Статья 187. Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров
1. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
2. Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:
1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда;
4) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок. Расчетная стоимость табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, определяется в соответствии со статьей 187.1 настоящего Кодекса.
2.1. В случае, если налоговая база по алкогольной и спиртосодержащей продукции, определенная налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, менее объема реализованных указанных подакцизных товаров за соответствующий налоговый период, отраженного в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), налоговая база по таким подакцизным товарам определяется на основе данных ЕГАИС.
3. Утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ.
4. Налоговая база при продаже конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, определяется в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи.
4. Исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
5. При определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату реализации подакцизных товаров.
6. Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.
7. Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 20 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем полученного денатурированного этилового спирта в натуральном выражении.
8. Налоговая база по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 21, 23, 24 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем полученного (оприходованного) прямогонного бензина в натуральном выражении.
9. Налоговая база по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 25 - 27 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем полученных и (или) оприходованных бензола, параксилола или ортоксилола в натуральном выражении с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Налоговая база в отношении бензола, параксилола или ортоксилола, считающихся оприходованными на основании абзаца второго подпункта 26 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем произведенных на промежуточной стадии непрерывного технологического процесса производства продукции нефтехимии бензола, параксилола или ортоксилола в натуральном выражении организацией, оказывающей налогоплательщику, имеющему свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, услуги по переработке сырья (материалов), принадлежащего такому налогоплательщику на праве собственности, в том числе в продукцию нефтехимии. При этом объем произведенных бензола, параксилола или ортоксилола, а также объем использованных бензола, параксилола или ортоксилола для производства в том числе продукции нефтехимии определяется на основании данных средств измерений, принадлежащих организации, оказывающей такому налогоплательщику указанные услуги.
10. Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 28 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем полученного авиационного керосина в натуральном выражении.
11. Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем в натуральном выражении полученных средних дистиллятов.
12. Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 30 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем в натуральном выражении средних дистиллятов, реализованных и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
13. Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 31 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем в натуральном выражении средних дистиллятов, реализованных за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
14. В налоговой базе, исчисленной налогоплательщиком по операциям реализации произведенной им алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, объем указанной продукции, возвращенной покупателем, не учитывается.
15. Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 34 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как количество направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, в натуральном выражении, определенное по данным средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, и (или) в документах, представленных такой организацией в соответствии с пунктом 20 статьи 179.7 настоящего Кодекса.
Для целей настоящей главы определение количества направленного на переработку нефтяного сырья производится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
16 - 18. Утратили силу с 1 апреля 2020 года. - Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ.
19. Налоговая база в отношении табака кальянного определяется как масса табачного сырья в табаке кальянном, но не менее 20 процентов массы нетто табака кальянного при условии указания на потребительской упаковке (таре) информации о массе табачного сырья. В случае отсутствия на потребительской упаковке (таре) информации о массе табачного сырья налоговая база определяется как масса нетто табака кальянного.
20. Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 38 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем (в тоннах) винограда, использованного для производства вина, игристого вина, включая российское шампанское, крепленого (ликерного) вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, реализованных в налоговом периоде.
21. Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 20.1 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем полученного (оприходованного) этилового спирта в натуральном выражении.
22. Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 39 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как количество направленного на переработку этана, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, в натуральном выражении, определенное по данным средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке этана, и (или) в документах, представленных такой организацией в соответствии с пунктом 23 статьи 179.8 настоящего Кодекса.
23. Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 40 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как количество направленного на переработку СУГ, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, в натуральном выражении, определенное по данным средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке СУГ, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке СУГ, и (или) в документах, представленных такой организацией в соответствии с пунктом 23 статьи 179.9 настоящего Кодекса.
24. Налоговая база по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 21 и 22 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, определяется как масса (в тоннах) полученных путем литья стали жидкой продуктов (полупродуктов) металлургического производства (в том числе блюмов, слябов, других заготовок), оприходованных в налоговом периоде.
- Статья 186.1. Порядок взимания акцизов по товарам Евразийского экономического союза, подлежащим маркировке акцизными марками, ввозимым в Российскую Федерацию с территории государства - члена Евразийского экономического союза
- Статья 187.1. Порядок определения расчетной стоимости и установления максимальной розничной цены табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки
Налоговая база определяется по каждому виду подакцизных товаров. Виды подакцизных товаров перечислены в пункте 1 статьи 193 Налогового кодекса РФ.
Налоговая база при реализации (передаче) как произведенных налогоплательщиком, так и конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, происходящих и ввезенных с территории Республики Беларусь, на которые установлены твердые (специфические) ставки акциза, определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.
