ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2018 г. N 308-КГ18-6353
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационные жалобы от 06.04.2018 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Северная Осетия-Алания (далее - инспекция), от 06.04.2018 Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление) на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.02.2018 по делу N А61-1921/2017 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
по заявлению федерального государственного учреждения "Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (далее - медицинский центр) к инспекции о признании незаконным в части решения от 27.01.2017 N 548 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и к управлению о признании незаконным решения от 17.03.2017 N 19,
установила:
решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.08.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.02.2018 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, инспекция и управление просят постановление суда кассационной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалоб не установлено.
Как усматривается из судебных актов, по результатам камеральной налоговой проверки представленной медицинским центром уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год инспекция пришла к выводу о занижении налогооблагаемой базы в связи с тем, что медицинский центр применил при ее расчете кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков согласно постановлению Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.11.2014 N 412 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия-Алания" (далее - постановление от 28.11.2014 N 412). По мнению инспекции результаты кадастровой оценки земель, утвержденные данным постановлением, подлежат применению для целей налогообложения, начиная с 2016 года. В налоговый период 2015 года действовали результаты кадастровой оценки, утвержденные постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.10.2008 N 244.
Решением от 27.01.2017 N 548 инспекция доначислила медицинскому центру к уплате в бюджет 2 370 872 руб. земельного налога, начислила 186 957 руб. 68 коп. пеней.
Решением управления от 17.03.2017 N 19 решение инспекции оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении требований учреждения, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 5, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 14.04.2014 N 94 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания" (далее - Указ от 14.04.2014 N 94).
Суды признали днем официального опубликования постановления от 28.11.2014 N 412 30.12.2014, т.е. дату, когда оно было опубликовано в "Собрании законодательства республики Северная Осетия-Алания" N 6 за ноябрь - декабрь 2014 года, включая приложения. Позднее постановление было также опубликовано на портале www.pravo.gov.ru 14.01.2015, а приложения к нему 21.01.2015. С учетом этих обстоятельств, суды согласились с выводами инспекции о применении при определении налогооблагаемой базы по земельному налогу в 2015 году в Республике Северная Осетия-Алания результатов кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.10.2008 N 244 (далее - постановление от 24.10.2008 N 244).
Судами установлено, что постановление от 28.11.2014 N 412 также публиковалось в газете "Северная Осетия" 29.11.2014, однако довод медицинского центра о том, что указанную дату следует считать днем официального опубликования нормативного правового акта, отклонили. Суды исходили из того, что в данном случае постановление публиковалось без приложений, в которых непосредственно содержатся сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, указал, что отклонив названный довод медицинского центра, суды первой и апелляционной инстанции допустили нарушение норм материального права. Суды неправильно применили положения пункта 2 Указа от 14.04.2014 N 94, согласно которым официальным опубликованием акта Правительства Республики Северная Осетия-Алания считается первая публикация текстов, в том числе, в газете "Северная Осетия". Поскольку средство массовой информации - газета "Северная Осетия" является одним из официальных периодических изданий, осуществляющих публикацию правовых актов республики, датой публикации постановления от 28.11.2014 N 412 следует считать 29.11.2014, что влечет правомерность его применения медицинским центром в целях исчисления земельного налога в 2015 году.
В кассационной жалобе заявители выражают несогласие с выводами суда, указывая, что в спорном периодическом издании постановление от 28.11.2014 N 412 было опубликовано не в полном объеме. Такое опубликование не может быть признано официальным в целях исчисления даты начала действия нормативного правового акта, поскольку не обеспечивает доведения до заинтересованных лиц его положений, непосредственно затрагивающих права и обязанности.
Между тем, как правомерно отмечено кассационным судом, действующим законодательством установлен особый порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков, включая предоставление соответствующей информации территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по запросу, а также размещение утвержденных результатов государственной кадастровой оценки на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Публикация постановления от 28.11.2014 N 412 в газете "Северная Осетия", а также размещение утвержденной кадастровой стоимости на официальном сайте в сети "Интернет" позволили медицинскому центру более чем за месяц до начала налогового периода 2015 года ознакомиться с содержанием нормативного правового акта и приложений к нему.
Кроме того, подавая уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2015 год, медицинский центр руководствовался новой кадастровой стоимостью на основании постановления от 28.11.2014 N 412, в пункте 3 которого указано, что оно вступает в силу с 01.01.2015. Пунктом 2 названного постановления установлено, что с 01.01.2015 признается утратившим силу постановление от 24.10.2008 N 244.
При таких обстоятельствах доводы кассационных жалоб подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать в передаче кассационной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Северная Осетия-Алания и кассационной жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА