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для исчисления акциза по средним дистиллятам за июнь 2018 года исходя из ставки 6 665 рублей за тонну.
Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N 304-КГ18-10002 по делу N А27-19493/2016
Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьями 181, 182, 187, 193 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывали разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление Пленума N 53).
Определение Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 306-КГ18-21994 по делу N А57-28222/2017
Рассматривая спор, суды, руководствуясь положениями статей 39, 146, 182, 200, 201 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывая разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление Пленума N 53), пришли к выводу о недобросовестности действий налогоплательщика в результате применения налоговый вычетов по акцизу.
Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2019 N 304-КГ18-25070 по делу N А46-15322/2017
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 169, 171, 172, 179, 181, 182, 226, 252, 270 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", суды нашли решение МИФНС N 4 от 28.10.2016 N 51221099 (в редакции решения вышестоящего органа), вынесенное на его основе требование об уплате налога законными и обоснованными, вынесенными с соблюдением установленной процедуры.
Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2019 N 305-КГ18-25980 по делу N А40-163237/2017
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 181 - 182 Налогового кодекса Российской Федерации, суды нашли решение налогового органа законным и обоснованным.
Суды подтвердили, что спорная продукция используется конечным приобретателем - публичным акционерным обществом "Камаз" для обкатки двигателей автомобилей, однако собственно технологический процесс обкатки двигателей осуществляется производителями с использованием моторного масла и включает этап эксплуатации двигателя первым покупателем автомобиля в щадящем режиме. Исходя из представленных в материалы дела документов, в том числе протоколов стендовых испытаний, рекомендаций ПАО "Камаз" по заправке автомобилей, возможности и фактического использования масла при эксплуатации автомобилей, суды согласились с выводом налогового органа относительно идентификации спорной продукции.
Определение Верховного Суда РФ от 07.03.2019 N 304-ЭС19-107 по делу N А45-14123/2017
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 179, 181, 182, 187, 193, 194, 204 Налогового кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций признали правомерными произведенные налоговым органом доначисления в связи с занижением налоговой базы при реализации произведенных заявителем подакцизных товаров, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2019 N 305-ЭС19-7167 по делу N А40-123860/2018
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 182, 194, 200, 204 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2002 N 814 "О Порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей", ведомственных отраслевых нормативных правовых актов, суды первой и апелляционной инстанций признали правомерными произведенные налоговым органом доначисления, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2019 N 301-ЭС19-10832 по делу N А82-15241/2018
Оспаривая судебные акты, общество полагает, что положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) однозначно и без расширительного толкования устанавливают порядок исчисления акциза по данным бухгалтерского учета в отношении табачной продукции, реализованной на территории Российской Федерации, без учета табачной продукции, реализованной на экспорт. Учет экспортируемой табачной продукции при расчете коэффициента Т для расчета акциза противоречит подпункту 1 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса.