1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов (за исключением специальных налоговых режимов) и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, нормативные правовые акты представительного органа федеральной территории "Сириус", вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
4.1. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, установленных для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов в связи с выполнением ими специального инвестиционного контракта в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:
даты утраты налогоплательщиком статуса участника специального инвестиционного контракта;
даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта, если дата окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта, наступает ранее даты утраты налогоплательщиком статуса налогоплательщика - участника специального инвестиционного контракта.
Положения настоящего пункта распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога и применяются для налогоплательщика - участника специального инвестиционного контракта при условии указания в соответствующем специальном инвестиционном контракте ссылок на положения актов законодательства о налогах и сборах в части пониженных налоговых ставок или налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов в связи с выполнением ими специального инвестиционного контракта, на которые распространяется действие настоящего пункта.
4.2. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов, установленных для налогоплательщиков - резидентов территорий опережающего развития и налогоплательщиков - резидентов свободного порта Владивосток в связи с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" или Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:
даты утраты налогоплательщиком соответственно статуса резидента территории опережающего развития или резидента свободного порта Владивосток;
даты окончания сроков действия налоговых ставок, тарифов страховых взносов, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения соглашения об осуществлении деятельности, указанного в абзаце первом настоящего пункта, если дата окончания сроков действия налоговых ставок, тарифов страховых взносов, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения такого соглашения, наступает ранее даты утраты налогоплательщиком статуса резидента территории опережающего развития или резидента свободного порта Владивосток.
Положения настоящего пункта распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части страховых взносов, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога и применяются для налогоплательщика - резидента территории опережающего развития или резидента свободного порта Владивосток при условии указания в соответствующем соглашении об осуществлении деятельности ссылок на положения актов законодательства о налогах и сборах в части пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов или налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для налогоплательщиков - резидентов территорий опережающего развития и налогоплательщиков - резидентов свободного порта Владивосток в связи с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности, на которые распространяется действие настоящего пункта.
4.3. Положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр, предусмотренный Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее в настоящей статье - реестр), сведений о заключении с налогоплательщиком (плательщиком сборов) соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее в настоящем пункте - последующие акты законодательства о налогах и сборах), не применяются в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов), являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в части правоотношений, связанных с исполнением такого соглашения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. При этом акты законодательства о налогах и сборах, вводящие новые налоги и (или) сборы, применяются такими налогоплательщиками (плательщиками сборов) при условии признания утратившими силу в связи с введением нового налога и (или) сбора норм законодательства, которыми на дату включения налогоплательщика (плательщика сбора) в реестр осуществлялось нормативное правовое регулирование обязательного платежа, имевшего схожий объект обложения с новым налогом и (или) сбором.
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного с субъектом Российской Федерации, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций и транспортному налогу.
В отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов), являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменений, указанных в абзаце втором настоящего пункта, а также в части изменения объекта налогообложения, порядка определения налоговой базы, налогового периода, налоговых ставок, порядка исчисления, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на прибыль организаций, изменения сроков уплаты и (или) порядка возмещения налога на добавленную стоимость и (или) введения новых налогов и (или) сборов.
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменений, указанных в абзаце втором настоящего пункта, а также в части изменения налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по земельному налогу.
В отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов), являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменений, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта.
В отношении налогоплательщика, являющегося стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, одной из сторон которого также является Российская Федерация, и реализующего новый инвестиционный проект в сфере добычи руд цветных металлов (золота) с объемом капитальных вложений не менее 300 миллиардов рублей, включенного в реестр участников региональных инвестиционных проектов, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения или отмены порядка определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
Особенности применения актов законодательства о налогах и сборах, предусмотренные настоящим пунктом, не распространяются на последующие акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие налоговые льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, условия и сроки применения и прекращения действия указанных льгот.
Положения настоящего пункта применяются в отношении указанных налогоплательщиков (плательщиков сборов) до наступления наиболее ранней из следующих дат:
даты истечения указанного в реестре срока применения стабилизационной оговорки, установленного соответствующим соглашением о защите и поощрении капиталовложений в соответствии с частями 10 и 11 статьи 10 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации";
даты включения сведений о расторжении соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений в реестр.
Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, положения настоящего пункта применяются в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов) при условии ведения ими раздельного учета объектов налогообложения, налоговой базы и сумм налогов по налогам, подлежащим уплате при исполнении соглашений о защите и поощрении капиталовложений, указанных в абзацах втором - пятом настоящего пункта, и при осуществлении иной хозяйственной деятельности, а также раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) при исполнении соглашений, указанных в абзацах третьем и пятом настоящего пункта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
Налогоплательщик (плательщик сбора), являющийся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в соответствии с Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" признаваемый проектной компанией, раздельный учет, предусмотренный абзацем одиннадцатым настоящего пункта:
вправе не вести в случае, если он не является одновременно участником консолидированной группы налогоплательщиков;
ведет в части, касающейся соблюдения им положений пункта 9 статьи 278.1 настоящего Кодекса, в случае, если он одновременно является участником консолидированной группы налогоплательщиков.
4.4. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части налога на прибыль организаций в случае, если такие положения вступили в силу после даты приобретения международной компанией (организацией, указанной в пункте 1.1 статьи 24.2 настоящего Кодекса) статуса международной холдинговой компании и предусматривают увеличение и (или) отмену пониженных налоговых ставок, изменение порядка определения налоговых баз, установленных в отношении доходов (прибыли), получаемых (выплачиваемых) международными холдинговыми компаниями, признаваемыми таковыми в соответствии со статьей 24.2 настоящего Кодекса, и (или) изменение условий применения указанных налоговых ставок, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:
даты утраты налогоплательщиком статуса международной холдинговой компании;
даты окончания установленного на дату приобретения международной компанией (организацией, указанной в пункте 1.1 статьи 24.2 настоящего Кодекса) статуса международной холдинговой компании в соответствии со статьей 24.2 настоящего Кодекса срока действия:
налоговых ставок;
порядка исчисления налогов;
порядка исчисления налоговых баз.
Положения актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах в части налога на имущество организаций и транспортного налога в случае, если такие положения вступили в силу после даты приобретения международной компанией (организацией, указанной в пункте 1.1 статьи 24.2 настоящего Кодекса) статуса международной холдинговой компании и предусматривают увеличение и (или) отмену пониженных налоговых ставок, а также изменение условий применения указанных налоговых ставок, не применяются в отношении налогоплательщика, признаваемого международной холдинговой компанией в соответствии со статьей 24.2 настоящего Кодекса, до наступления наиболее ранней из следующих дат:
даты утраты налогоплательщиком статуса международной холдинговой компании;
даты окончания установленного на дату приобретения международной компанией (организацией, указанной в пункте 1.1 статьи 24.2 настоящего Кодекса) статуса международной холдинговой компании в соответствии со статьей 24.2 настоящего Кодекса срока действия:
налоговых ставок;
условий применения указанных налоговых ставок.
5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, исполнительно-распорядительного органа федеральной территории "Сириус", если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.
- Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления, исполнительно-распорядительного органа федеральной территории "Сириус"
- Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов настоящему Кодексу
Комментарий к ст. 5 НК РФ
1. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы. Данное положение касается не только законов, но и иных нормативных актов в сфере налогообложения, так как все они, как правило, затрагивают права налогоплательщика.
К нормативным актам федеральных органов исполнительной власти, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, предъявляется дополнительное требование - регистрация их в Министерстве юстиции РФ. Об этом сказано в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Указанные нормативные акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в законную силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. При разрешении споров нельзя ссылаться на указанные акты.
Действие актов законодательства во времени ограничено вступлением нормативного акта в силу и прекращением его действия.
Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" установлено общее правило, в соответствии с которым законы вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, если иное не установлено законом.
Для актов налогового законодательства действуют специальные правила вступления их в законную силу, причем в зависимости от уровня нормативного акта и его содержания этот порядок может иметь свои особенности.
Но акты законодательства о налогах (федеральных, региональных, местных) и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу - для налогов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Поскольку для сборов налоговый период не устанавливается, второе условие вступления в силу для сборов не предусмотрено.
Данное положение обеспечивает возможность для налогоплательщиков и налоговых органов заранее изучить новый нормативный акт, а налоговым органам подготовить соответствующие методические разъяснения. Кроме того, необходимо учитывать, что обязанности налогоплательщика обычно формируются в течение определенного промежутка времени - налогового периода, поэтому для того, чтобы не разрывать этот период, применять новые нормы можно только с нового периода.