При реализации подакцизных товаров (как собственного производства, так и конфискованных или бесхозяйных), на которые установлены адвалорные (в процентах от стоимости) ставки акцизов, налоговая база определяется как стоимость подакцизных товаров.
При этом стоимость подакцизных товаров может исчисляться исходя:
1) из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса РФ, за вычетом акциза и НДС. В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен;
2) из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде (а при их отсутствии исходя из рыночных цен), без учета акциза и НДС. В частности, такие цены применяются при определении налоговой базы в следующих случаях:
- по подакцизным товарам, переданным на безвозмездной основе;
- при совершении товарообменных (бартерных) операций;
- при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
- при передаче подакцизных товаров для натуральной оплаты труда.
Если при реализации подакцизных товаров, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, налогоплательщик получил выручку в иностранной валюте, то для определения налоговой базы иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату реализации.
Налоговая база по операциям получения (оприходования) денатурированного этилового спирта определяется как объем полученного денатурированного этилового спирта в натуральном выражении.
Налоговая база по операциям получения (оприходования) нефтепродуктов определяется как объем полученных нефтепродуктов в натуральном выражении.
Налоговая база по операциям передачи подакцизных нефтепродуктов определяется как объем переданных нефтепродуктов в натуральном выражении.
Налоговая база по товарам, для которых установлены разные ставки акцизов, должна определяться применительно к каждой налоговой ставке. Причем, если раздельный учет таких операций не ведется, определяется единая налоговая база по всем операциям, совершенным с указанными товарами (ст. 190 Налогового кодекса РФ).
Указанная норма означает, что, например, учет производства и реализации автомобильного бензина с октановым числом до 80 и автомобильного бензина с октановым числом свыше 80 должен вестись раздельно.
Если количество приобретенных нефтепродуктов (например, автомобильного бензина) установлено в литрах, то в целях определения суммы акциза налоговую базу следует определять расчетным путем исходя из количества приобретенного бензина в литрах и значения плотности по каждой конкретной марке бензина, установленной в ГОСТах, регламентирующих производство этих марок.
Налоговая база, то есть объем полученного автомобильного бензина в тоннах, может быть рассчитана по формуле:
Н = К x 1000 x П : 1000000, где
Н - налоговая база;
К - количество приобретенного автомобильного бензина (в литрах);
П - плотность данной марки бензина в граммах на куб. см.
При этом по данным Министерства топлива и энергетики Российской Федерации в зависимости от марки автомобильного бензина можно принять следующие средние значения плотности: для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб. см, для АИ-92 - 0,735 г/куб. см, для АИ-95 - 0,750 г/куб. см, для АИ-98 - 0,765 г/куб. см.
С 1 января 2007 года меняется порядок определения налоговой базы на подакцизные товары, в отношении которых установлены комбинированные ставки акциза. Такими товарами являются сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы. В связи с этим пункт 2 статьи 187 дополнен подпунктом 4, в соответствии с которым налоговая база при реализации (передаче) указанных товаров, произведенных налогоплательщиком, определяется как объем реализованных (переданных) сигарет и папирос в натуральном выражении (в тыс. штук) и как расчетная стоимость этих товаров, исчисленная исходя из максимальных розничных цен (а не из отпускных цен, как это было в 2006 году).
Глава 22 дополнена статьей 187.1 "Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки". Согласно этой статье расчетная стоимость определяется как произведение максимальной розничной цены, указанной на пачке, и количества реализованных в отчетном налоговом периоде пачек сигарет (папирос).
Максимальная розничная цена определяется как цена, выше которой пачка сигарет (папирос) не может быть реализована конечному потребителю.
Максимальная розничная цена устанавливается за каждую пачку сигарет (папирос) отдельно по каждой марке (каждому наименованию табачных изделий).
Согласно рассматриваемой статье Налогового кодекса РФ Минфин России должен утвердить форму уведомления о максимальных розничных ценах. Такое уведомление будет подаваться налогоплательщиком в свой налоговый орган по каждой марке сигарет (папирос) не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут применяться эти цены. При этом предусмотрено, что заявленный уровень розничной цены должен соблюдаться в течение срока действия уведомления.
Максимальные розничные цены, заявленные в уведомлении, наносятся на пачку сигарет (папирос) начиная с 1-го числа месяца, следующего за датой подачи заявления, и действуют не менее 1-го месяца.
Если в течение одного налогового периода налогоплательщик реализует табачные изделия одного наименования с разными максимальными розничными ценами, то расчетная стоимость определяется как произведение каждой максимальной розничной цены и количества реализованных пачек сигарет (папирос), на которых указана соответствующая максимальная розничная цена.
