1. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.
Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе определять особенности учета в налоговых органах организаций, не указанных в абзацах третьем и пятом настоящего пункта, в зависимости от объема поступления налогов (сборов, страховых взносов) и (или) показателей финансово-хозяйственной деятельности (включая суммарный объем полученных доходов, среднесписочную численность работников, стоимость активов).
1.1. Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество указанных паевых инвестиционных фондов, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения этого недвижимого имущества.
2. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
3. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
4. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Для осуществления деятельности международной компании по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства), через которые иностранная организация, получившая статус международной компании, на момент принятия решения об изменении своего личного закона в порядке редомициляции осуществляла деятельность на территории Российской Федерации, такая международная компания представляет (направляет) сообщение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня ее государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".
Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации:
через аккредитованные филиал, представительство осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
через отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц;
через филиал или представительство международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, сообщаемых органом, указанным в пункте 9 статьи 85 настоящего Кодекса;
через представительство иностранной религиозной организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в реестре представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, сообщаемых органом, указанным в пункте 9 статьи 85 настоящего Кодекса;
через иные обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранной организации. Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. Заявление о снятии с учета подается иностранной организацией не позднее 15 календарных дней со дня прекращения ею деятельности на территории Российской Федерации. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для ее постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2018 N 230-ФЗ.
В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией - в выбранный ею налоговый орган.
4.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ.
4.2. При осуществлении FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, контрагентами FIFA, а также конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями, указанными в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и являющимися иностранными организациями, деятельности через обособленные подразделения на территории Российской Федерации постановка на учет в налоговом органе таких организаций осуществляется на основании уведомлений, направляемых такими организациями в налоговый орган.
Форма уведомления, на основании которого осуществляется постановка на учет в налоговом органе организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
4.3. Постановка на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом, которым в соответствии со статьей 25.3 настоящего Кодекса зарегистрирован договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, в течение пяти дней с даты его регистрации, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
4.4. Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом, в который направляется копия договора инвестиционного товарищества, в течение пяти дней со дня ее получения либо сообщения о выполнении функций управляющего товарища в соответствии со статьей 24.1 настоящего Кодекса, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета по договору инвестиционного товарищества.
Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом по каждому договору инвестиционного товарищества отдельно.
4.5. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации в качестве налогового резидента Российской Федерации осуществляется налоговым органом на основании заявления такой иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации), предусмотренного пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса.
4.6. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющей расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, а также иностранной организации - посредника, признаваемой налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса (за исключением иностранной организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями указанных услуг через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации, за исключением случаев снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса. Заявление о постановке на учет (снятии с учета) подается указанными в настоящем абзаце иностранными организациями в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала (прекращения) оказания указанных услуг.
Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, ранее снятой с учета в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса, осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет и документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
4.7. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой в соответствии со статьей 419 настоящего Кодекса плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов.
4.8. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе российской организации в качестве налогового агента, указанного в пункте 7.1 статьи 226 настоящего Кодекса, осуществляется налоговыми органами на основании заявления, представляемого этой организацией в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика, в течение пяти дней со дня получения такого заявления, и в тот же срок организации направляется уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в соответствующем налоговом органе в качестве налогового агента.
4.9. Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах, в связи с открытием такой организации счета в российском банке осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет такой организации, представляемого в налоговый орган такой организацией или указанным российским банком.
При представлении в налоговый орган заявления о постановке на учет организацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, одновременно с указанным заявлением в налоговый орган представляются документы, необходимые для постановки на учет в налоговом органе, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
При представлении российским банком в налоговый орган заявления о постановке на учет организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в связи с открытием ей счета в указанном российском банке представление в налоговый орган с указанным заявлением документов, необходимых для постановки на учет такой организации, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации, не требуется.
5. Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ.
Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами и лицами, указанными в статье 85, пунктах 3.1 и 3.4 статьи 362, пункте 4.1 статьи 382, пункте 2.1 статьи 408 настоящего Кодекса, пункте 6 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
1) для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) - место государственной регистрации транспортного средства;
1.1) для воздушных транспортных средств - место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица - собственника транспортного средства, а при отсутствии таковых - место государственной регистрации транспортного средства;
2) для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство;
3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
5.1. Правила, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности федеральной территории "Сириус" и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования, а также в отношении недвижимого имущества, составляющего имущество закрытых паевых инвестиционных фондов, которое передано в доверительное управление управляющих компаний.
5.2. Постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, а также российской организации, реорганизованной в форме присоединения, в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной (присоединенной) организации, осуществляется на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
6. Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Постановка на учет арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика и патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Постановка на учет медиатора осуществляется налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту его пребывания - при отсутствии у этого физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
7. Постановка на учет в налоговом органе физического лица осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и (или) сведений, полученных в соответствии с пунктами 1 - 6, 8 и 13 статьи 85 настоящего Кодекса, или на основании заявления физического лица, представленного в любой налоговый орган по его выбору.
Постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, осуществляется на основании заявления такого физического лица налоговым органом, в который по выбору физического лица представлено это заявление.
7.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.
7.2. Постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, признаваемого таковым в соответствии со статьей 419 настоящего Кодекса, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
7.3. Постановка на учет (снятие с учета) физического лица (за исключением лиц, указанных в статье 227.1 настоящего Кодекса), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
7.4. Постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящих на учете в налоговых органах по основаниям, установленным настоящим Кодексом, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, являющихся источниками выплаты доходов таким иностранному гражданину, лицу без гражданства, на основании сведений, представляемых этими организацией, индивидуальным предпринимателем в соответствии с пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.
При наличии нескольких организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов указанным в абзаце первом настоящего пункта иностранному гражданину, лицу без гражданства, такие лица подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании первых сведений из представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.
8. Утратил силу. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.
9. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
10. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.
- Статья 82. Общие положения о налоговом контроле
- Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика
Учет налогоплательщиков - одно из основных условий осуществления налогового контроля. Учету в налоговых органах (налоговому учету) подлежат как налогоплательщики-организации, так и налогоплательщики - физические лица. Сведения о них включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АИС "Налог") и в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
1. В пункте 1 комментируемой статьи Кодекса определяется такой правовой институт, как учет налогоплательщиков. Каковы же цели учета налогоплательщиков, каким путем осуществляется указанный выше учет? На эти и другие вопросы мы и постараемся ответить в тексте, приведенном ниже:
а) учет налогоплательщиков производится в целях проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ);
б) осуществляется путем постановки на учет и снятия с учета (ст. 84 НК РФ). При этом в статье 83 НК РФ речь идет именно об учете налогоплательщиков (а не об учете плательщиков сборов).
Налоговые органы учитывают налогоплательщиков на основе информации, поступающей:
- от налогоплательщиков, которые обязаны встать на учет в налоговом органе;
- от регистрирующих органов, обязанных направлять в налоговые органы сведения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях, физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, фактах регистрации физических лиц по месту жительства, рождения и смерти физических лиц, о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о зарегистрированных в этих органах транспортных средствах и их владельцах;
- от органов, выдающих лицензии, свидетельства или иные подобные документы на право осуществления определенных видов деятельности, о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы;
- от органов опеки и попечительства, воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения, иных аналогичных учреждений об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних и иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с опекой, попечительством или управлением имуществом;