При введении новых налогов (региональных, местных) и (или) сборов федеральные законы, вводящие их, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
2. Статья 57 Конституции РФ, в соответствии с которой "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют", раскрывает пункт 2 настоящей статьи, а также устанавливает случаи, ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов и иных участников налоговых отношений (налоговых агентов, сборщиков налогов, банки и т.д.), как:
- установление новых налогов и (или) сборов, повышающих налоговые ставки, размеры сборов;
- установление или ужесточение ответственности за налоговые правонарушения;
- установление новых обязанностей и др.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, каким-либо образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. То есть не могут регулировать отношения, возникшие и имевшие место до их издания и вступления в силу.
3. В соответствии с частью 1 статьи 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Пунктом 3 настоящей статьи прямо предусмотрены три случая, при которых акты законодательства о налогах и сборах имеют обратную силу:
1) если они устраняют ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
2) если они смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
3) если они устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей. Дополнительными считаются гарантии, которые до этого прямо не были предусмотрены в нормах НК РФ и других актов законодательства о налогах и сборах.
Принцип обратной силы законов имеет большое значение при защите прав налогоплательщиков.
Судебная практика по статье 5 НК РФ
Довод общества о применении вновь установленной кадастровой стоимости спорных земельных участков с 01.01.2014, в силу положений статьи 5 Налогового кодекса, был отклонен судами как основанный на неверном толковании указанной нормы права.
Изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода (в настоящем деле с 17.12.2012), учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу в следующем налоговом периоде - 2013 году.
Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2017 N 305-КГ16-19556 по делу N А41-13452/2016
При этом суды исходили из положений пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Аналогичный подход применяется при изменении кадастровой стоимости во внесудебном порядке (путем обращения в соответствующую комиссию).
Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 106-О
Что касается оспариваемых заявителем положений статей 3 и 5 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 16 АПК Российской Федерации и статьи 25 Закона Российской Федерации "О плате за землю", то данные законоположения, как закрепляющие общие начала налогового законодательства и арбитражного судопроизводства, сами по себе конституционные права заявителя также не нарушают.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 32-АПГ16-14
В обоснование заявленных требований ЗАО "Торговый Дом "Эластик" указало, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в нарушение статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Определение Верховного Суда РФ от 13.03.2017 N 301-КГ17-756 по делу N А82-18090/2015
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, статьями 5, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П, пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", учитывая, что земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной нормативными актами органов Правительства Ярославской области, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания решений недействительными.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30.03.2017 N 3-АПГ17-1
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 N 721-О
Как следует из представленных материалов, заявитель, являясь индивидуальным предпринимателем, исчислил за 2013 год земельный налог с учетом кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Тульской области от 18 декабря 2012 года N 715 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы" и содержащейся в государственном кадастре недвижимости. Налоговый орган по результатам проверки доначислил земельный налог, используя для расчета налоговой базы за 2013 год кадастровую стоимость, предусмотренную актом указанного органа власти от 28 декабря 2009 года N 1007. По мнению налогового органа, постановление Правительства Тульской области от 18 декабря 2012 года N 715 в силу статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации подлежало применению для целей исчисления земельного налога только с 1 января 2014 года, поскольку к 1 января 2013 года не истек месяц со дня опубликования данного акта.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.03.2017 N 81-АПГ17-3
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, пл. Побед, с кадастровым номером 42:30:0303090:2481, и плательщиком земельного налога. Решение N 1/2 отменяет льготу по налогу, которая была предусмотрена Положением о земельном налоге в ранее действовавшей редакции. Оспариваемое Решение N 1/2 принято с нарушением пунктов 1 и 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, акты законодательства о налогах и сборах, акты законодательства о налогах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.04.2017 N 81-АПГ17-5
По общему правилу, содержащемуся в абзаце первом пункта 1 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.05.2017 N 59-АПГ17-3
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3
Гражданин Опфер В.Ф. и общество с ограниченной ответственностью "Агро-Сервис" (далее - ООО "Агро-Сервис"), являясь собственниками упомянутых земельных участков, обратились в Волгоградский областной суд с административными исковыми заявлениями о признании Приказа N 38-н не действующим ввиду его несоответствия положениям статей 24.11 - 24.17 и статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование своих требований административные истцы указали, что земельные участки предназначены для эксплуатации овощной базы. Комитет, устанавливая кадастровую стоимость земельных участков в увеличенном размере, ухудшает их положение, как налогоплательщиков. Кроме того, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, "сельскохозяйственное использование" (код вида разрешенного использования 1.0) предполагает использование земельного участка для ведения сельского хозяйства, включая виды разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, то есть размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.