Учитывая изложенные и иные установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172, 182, 187, 193, 194, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пришел к выводу о доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о направленности действий общества на получение из бюджета необоснованной налоговой выгоды, и признал оспариваемое решение законным, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.
Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2017 N 302-КГ17-4103 по делу N А33-18714/2015
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что в 2011 - 2012 годах общество применяло схему минимизации налоговых обязательств посредством не отражения факта реализации подакцизного товара (автомобильного бензина Нормаль-80), руководствуясь положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 146, пункта 1 статьи 154, пункта 1 статьи 168, статьи 170, подпункта 7 пункта 1 статьи 181, подпункта 1 пункта 1 статьи 182, статей 187 - 191, пунктов 1, 2 статьи 198, пункта 1 статьи 199 Налогового кодекса Российской Федерации, суды признали решение инспекции в части доначисления акциза и налога на добавленную стоимость законным и обоснованным.
Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2018 N 304-КГ17-19617 по делу N А27-15878/2016
Признавая решение инспекции законным, суды трех инстанций, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 181, 182, 187, 193 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", исходили из доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о том, что представленные обществом в обоснование права на налоговый вычет первичные документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность хозяйственных операций по поставке продукции в адрес спорного контрагента.
Определение Конституционного Суда РФ от 13.03.2018 N 592-О
Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 101-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" статья 187 Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена пунктом 14, согласно которому налоговая база, исчисленная налогоплательщиком по операциям реализации произведенной им алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, на объем указанной продукции, возвращенной покупателем, не уменьшается, а пункт 5 статьи 200 того же Кодекса был изложен в новой редакции, согласно которой вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них, за исключением алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, при соблюдении условий, установленных пунктом 5 статьи 201 данного Кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2018 N 302-КГ18-3199 по делу N А33-14893/2016
Признавая решение налогового органа в данной части законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 20, 75, 122, 179, 181, 182, 187, 194, 199, 204 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 78 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Суд исходил из установленных по делу обстоятельств, подтвержденных имеющимися доказательствами, оцененными им по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с позиции их допустимости, полноты и достоверности, достаточности и взаимной связи.
Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2020 N 307-ЭС20-5104 по делу N А56-146534/2018
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 54.1, 154, 173, 179, 181, 182, 187, 194, 195, 204 Налогового кодекса Российской Федерации, Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 82, суд первой инстанции признал правомерными произведенные налоговым органом доначисления, согласившись с выводами инспекции о занижении обществом налоговой базы при реализации произведенной продукции, которая фактически подлежала обложению акцизом, под видом неподакцизной продукции.
Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2020 N 307-ЭС20-11859 по делу N А05-13467/2019
Признавая решение инспекции в указанной части законным, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 181, 182, 187, 193, 194, 200, 202, 203 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 2, 3 Федерального закона от 19.07.2018 N 199-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для исчисления акциза по средним дистиллятам за июнь 2018 года исходя из ставки 6 665 рублей за тонну.
Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2021 N 305-ЭС21-11708 по делу N А40-68620/2020
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 181, 182, 187, 193, 200, 203 Налогового кодекса Российской Федерации, суды отказали в удовлетворении требований, установив необоснованное завышение обществом объема нефтяного сырья (определенного в массе брутто вместо массы нетто), направляемого на переработку, что повлекло завышение суммы акциза на нефтяное сырье, предъявленной к возмещению.
Определение Верховного Суда РФ от 14.10.2021 N 305-ЭС21-16987 по делу N А40-54086/2020
Отказывая в удовлетворении заявления и признавая решения инспекции законными, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 181, 182, 187, 193, 200, 203 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), пришли к выводу о необоснованном завышении обществом объема нефтяного сырья (определенного в массе брутто вместо массы нетто), направляемого на переработку, что повлекло завышение суммы акциза на нефтяное сырье, предъявленной к возмещению, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2022 N 309-ЭС22-788 по делу N А47-1662/2018
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 54.1, 154, 171, 172, 187, 246, 247, 274 Налогового кодекса Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", статей 8, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", суды удовлетворили требование частично, признав доказанным инспекцией создание налогоплательщиком схемы в целях получения необоснованной налоговой выгоды в виде занижения объемов производства пивных напитков и их дальнейшей реализации, однако определили объем действительных налоговых обязательств налогоплательщика, исходя из задекларированного и реализованного товара конечному потребителю через розничную сеть.
Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2019 N 304-КГ18-24275 по делу N А27-7372/2017
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 11, 23, 146, 154, 166, 179, 181, 187, 195 Налогового кодекса, Техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118, Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ 305-82 "Топливо дизельное. Технические условия", установив факт производства обществом именно дизельного топлива, пришли к выводу о правомерном доначислении спорных сумм акциза и НДС, начислении пеней и штрафа по данному эпизоду.