- от органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и частнопрактикующих нотариусов, обязанных сообщать налоговым органам о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения;
в) учет налогоплательщиков возлагается на налоговые органы:
- по месту нахождения организации. При этом следует учесть, что в соответствии со статьей 54 ГК РФ место нахождения российских организаций (ст. 11 НК РФ) определяется местом государственной регистрации юридического лица, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Место нахождения иностранных организаций определяется исходя из законодательства, действующего в соответствующем государстве;
- по месту нахождения филиалов, представительств, а также любых иных территориально обособленных подразделений организации, в том числе филиалов и представительств иностранных организаций;
- по месту жительства физического лица (включая индивидуальных предпринимателей). В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства физического лица признается место, где оно постоянно или преимущественно проживает;
- по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств (ст. 85 НК РФ);
г) особые правила предусмотрены для учета налогоплательщиков организации, в состав которой входят территориально обособленные подразделения. При этом следует иметь в виду, что:
- к организациям (о которых идет разговор в комментируемой статье) относятся как российские, так и иностранные юридические лица;
- к обособленным подразделениям относятся созданные на территории РФ филиалы, представительства и другие обособленные структуры российских организаций;
- филиалы и (или) представительства иностранных юридических лиц, созданные на территории РФ, охватываются понятием "иностранные организации". Особенности учета последних устанавливаются Минфином России;
- организация, в собственности которой находится недвижимое имущество, - это как российские юридические лица, так и иностранные организации, имеющие на территории РФ недвижимость, подлежащую налогообложению;
- все упомянутые выше организации обязаны встать на налоговый учет по месту нахождения: во-первых, самой организации; во-вторых, каждого обособленного подразделения; в-третьих, объектов своей недвижимости, подлежащих налогообложению; в-четвертых, своих транспортных средств, подлежащих налогообложению. Что же касается филиалов и представительств иностранного юридического лица, то они подлежат УН как организация в целом;
д) на Минфин России возложены функции определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков; иностранных организаций; налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции. Однако до 1 августа 2004 г. эти функции были возложены на МНС России. В связи с этим во исполнение положений пункта 1 статьи 83 НК РФ МНС России установил:
- Порядок определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций (Приказом от 31 августа 2001 г. N БГ-3-09/319);
- Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (Приказом от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124). Данные акты продолжают действовать впредь до их отмены Минфином России;
е) в связи с введением в действие главы 26.4 НК РФ особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются нормами статьи 346.11 НК РФ;
ж) основания постановки на налоговый учет:
- изложены в пункте 1 статьи 83 НК РФ неисчерпывающим образом;
- могут быть предусмотрены лишь в самом Кодексе;
з) во исполнение положений статьи 83 НК РФ и Закона о регистрации юридических лиц:
- Правительство РФ приняло Постановление от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей";
- МНС России Приказом от 18 апреля 2003 г. N Б-3-09/198 утвердило Методические разъяснения по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица.
2. Применяя правила пункта 2 комментируемой статьи, нужно иметь в виду следующее:
а) они относятся лишь к индивидуальным предпринимателям и организациям. С другой стороны, для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям относятся и нотариусы, и адвокаты, упомянутые в пункте 2 статьи 11, пункте 6 статьи 83 НК РФ;
б) налогоплательщики, указанные в пункте 2 статьи 83 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах независимо от наличия или отсутствия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Не играет роли и то, относится ли юридическое лицо к коммерческим организациям и осуществляет ли оно предпринимательскую деятельность.
3. В соответствии с правилами пункта 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса:
а) юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮП и ЕГРИП, в порядке, установленном Правительством РФ в Постановлении N 439. Учет налогоплательщиков осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика. Форма заявления о постановке на учет была утверждена МНС России, и она подлежит применению на всей территории РФ. К заявлению налогоплательщик прилагает документы, перечисленные в пункте 1 статьи 84 НК РФ;
б) заявление о постановке на учет подается исключительно в налоговый орган:
1) по месту нахождения юридического лица (юридический адрес);
2) по месту жительства физического лица - предпринимателя.
4. Нужно иметь в виду, что в соответствии с п. 4 настоящей статьи организации подают заявление о постановке на учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения в месячный срок с момента его создания.
Нужно обратить внимание и еще на одно обстоятельство: правила пункта 3 статьи 83 НК РФ распространяются лишь на организации и на физические лица, осуществляющие предпринимательство без образования юридического лица.
