1. Налоговым периодом признается календарный год.
2. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
3. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории "Сириус") вправе не устанавливать отчетный период.
- Статья 392. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности
- Статья 394. Налоговая ставка
Комментарий к ст. 393 НК РФ
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря. Отчетными периодами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев.
Представительные органы муниципального образования и законодательные органы власти Москвы и Санкт-Петербурга, вводя налог, вправе не устанавливать отчетные периоды.
Судебная практика по статье 393 НК РФ
Учитывая невозможность ретроспективного перерасчета кадастровой стоимости, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 388, 389, 390, 391, 393, 396, 397, 398 Налогового кодекса, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что новая кадастровая стоимость спорных земельных участков в данном случае подлежит применению для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента вступления в силу решения суда по делу N А76-27404/2013 (22.07.2014); до указанного момента общество должно было исчислять земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, установленной ранее постановлением Правительства N 284-П.
Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N 309-КГ17-650 по делу N А47-11712/2015
Признавая доначисление земельного налога правомерным, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 389, 390, 391, 393, 396 Налогового кодекса, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание Правила проведения кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, исходили из того, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением суда по делу N А47-6594/2014, подлежит применению для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента вступления судебного акта в законную силу, до указанного момента общество должно исчислять земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, установленной ранее постановлением Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1009-П.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.04.2017 N 81-АПГ17-5
Налоговым периодом в отношении земельного налога в соответствии со статьей 393 НК РФ признается календарный год.
Суд первой инстанции, проанализировав в системном единстве приведенные нормы федерального законодательства, пришел к правильному выводу о том, что действие новой редакции пункта 2.2 Решения Совета от 29 ноября 2013 г. N 133 в отношении иных земельных участков категории земель специального назначения, находящихся в собственности организаций-недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых, правомерно пунктом 3 оспариваемого муниципального правового акта распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г., и не противоречит требованиям налогового законодательства, поскольку улучшает положение налогоплательщиков.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3
Вопреки доводам апелляционной жалобы комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области суд, разрешая дело, проанализировав положения статей 65, 66 ЗК РФ, статьи 5, пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391, пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пришел к правомерному выводу, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков, являющиеся актами земельного законодательства, в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 24.07.2017 N 302-КГ17-8696 по делу N А19-6729/2016
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, повторно оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 5, 389, 390, 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", принимая во внимание пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, пришел к выводу о том, что решение налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2017 N 308-КГ17-16268 по делу N А32-26669/2015
При разрешении спора суды руководствовались статьями 17, 52, 387, 388, 389, 390, 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (действовал в спорный период), пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", учли, что в случае, если кадастровая стоимость и ставка земельного налога не определены, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Определение Верховного Суда РФ от 27.12.2017 N 304-КГ17-19537 по делу N А67-7978/2016
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 389, 390, 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции с 01.01.2015), суды отказали в удовлетворении заявленных требований, указав, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате изменения вида разрешенного использования, может быть учтено только со следующего налогового периода.
Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2018 N 308-КГ18-21857 по делу N А32-2302/2018
Отказывая ИП Геращенко А.Ф. в требовании, касающемся исчисления налоговым органом земельного налога, суды руководствовались статьями 23, 69, 387, 388, 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, 131, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды признали, что сумма земельного налога за 2016 г., подлежащая уплате предпринимателем, определена налоговым органом в надлежащей процедуре на основе сведений, поступивших от филиала Федеральной кадастровой палаты, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2016 утверждена в сумме 24 647 956 руб. 80 коп. Оснований для применения иной кадастровой стоимости у налогового органа не имелось.
Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2019 N 304-ЭС18-25546 по делу N А67-10434/2017
Частично удовлетворяя требования общества, суды руководствовались статьями 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 393, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", приняли во внимание факт признания незаконным в рамках дела N А67-485/2017 отказа департамента недвижимости в предоставлении обществу в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, и исходили из того, что незаконные действия департамента привели к возникновению у общества убытков в виде разницы между фактически уплаченной им суммой арендной платы в период с 20.10.2016 по 06.09.2017 и подлежащей уплате в этот период суммой земельного налога.
Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2019 N 304-ЭС19-529 по делу N А75-306/2017
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды, руководствуясь статьями 388, 390, 391, 393 Налогового кодекса, статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также разъяснениями, содержащимися в Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", признали правомерным доначисление обществу оспариваемым решением земельного налога и пеней, поскольку общество, являясь землевладельцем спорного земельного участка, в силу указанных нормативных положений Налогового кодекса обязано было исчислить земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка и налоговой ставки 1%, установленной для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 N 820-О
Применительно к земельному налогу налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ранее - государственном кадастре недвижимости) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 390 и пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации); налогоплательщики - организации в силу пункта 3 статьи 391 названного Кодекса определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования; налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).