1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.
4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
5.1. Нормативные правовые акты представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах принимаются в соответствии с настоящим Кодексом.
6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".
7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
8. Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов.
Правоотношения, возникающие в ходе проведения указанных экспериментов, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных федеральными законами о проведении экспериментов.
В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении настоящим Кодексом соответствующего налога, сбора, специального налогового режима либо о прекращении такого эксперимента.
Комментарий к ст. 1 НК РФ
1. Статья 57 Конституции РФ провозглашает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (налог на добавленную стоимость, налог на игорный бизнес, земельный налог и др.).
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, и др.)
В настоящее время налоговое законодательство состоит из:
- законодательства о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ, федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов РФ; нормативные акты представительных органов местного самоуправления);
- нормативных правовых актов органов государственного управления;
- нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.
2. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Налоговый кодекс устанавливает соответствующий Конституции принцип, согласно которому система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России могут быть установлены только настоящим Кодексом.
Пункт 2 статьи 1 НК РФ подтверждает приоритет настоящего Кодекса перед иными федеральными законами. Более того, по вопросам, указанным в подпунктах 1 - 7 пункта 2 статьи 1 НК РФ, должны применяться только нормы НК РФ. Внесение же в них изменений допускается только путем поправок в текст самого НК РФ. Таким образом, регулирование общих принципов налоговой системы РФ (подп. 1 - 7 п. 2 ст. 1) допускается только нормами НК РФ, а не другими федеральными законами.
3. Пункт 3 статьи 1 настоящего Кодекса содержит специальное правило, в соответствии с которым действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.
Пункт 3 статьи 1 НК РФ касается возможных коллизий с другими отраслями законодательства и ограничивает возможность применения НК РФ в отношении налогов и сборов, принятых вне настоящего Кодекса. Например, ранее до вступления в законную силу пункта 3 статьи 1 НК РФ взимание государственной пошлины (обязательных сборов) за осуществление юридически значимых действий регулировал Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине". С 1 января 2005 года он утратил силу, и была введена в действие глава 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ.
4. Органы исполнительной власти субъектов РФ в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах РФ. Но являются необходимыми для регулирования налогообложения и сборов на уровне субъектов РФ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 4 НК РФ.
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Так, в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса, к региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Порядок установления, введения и взимания, к примеру, транспортного налога определяется настоящим Кодексом, ставка же такого транспортного налога для определенного субъекта РФ устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ. К примеру, в столице - Законом г. Москвы от 23 октября 2002 г. N 48 "О транспортном налоге".
Принятые органами исполнительной власти субъектов РФ самостоятельные нормативные правовые акты в области налогообложения и сборов не должны изменять или дополнять федеральное законодательство о налогах и сборах, а более полно раскрывать те или иные положения основного закона (устанавливают ставки, льготы и т.п.).
Законодательство субъектов РФ может быть оформлено в виде общих и специальных законов о налогах и сборах, иных нормативных актов, принимаемых законодательными (представительными) органами.
5. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (п. 1 статьи 132 Конституции РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", к собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. При этом к местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.
К местным налогам статья 15 НК РФ относит:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Не могут устанавливаться местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Под представительными органами местного самоуправления подразумеваются выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" такими органами могут быть не только выборные органы, состоящие из депутатов (к примеру, Городская Дума), но и собрания (сходы) граждан в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования.
Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и представляют льготы по их уплате.
Органы местного самоуправления не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Из Конституции РФ и законов о местном самоуправлении следует также вывод о том, что субъекты Федерации не вправе регулировать отношения, связанные с местным налогообложением, то есть ограничение самостоятельности органов местного самоуправления в сфере местного налогообложения рамками законов субъектов Федерации недопустимо.
Судебная практика по статье 1 НК РФ
Пункт 4 статьи 1 НК РФ устанавливает, что законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с данным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.03.2017 N 307-КГ16-18094 по делу N А21-3415/2014
Статьей 1 Налогового кодекса установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
На территории Российской Федерации в соответствии с законодательством созданы особые экономические зоны, в которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также применяется особый порядок налогообложения.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.04.2017 N 81-АПГ17-5
Систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ, пункт 2 статьи 1 НК РФ).
Как следует из содержания пункта 1 статьи 17, пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 53 НК РФ, обязательное требование, предъявляемое к любому налогу, - наличие самостоятельного объекта налогообложения, стоимостная, физическая или иная характеристики которого определяют налоговую базу.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22.06.2017 N 3-АПГ17-3
Вопросы установления налога на имущество физических лиц, урегулированы главой 32 НК РФ, а в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 1 НК РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются в соответствии с настоящим Кодексом.
Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2017 N 309-КГ17-19089 по делу N А60-51503/2016
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 1, 7, 387, 389, 390, 394 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 1, 7, 20, 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности оспоренных ненормативных актов.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.02.2018 N 46-АПГ17-27
Суд первой инстанции обоснованно признал ошибочными, основанными на неправильном толковании закона, доводы ООО "Восточный дублер" о необходимости применения к оспариваемому нормативному правовому акту правил, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, поскольку оспариваемый приказ не содержит в себе признаков нормативного правового акта в области налогового законодательства в смысле, придаваемом ему в статьях 1 - 3 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не регулирует отношений, связанных с установлением налоговых льгот, налоговых ставок, либо особенностей определения налоговой базы, принят в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налогах на имущество организаций.
Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2018 N 307-КГ18-1802 по делу N А44-9467/2016
Признавая решение инспекции в оспоренной части законным, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 1, 2, 17, 146, 153, 164, 166, 170, 171, 172, 173 Налогового кодекса, статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2007 N 372-О-П и от 02.04.2009 N 475-О-О, пришли к выводу о доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о том, что заключенные между обществом и контрагентами договоры являются договорами транспортной экспедиции и направлены на транспортировку грузов на экспорт; оказанные заявителю услуги непосредственно связаны с процессом транспортировки товаров и ее организацией, без выполнения которых международная перевозка товаров невозможна, в связи с чем оказанные услуги подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов.
Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2018 N 303-КГ18-1094 по делу N А59-619/2017
Так, пунктом 85 статьи 1 Закона N 243-ФЗ пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции, согласно которой непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.04.2018 N 85-АПГ18-4
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации в состав законодательства о налогах и сборах входят законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из данного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах и страховых взносах (пункт 1), законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с указанным кодексом (пункт 4), а также нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с этим же кодексом (пункт 5).
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 303-КГ18-1094 по делу N А59-619/2017
Так, пунктом 85 статьи 1 Закона N 243-ФЗ пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции, согласно которой непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 27.08.2018 N 302-КГ18-7510 по делу N А19-10889/2017
Вместе с тем, изменения, внесенные пунктом 31 статьи 1 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ1 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ в Налоговый кодекс, в частности, об исключении из подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса положения, которое ранее (до 01.01.2015) предусматривало возможность невключения в налоговую базу доходов, полученных казенными учреждениями от осуществления ими государственных функций, привели к несогласованности взаимосвязанных положений Налогового кодекса (пункта 48.11 статьи 270) и Бюджетного кодекса (пункта 3 статьи 41, пункта 10 статьи 241).