5. Правила пункта 5 комментируемой статьи:
а) распространяются на все категории налогоплательщиков;
б) применяются, если у упомянутых выше лиц имеется подлежащая налогообложению недвижимость и транспортные средства;
в) императивно указывают, что местом нахождения имущества признается:
для морских (например, атомный ледокол, океанский лайнер и т.д.), речных (например, катер типа "Метеор", "Комета" и т.д.), воздушных (например, самолет, вертолет) судов - место нахождения собственника-организации или место жительства собственника - физического лица;
для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 пункта 5 статьи 83 НК РФ (например, автомобилей, тракторов, локомотивов и др.), - место (порт) приписки или государственной регистрации (например, автомобиль индивидуального предпринимателя регистрируется органами ГИБДД по месту его жительства). Лишь при отсутствии таковых местом нахождения упомянутых в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ транспортных средств признается соответственно место нахождения (место жительства) их собственника;
г) для недвижимости, т.е. зданий, сооружений, иных объектов, отнесенных ГК РФ к недвижимому имуществу, исключая транспортные средства, указанные в пункте 5 статьи 83 НК РФ (хотя по нормам гражданского законодательства и они как подлежащие госрегистрации являются разновидностью недвижимого имущества, для целей налогообложения приоритет имеют правила ст. 83 НК РФ), - место фактического нахождения имущества.
Юридическое лицо подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, переданного ему в хозяйственное ведение или оперативное управление;
д) правила пункта 5 статьи 83 НК РФ распространяются и на случаи снятия с учета.
В свою очередь, органы, осуществляющие учет и (или) госрегистрацию недвижимости и транспортных средств, должны сообщить в налоговый орган сведения, указанные в статье 85 НК РФ.
6. Правила пункта 6 комментируемой статьи настоящего Кодекса относятся лишь к частным нотариусам и адвокатам. Что же касается других физических лиц, осуществляющих на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, выполнения работ, реализации товаров, но при этом не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, то им посвящены правила пункта 7 статьи 83 НК РФ, которые рассматриваются ниже.
Упомянутые в пункте 6 статьи 83 НК РФ лица подлежат постановке на учет в налоговом органе именно по месту своего жительства, а не по месту оказания услуг нотариуса, адвоката (ст. 85 НК РФ).
7. Применение пункта 7 комментируемой статьи, безусловно, вызывает ряд трудностей. Возникает вопрос, нет ли противоречия между правилами статьи 11 НК РФ (приравнивающих для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям не только частных нотариусов, адвокатов, но и иных физических лиц, самостоятельно осуществляющих на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания услуг (реализации товаров, выполнения работ) и не подлежащую регистрации в качестве индивидуального предпринимателя) и правилами статьи 83 НК РФ. Противоречия нет: правила статьи 83 НК РФ (как специальные) имеют приоритет перед правилами статьи 11 НК РФ. А в пункте 6 статьи 83 НК РФ четко очерчен круг лиц, на которых распространяется его действие (а именно частные нотариусы, адвокаты); остальные физические лица охватываются нормами пункта 7 статьи 83 НК РФ. Другими словами, при определении круга физических лиц в пункте 7 комментируемой статьи следует руководствоваться пунктом 6 этой же статьи.
В соответствии с пунктом 7 статьи 83 НК РФ постановка на учет физического лица осуществляется:
1) налоговым органом по месту жительства физического лица;
2) на основе информации, представляемой органами, регистрирующими физических лиц по месту жительства (т.е. органами внутренних дел, органами загса, органами опеки и попечительства, органами, уполномоченными совершать нотариальные действия в соответствии с правилами ст. 85 НК РФ).
8. Особенности правил пункта 8 статьи 83 НК РФ состоят в том, что:
а) они императивны;
б) они применяются лишь в случаях постановки на налоговый учет физического лица по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимости и транспортных средств;
в) они предписывают налоговым органам незамедлительно и в письменной форме уведомить физическое лицо о его постановке на налоговый учет с указанием присвоенного ИНН (это предусмотрено в п. 7 ст. 84 НК РФ).
9. Анализ правил пункта 9 комментируемой статьи показывает, что они подлежат применению лишь постольку, поскольку у налогоплательщиков возникли трудности (связанные, например, с незнанием закона, неясностью положений акта законодательства о налогах и т.п.) с определением места постановки на учет: самого налогоплательщика, филиала (представительства) организации, недвижимого имущества и т.д.
В этих случаях именно налоговый орган (по месту нахождения или жительства налогоплательщика) принимает решение:
- о месте постановки на налоговый учет;
- на основе представленных самими налогоплательщиками данных (документов, предметов, объяснений и т.п.) (ст. 84 НК РФ).
