1. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому (расчетному) периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом);
4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
2. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
- Статья 110. Формы вины при совершении налогового правонарушения
- Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
1. В подпункте 1 пункта 1 комментируемой статьи указаны обстоятельства, характеризующие объективную сторону налогового правонарушения, но одновременно исключающие вину лица в совершении этого правонарушения.
Прежде всего необходимо пояснить некоторые определения, указанные в комментируемой статье, а именно:
стихийное бедствие - это землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, градобитие, ураган, тайфун, смерч, иные природные явления, которые наступают независимо от воли человека и вследствие которых лицо вынуждено совершить деяние, содержащее признаки налогового правонарушения (например, в ходе наводнения были полностью уничтожены документы и материалы по учету, отчетности, исчислению и уплате налога, в результате чего налог был уплачен несвоевременно);
другие чрезвычайные обстоятельства - это эпидемии, эпизоотии, военные конфликты, народные волнения, гражданские войны, межэтнические вооруженные конфликты, гибель руководителя организации в автокатастрофе, острый сердечный приступ у индивидуального предпринимателя и т.п. обстоятельства, вследствие которых было совершено деяние, содержащее признаки налогового правонарушения;
непреодолимые обстоятельства - это обстоятельства, наступившие внезапно, имеющие непредотвратимый характер и не зависящие от воли физического лица или организации. Подобного рода обстоятельства могут явиться следствием и действий полномочных органов государства (например, мораторий на осуществление определенной деятельности, временно наложенный Правительством РФ, крах банковской системы в результате дефолта, обвал национальной валюты и т.п.), и технических, технологических, техногенных и т.п. катастроф (например, внезапные сбои в компьютерной сети, что привело к гибели всей информации).
Все указанные выше обстоятельства считаются установленными при наличии:
- общеизвестных фактов (например, всем известен факт дефолта в нашей стране после 17 августа 1998 г.);
- публикаций в СМИ (речь идет только о печатных СМИ, а не о радио, телевидении и т.п., иначе законодатель употребил бы термин "обнародование");
- иных способов, не нуждающихся в специальных средствах доказывания (например, при пожаре достаточно посмотреть на пепелище).
2. Необходимо обратить внимание и на ряд следующих особенностей, присущих правилам подпункта 2 пункта 1 комментируемой статьи:
а) в них речь идет о физическом лице - налогоплательщике. Поэтому общие правила статьи 106 НК РФ в данном случае неприменимы (так как правила специальной нормы подп. 2 п. 1 ст. 111 НК имеют приоритет);
б) вина физического лица - налогоплательщика отсутствует, так как:
- лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях. Иначе говоря, речь идет об интеллектуальном аспекте, о том, что лицо не могло адекватно воспринимать внешний мир, не было в состоянии не только правильно понимать характер информации, содержание документов и т.д., но и дать им оценку, контролировать свои поступки, понимать противоправный характер своего деяния и т.д. В результате искажается причинно-следственная связь между явлениями внешнего мира, поступками лица и отражением этих явлений и поступков в сознании лица;
- лицо не могло руководить своими действиями вследствие болезненного состояния. Последнее выражается в том, что лицо, хотя и понимает характер своих действий, отдает себе отчет в них (например, в том, что нельзя уничтожать документы), в то же время не в состоянии прекратить действия, которые подпадают под признаки налогового правонарушения.
Не случайно в данном случае законодатель употребил весьма корректное словосочетание "деяние, содержащее признаки налогового правонарушения", так как о совершении правонарушения говорить не приходится, если отсутствует один из важнейших элементов состава налогового правонарушения - его субъективная сторона. Однако если будет установлено, что лицо уже совершило правонарушение и лишь потом пришло в болезненное состояние, то оно не освобождается от ответственности. В равной степени это относится и к болезни, предшествовавшей указанному правонарушению.
3. Упомянутые в подпунктах 1 и 2 пункта 1 комментируемой статьи обстоятельства в той мере исключают вину налогоплательщика, в какой они доказаны представлением в налоговый орган документов, которые относятся к налоговому периоду (ст. 55 НК РФ), в котором совершено правонарушение:
- по своему смыслу;
- по своему содержанию;
- по дате, обозначенной в тексте документа.
4. Характеризуя правила подпункта 3 пункта 1 комментируемой статьи, следует обратить внимание на ряд следующих обстоятельств:
а) они применяются в отношении как физических лиц, так и организаций, являющихся:
- налогоплательщиками (ст. 19 НК РФ);
- налоговыми агентами (ст. 24 НК РФ);
б) документы, по смыслу и содержанию относящиеся к налоговым периодам, в которых совершены налоговые правонарушения, - это письма, рекомендации, методические указания и т.п., исходящие от:
- налоговых органов всех уровней (ст. ст. 30, 31 НК РФ);
- иных уполномоченных государственных органов (круг их указан в ст. ст. 9, 36, 63 НК);
- должностных лиц упомянутых выше органов (ст. ст. 33 - 35, 37 НК РФ);
в) письменные разъяснения налоговых органов, иных уполномоченных госорганов, их должностных лиц - это, например, обзоры практики применения тех или иных норм НК, информационные письма, а также ответы на запросы налогоплательщика, налогового агента по применению тех или иных норм законодательства о налогах, финансового законодательства, законодательства о бухучете, о статотчетности и т.п. Настоящий Кодекс возложил на финансовые и налоговые органы обязанность проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Если налогоплательщик (налоговый агент) действовал в соответствии с упомянутыми выше разъяснениями и тем не менее в его деянии содержатся признаки налогового правонарушения, то нельзя его привлекать к налоговой ответственности, так как отсутствует сразу два элемента состава. С другой стороны, не любые разъяснения имеются в виду в подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, а лишь такие, которые были даны в пределах компетенции соответственно налогового органа, уполномоченных госорганов и их должностных лиц. Так, если налогоплательщик направил запрос по поводу тех или иных положений акта законодательства о налогах в территориальный орган Росстата, получил от последнего письменные разъяснения и, действуя в соответствии с такими разъяснениями, совершил правонарушение, то он должен понести налоговую ответственность, так как указанные разъяснения не входят в компетенцию органов статистики.
5. Правила пункта 2 комментируемой статьи имеют императивный характер и устанавливают, что перечень обстоятельств, исключающих вину лиц в деянии, содержащем признаки налогового правонарушения, исчерпывающий. Нельзя за счет иных обстоятельств расширить этот перечень. Это относится и к госорганам субъектов РФ, которые иногда устанавливали "обстоятельства", освобождавшие от налоговой ответственности по местным или региональным налогам. С момента вступления в силу настоящего Кодекса подобная практика запрещена.
Спорные нормы пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации также были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они не предполагают уклонение от дачи по запросам налогоплательщиков письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах органов государственной власти, уполномоченных на дачу таких разъяснений, и исходят из необходимости обращения самих уполномоченных органов в иные государственные органы за получением дополнительных сведений по отдельным вопросам осуществления хозяйствования в тех или иных отраслях экономики, если эти сведения могут повлиять на исчисление размера налоговых обязательств налогоплательщиков.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.01.2017 N 309-КГ16-13100 по делу N А50-20135/2015
Вместе с тем Судебная коллегия принимает во внимание, что в заявлении о признании ненормативного акта налогового органа недействительным обществом были приведены доводы о наличии обстоятельств, исключающих в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса вину заявителя в совершении вменяемого налогового правонарушения.
Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2017 N 309-КГ16-20555 по делу N А50-27174/2015
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 75, 111, 122, 387 - 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о недействительности решения инспекции, которым земельный налог в отношении спорного земельного участка доначислен без учета установленной в судебном порядке кадастровой стоимости за период с момента ее внесения в государственный кадастр по 31.08.2014 включительно.
Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2017 N 301-КГ17-3212 по делу N А17-6624/2015
Доводы кассационной жалобы, со ссылкой на пункт 8 статьи 75 и подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, сводятся к несогласию с выводами судов об отсутствии оснований для освобождения общества от уплаты пеней и штрафа. Между тем приведенные заявителем письма Министерства финансов Российской Федерации не содержат разъяснений, освобождающих общество от налоговой ответственности и пени.
Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2017 N 309-КГ17-9013 по делу N А50-15911/2016
Отказывая в удовлетворении требований, суды, руководствуясь положениями статей 75, 111, 112, 114, 122 Налогового кодекса, исходили из отсутствия оснований для исключения вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, поскольку неправильное применение обществом последствий изменения кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода при исчислении земельного налога не может являться основанием для освобождения общества от налоговой ответственности в виде начисления пеней и штрафов, размер которых был снижен судом до 50 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2017 N 305-КГ17-10847 по делу N А40-98153/2016
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества (в том числе о недопустимости придания обратной силы толкованию нормы права с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13728/13 по делу N А40-97102/12-154-913; о необходимости применения правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 21.01.2010 N 1-П; о наличии обстоятельств, исключающих ответственность заявителя за совершение налогового правонарушения в силу статей 75, 111 Налогового кодекса и являющихся смягчающими налоговую ответственность в силу статей 112, 114 Налогового кодекса) были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2017 N 301-КГ17-13104 по делу N А39-3708/2016
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 24, 75, 111, 113, 119, 161, 226 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 123.22, 215, 606, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 28.12.2004 N 114-З "Об установлении границы муниципального образования город Саранск и наделении его статусом городского округа", Уставом городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 N 177, суды, отказывая в удовлетворении требования, исходили из того, что предприниматель является налоговым агентом, поскольку собственником арендованного помещения является муниципальный орган, это помещение входит в состав муниципального имущества и не закреплено на праве оперативного управления за казенным учреждением, являющимся администратором кода бюджетной классификации, на который поступала арендная плата.
Определение Верховного Суда РФ от 21.11.2017 N 307-КГ17-16755 по делу N А56-66126/2016
Доводы жалобы о том, что предприниматель не может быть привлечен к налоговой ответственности в силу частей 3 и 4 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации и должен быть освобожден от обязанности по уплате пеней на основании пункта 1 и пункта 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, были предметом рассмотрения судов и отклонены ими по основаниям, изложенным в судебных актах.
Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2017 N 308-КГ17-14457 по делу N А53-18839/2016
Кроме того, в жалобе предприниматель ссылается на отсутствие вины в совершенном налоговом правонарушении, поскольку он руководствовался разъяснениями Минфина России, изложенными в письмах от 18.01.2010 N 03-11-11/02, от 15.03.2012 N 03-11-11/83, от 16.08.2012 N 03-11-11/247, от 10.06.2015 N 03-11-11/33583, от 18.04.2016 N 03-11-11/22134 и от 14.07.2016 N 03-04-05/41193, что в силу статьи 111 Налогового кодекса должно быть расценено как обстоятельство, исключающее вину в совершении налогового правонарушения. Однако судами не были учтены пояснения заявителя относительно отсутствия у налогового органа оснований для привлечения его к ответственности и начисления пеней.
Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2017 N 305-КГ16-10704 по делу N А40-176241/2014
Позиция общества относительно того, что имеют место разъяснения уполномоченных органов, подлежащие учету в силу пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, как основания для освобождения общества от пени и санкций, опровергается тем, что таких разъяснений, соответствующих приведенным нормам, в деле не имеется и судами не установлено.
Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2018 N 303-КГ17-23085 по делу N А51-31494/2016
Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Востокфлот" (г. Владивосток; далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2017 по делу N А51-31494/2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.10.2017 по тому же делу по заявлению общества о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока (далее - инспекция) от 11.10.2016 N 12/190 в части: доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 24 111 360 рублей, штрафа - 2 576 813 рублей, пени - 8 284 435,05 рубля; выводов о завышении НДС, предъявленного к возмещению, в сумме 9 963 643 рубля; доначисления налога на прибыль организаций за 2012 год в сумме 461 345 рублей, за 2013 год - 326 744 рубля, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа в сумме 78 809 рублей; завышения убытков в сумме 2 942 111 рублей, исчисленных по налогу на прибыль за 2014 год, а также в части штрафа по НДС в сумме 2 576 813 рублей на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), штрафа по НДС за 2014 год в сумме 1 955 536 рублей на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, пени по НДС за 2014 год в сумме 4 043 815,68 рубля,