1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.
Организации определяют налоговую базу самостоятельно в отношении каждого земельного участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база по участкам, принадлежащим гражданам, определяется налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых Роснедвижимостью. Индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу в отношении участков, используемых для предпринимательской деятельности (ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Такая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования. Результаты оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Территориальные органы Роснедвижимости и органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны информировать налоговые органы о земельных участках, расположенных на подведомственной им территории.
Территориальные органы Роснедвижимости и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, должны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признанных объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Информация о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков по результатам проведения государственной кадастровой оценки, не позднее 1 марта этого года.
Признавая законным оспариваемое решение налогового органа, суды руководствовались положениями статей 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, исходя при этом из того, что кадастровая стоимость спорных земельных участков является основанием для исчисления земельного налога за налоговый период с момента внесения соответствующих изменений в государственный кадастр. В этой связи суды признали правомерным применение инспекцией в 2013 году новой кадастровой стоимости спорных земельных участков на основании полученных от уполномоченного органа сведений по состоянию на 17.12.2012.
Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2017 N 310-КГ16-19248 по делу N А54-5337/2015
Признавая законным оспариваемое решение налогового органа в части, суды трех инстанций руководствовались положениями статей 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, и исходили из того, что новая кадастровая стоимость спорных земельных участков будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости (26.06.2014), до указанного момента общество должно исчислять земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением N 10-П.
Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2017 N 305-КГ16-19554 по делу N А40-182280/2015
При этом суды руководствовались положениями статей 388, 390, 391 Налогового кодекса, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и указали, что рыночная стоимость спорного земельного участка будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период с момента вступления указанного судебного акта в законную силу и внесения соответствующих изменений в государственный кадастр. Кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная его рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2017 N 309-КГ16-21085 по делу N А76-16444/2015
Учитывая невозможность ретроспективного перерасчета кадастровой стоимости, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 388, 389, 390, 391, 393, 396, 397, 398 Налогового кодекса, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что новая кадастровая стоимость спорных земельных участков в данном случае подлежит применению для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента вступления в силу решения суда по делу N А76-27404/2013 (22.07.2014); до указанного момента общество должно было исчислять земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, установленной ранее постановлением Правительства N 284-П.
Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 310-КГ17-471 по делу N А54-5548/2015
Частично отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались положениями статей 387, 390, 391, 394, 396 Налогового кодекса, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 03.07.2014 N 1555-О, Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон N 135-ФЗ) и исходили из того, что кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости может быть использована в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога после внесения ее в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта об установлении такой стоимости либо на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N 309-КГ17-650 по делу N А47-11712/2015
Признавая доначисление земельного налога правомерным, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 389, 390, 391, 393, 396 Налогового кодекса, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание Правила проведения кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, исходили из того, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением суда по делу N А47-6594/2014, подлежит применению для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента вступления судебного акта в законную силу, до указанного момента общество должно исчислять земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, установленной ранее постановлением Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1009-П.
Определение Верховного Суда РФ от 13.04.2017 N 304-КГ17-2673 по делу N А70-1058/2016
На основе установленных фактических обстоятельств, руководствуясь положениями статей 52, 387, 388, 389, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом постановления N 530-п, постановления Правительства Тюменской области от 29.04.2014 N 203-п "О внесении изменений в постановление от 02.12.2013 N 530-п", суды пришли к выводу о том, что решение инспекции является законным, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 N 310-КГ17-2854 по делу N А64-1075/2015
Суды, признавая незаконным исчисление предпринимателем земельного налога за 2011 год, руководствовались положениями статей 388, 390, 391 Налогового кодекса, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пришли к выводу, что рыночная стоимость спорного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Тамбовской области, вступившим в законную силу в 2012 году, не может являться основанием для перерасчета земельного налога за 2011 год.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.04.2017 по делу N 306-КГ16-18669, А65-93/2016
В соответствии со статьями 388 - 390 Налогового кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2017 N 302-КГ17-3745 по делу N А19-21243/2015
Исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства и установив, что спорные земельные участки принадлежат обществу на праве собственности и не находятся в статусе ограниченных в обороте, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 388, 389, 390 Налогового кодекса, статей 27, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о несоответствии спорных земельных участков необходимым условиям для применения льготы по земельному налогу, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2017 N 309-КГ17-3530 по делу N А50-2300/2016
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая решения инспекции законными, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 387, 388 (в редакции, действовавшей в спорный период), 389, 390, 391, 394 Налогового кодекса, статей 27, 65, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласился с выводом налогового органа об отсутствии у общества права на применение льготы по земельному налогу, поскольку спорные земельные участки не находятся в государственной либо муниципальной собственности, не признаны ограниченными в обороте и факт их использования для целей обеспечения обороны и безопасности обществом не подтвержден.