Решение должно быть в письменной форме и сообщено налогоплательщику в сроки, указанные в пункте 2 статьи 84 НК РФ.
10. Правила пункта 10 комментируемой статьи:
а) касаются постановки на учет всех налогоплательщиков, в том числе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, приравненных к последним для целей налогообложения (т.е. частных нотариусов, адвокатов и т.д.);
б) предписывают налоговым органам принимать исчерпывающие меры к постановке на налоговый учет, когда они получили соответствующие данные и сведения от органов, упомянутых в статье 85 НК РФ, и речь идет о постановке на налоговый учет организаций, индивидуальных предпринимателей (и лиц, приравненных к ним для целей налогообложения), а также иных лиц;
в) устанавливают, что меры (упомянутые в п. 10 ст. 83 НК РФ) должны быть приняты налоговыми органами независимо от того, подал ли сам налогоплательщик заявление о постановке на учет или нет. Более того, эти меры необходимо принять еще до подачи указанного заявления на основе данных соответствующих органов государственной регистрации.
Постановка на налоговый учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (например, независимо от наличия льгот по налогообложению).
Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.06.2017 N 303-КГ17-2377 по делу N А04-12175/2015
В силу положений пунктов 1 и 4 статьи 83 Налогового кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.10.2017 N 304-КГ17-8872 по делу N А70-6845/2016
В силу положений пунктов 1 и 4 статьи 83 Налогового кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 26.03.2018 N 301-КГ18-1305 по делу N А11-12417/2016
Суды, руководствуясь статьями 65, 71, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, положениями Закона N 171-ФЗ, статьями 19, 83 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о законности решения департамента, поскольку наличие у лица, обратившегося с заявлением о выдаче (продлении) лицензии, задолженности по любому виду платежа, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации - налогу, пени или штрафу, является достаточным основанием для отказа в ее выдаче (продлении).
Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2460-О
Данное регулирование действует с учетом правил постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах (статья 83 Налогового кодекса Российской Федерации) во взаимосвязи с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, определяющими структуру бюджетной системы Российской Федерации и порядок зачисления налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации (статьи 10, 14 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации), что само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы в вопросе уменьшения подлежащих уплате сумм налогов на сумму торгового сбора.
"Правовые позиции КС РФ по отдельным вопросам. Гарантии прав иностранных граждан и лиц без гражданства"
Требование о постановке на налоговый учет (статья 83 Налогового кодекса Российской Федерации) касается всех граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и обусловлено закрепленной статьей 57 Конституции Российской Федерации обязанностью платить законно установленные налоги. [...] само по себе закрепление обязанности по представлению в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документа, свидетельствующего о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе, не может рассматриваться как нарушающее его права.
Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2021 N 307-ЭС20-24191 по делу N А56-116156/2019
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 54, 83, 89, 93, 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пункте 78 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для принятия решения ввиду доказанности совершения предпринимателем действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.
Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2021 N 303-ЭС21-8055 по делу N А51-2833/2020
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 31, 82, 83, 87, 89 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суды в удовлетворении требований отказали, признав недоказанным факт несоответствия оспариваемого решения законодательству, нарушения им прав и законных интересов налогоплательщика.
Определение Верховного Суда РФ от 07.09.2018 N 309-КГ18-12908 по делу N А60-42422/2017
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 76, 83, 85, 373, 374, 382, 386 Налогового кодекса Российской Федерации, суды нашли решение налогового органа соответствующим действующему законодательству.
Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2018 N 303-КГ18-18774 по делу N А59-4882/2017
Учитывая установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями статей 8, 24, 31, 63, 64, 66 Закона о контрактной системе, статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные инстанции указали на недоказанность нарушения аукционной комиссией администрации требований законодательства и, как следствие, на отсутствие у антимонопольного органа правовых оснований для принятия решения в оспоренной части и выдачи предписания.
Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2019 N 301-ЭС19-3784 по делу N А79-7860/2017
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 23, 83, 138, 140, 169, 174, 346.24, 346.26 - 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о законности оспариваемых решений инспекции и управления.