1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус" в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов, сборов, страховых взносов.
3. Правительство Российской Федерации вправе в 2020, 2022 - 2028 годах издавать нормативные правовые акты, предусматривающие:
1) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;
2) продление установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;
3) продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;
4) продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);
5) продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
6) дополнительные основания предоставления в 2020, 2022 - 2028 годах отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;
7) основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
8) основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);
9) особенности взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя.
3.1. Правительство Российской Федерации вправе до 31 декабря 2024 года (включительно) издавать нормативные правовые акты, предусматривающие особенности неприменения ответственности в 2024 году к лицам, состоящим на учете в налоговых органах по месту нахождения (месту жительства) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.
4. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 и 2022 годах издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в периоды соответственно с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) и с 1 января до 31 декабря 2022 года (включительно) продление сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанными в подпунктах 1, 2 и 5 пункта 2 статьи 18 настоящего Кодекса, а также продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если указанные сроки не продлены в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо если в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи предусмотрены более ранние сроки их уплаты.
В случае, если в соответствии с настоящим пунктом сроки уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам), торгового сбора продлеваются для отдельных категорий налогоплательщиков, при принятии указанных в настоящем пункте нормативных правовых актов и установлении критериев определения этих категорий налогоплательщиков учитываются следующие показатели: основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года (в отношении указанных актов и критериев, принятых в 2020 году), на 1 марта 2022 года (в отношении указанных актов и критериев, принятых в 2022 году); данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В случае определения указанных категорий на основе иных критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует соответствующий перечень налогоплательщиков с указанием их идентификационных номеров, который направляется в налоговый орган по субъекту Российской Федерации в электронной форме.
5. Правоотношения, возникающие в период действия нормативных правовых актов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
- Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах
- Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
В силу положений пункта 1 статьи 4 НК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.04.2018 N 65-АПГ18-1
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь именно экономическое основание, а не обоснование, как утверждают административные истцы. Применительно к обстоятельствам настоящего административного дела экономическим основанием налога на имущество физических лиц является факт нахождения объектов недвижимого имущества, которые с экономической точки зрения в процессе их эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, в собственности граждан. Что же касается обоснования, то законодательство Российской Федерации о налогах и сборах обязательного приведения обоснования величины налоговой ставки непосредственно в самом нормативном правовом акте не требует.
Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2022 N 304-ЭС22-6606 по делу N А27-1941/2021
Оценив представленные доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 307, 309, 310, 382, 384, 388, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4, 146, 153, 162, 169 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 15, 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", установив факт передачи обществом "Центральная ТЭЦ" ресурса комитету на основании договора, определение в исправленных счетах-фактурах итоговой стоимости поставленной тепловой энергии с учетом НДС, неисполнения покупателем в полном объеме обязанности по оплате ресурса, суды удовлетворили иск в полном объеме.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.08.2018 N 86-АПГ18-4
Комарова Н.А., являющаяся индивидуальным предпринимателем, обратилась в суд с административным иском о признании приведенной нормы Приложения N 3 к Положению в редакции решения Совета народных депутатов ЗАТО г. Радужный от 2 февраля 2015 года N 2/5, поименовав ее как пункт 4 раздела Вид деятельности: "Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы" недействующей с момента вступления решения в законную силу, как не соответствующей статьям 1, 3, 4 и 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 24.07.2019 N 16-АПА19-7
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (пункт 1 статьи 4 НК РФ).
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 09.10.2019 N 16-АПА19-14
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (пункт 1 статьи 4 НК РФ).
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 84-АПА19-22
По мнению административного истца, оспариваемая норма в действующей редакции не соответствует пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 4, пункту 4 статьи 346.20 НК РФ и нарушает его права и законные интересы, поскольку несмотря на то, что он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 9 марта 2016 года, основной вид деятельности - "разработка программного обеспечения и консультирование в этой области" (код 72.20 раздела "K" ОКВЭД ОК 029-2001), предусмотренный пунктом 3 части 2 статьи 2 Областного закона N 757-ОЗ, имел право с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и начала указанной деятельности непрерывно в течение двух налоговых периодов применять налоговую ставку в размере 0 процентов, но по результатам проведенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области камеральной налоговой проверки представленной им уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год, привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, выразившегося в занижении налоговой базы, по тем основаниям, что в связи с утратой силы ОКВЭД ОК 029-2001 с 1 января 2017 года заявленный им вид деятельности не предусмотрен статьей 2 Областного закона N 757-ОЗ как основание для применения налоговой ставки в размере 0 процентов со ссылкой на оспариваемую норму, в связи с чем с 1 января 2017 года полученный им доход от предпринимательской деятельности подлежит включению в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 08.04.2021 N АПЛ21-105
В силу статьи 2 Федерального закона от 8 июля 2020 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 июля 2020 г. N 172-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации (часть 3).
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 06.09.2022 N АПЛ22-288
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Рассвет" (далее также - Кооператив) обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими приложения N 38 к Приказу в части указания в столбце третьем таблицы данного приложения только наименования имущества, а не имущественных прав (дебиторской и кредиторской задолженности) и приложения N 39 к Приказу в части неуказания в разделе основания для отмены обеспечительных мер сведений о вступлении в силу решения о привлечении к административной ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения). В обоснование заявленного требования административный истец указал на противоречие оспариваемых форм пункту 10 статьи 101, пункту 4 статьи 31, пункту 1 статьи 4, пункту 1 статьи 101.2, пункту 1 статьи 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ). Из административного иска следует, что оспариваемые формы не отвечают общеправовым критериям ясности и определенности правовых норм, так как незаконно допускают вынесение решений о применении обеспечительных мер лицом, которое не принимало решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; устанавливают не предусмотренные НК РФ полномочия налоговых органов в отношении принимаемых обеспечительных мер. Приложение N 38 к Приказу не дает ясного представления о группах имущества, в отношении которых применяются обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налоговых органов. В частности, не учитывает в качестве имущества, в отношении которого могут быть применены обеспечительные меры, дебиторскую и кредиторскую задолженности налогоплательщика, которые образуют актив налогоплательщика. Форма решения об отмене обеспечительных мер, закрепленная в приложении N 39 к Приказу, не предусматривает отмену таких мер со дня исполнения решения, допуская применение обеспечительных мер до полного погашения (взыскания) налоговой задолженности, установленной решением налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности, а также одновременно нескольких мер, направленных на принудительное взыскание налоговой задолженности.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N АПЛ23-443
ООО "Таможенно-брокерский консалтинг" (далее также - Общество) оспорило в Верховном Суде Российской Федерации пункт 2.7 Порядка в части, обязывающей представлять налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль по закрытому обособленному подразделению в налоговый орган по месту нахождения организации, считая его противоречащим статье 18 Конституции Российской Федерации, пункту 2 статьи 4, пункту 1 статьи 289 НК РФ. По мнению административного истца, издание оспариваемой нормы не относится к компетенции ФНС России, Порядок в оспариваемой части изменяет содержание обязанностей, установленных НК РФ, не соответствует конституционно значимым целям, по своему смыслу и содержанию не отвечает принципу приоритета прав и свобод человека и гражданина, необоснованно нарушает баланс публичных и частных интересов.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17.06.2021 N АПЛ21-193
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 172-ФЗ) предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 2).