Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
- Статья 346.23. Налоговая декларация
- Статья 346.25. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения
Комментарий к ст. 346.24 НК РФ
Налогоплательщики, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, находятся в более выгодном положении: для налогового учета им не нужно разрабатывать специальные регистры, так как налоговый учет ведется в специальной Книге учета доходов и расходов, которая является регистром налогового учета.
Поскольку налоговый период по единому налогу установлен в размере календарного года, то и Книга соответственно открывается на один календарный год. Она должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы. На последней странице Книги необходимо указать число содержащихся в ней страниц. Эта запись заверяется подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью налогоплательщика.
В начале года Книгу необходимо представить в налоговую инспекцию для того, чтобы налоговый инспектор ее подписал и поставил штамп.
Книгу учета доходов и расходов можно вести не только на бумажных носителях, но и в электронном виде с использованием компьютерной техники. В этом случае распечатывать листы Книги учета доходов и расходов необходимо по окончании каждого отчетного (налогового) периода. В конце года листы Книги прошиваются и пронумеровываются. Количество страниц, указанное на последней странице Книги, заверяется подписью руководителя и печатью. В таком виде Книга учета доходов и расходов представляется в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией по единому налогу за год.
После окончания налогового периода Книга учета доходов и расходов должна храниться в течение четырех лет.
3 февраля 2006 г. за N 7453 Минюст России зарегистрировал Приказ Минфина России от 30 декабря 2005 г. N 167н. Этим документом утверждена новая Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Книга учета доходов и расходов), а также порядок ее заполнения.
В Приказе N 167н прямо не сказано, с какой даты применять новый бланк, представители Минфина России считают, что делать это нужно с 1 января 2006 года. Между тем нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования. Об этом сказано в пункте 12 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763. Новая форма Книги доходов и расходов опубликована в "Российской газете" 17 февраля 2006 года. Следовательно, формально Приказ N 167н вступил в силу 28 февраля 2006 года. Однако Книга учета доходов и расходов утверждается на весь календарный год. Поэтому, если фирмы и предприниматели стали использовать старую форму Книги учета доходов и расходов, необходимо перенести все сделанные записи за январь и февраль 2006 года в новый бланк, который предварительно зарегистрировать в инспекции. Тем более этого требует и Минфин России в письме от 20 февраля 2006 г. N 03-11-02/42. Те, кто ведет ее в электронном виде - в более выигрышной ситуации - ведь они распечатают уже новый бланк по итогам I квартала.
Раздел I Книги учета доходов и расходов дополнился теперь графами, где организации и предприниматели должны отражать все свои доходы и расходы. То есть даже те, которые никак не влияют на размер единого налога.
Однако Верховный Суд РФ в решении от 26 мая 2006 г. по делу N ГКПИ06-499 признал частично не действующим Приказ Минфина России от 30 декабря 2006 г. N 167н. Судьи отметили, что налогоплательщики не обязаны отражать в Книге те доходы и расходы, которые никак не влияют на величину единого налога.
Судебная практика по статье 346.24 НК РФ
Признавая решение инспекции в оспариваемой части законным, и удовлетворяя встречное заявление, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 146, 154, 210, 221, 223, 346.13, 346.15, 346.18, 346.24, 346.26, 346.27, 346.29 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", исходил из доказанности налоговым органом факта ведения предпринимателем финансово-хозяйственной деятельности, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды в условиях целенаправленного, формального дробления бизнеса с целью занижения размера площади торговых залов путем распределения площадей между тремя взаимозависимыми лицами.
Определение Верховного Суда РФ от 25.12.2017 N 308-КГ17-18929 по делу N А53-25835/2016
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды трех инстанций, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 346.11, 346.15, 346.17, 346.18, 346.23, 346.24, 346.26, 346.27, 346.29, 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", принимая во внимание решение Совета города Ессентуки Ставропольского края от 19.11.2008 N 115 "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края", Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40, Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 N 373-П, приложение N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2008 N 154н "Об утверждении форм книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и порядков их заполнения", Порядок заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.10.2012 N 135н, Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации 30.08.1993 N 104, разъяснения, изложенные в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о том, что оспоренное решение инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2017 N 306-КГ17-18710 по делу N А12-61801/2016
Отказывая в удовлетворении заявленного требования и признавая решение инспекции законным, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 252, 346.12, 346.14, 346.17, 346.18, 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Порядком заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденным приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н, пришли к выводу о недоказанности предпринимателем несения расходов на приобретение товара (зелени) у заявленного контрагента, который имеет признаки недобросовестного налогоплательщика, а также на покупку дизельного топлива в целях, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.
Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2018 N 307-КГ17-22701 по делу N А21-2628/2016
Отказывая в удовлетворении заявленного требования и признавая решение инспекции законным, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 252, 346.12, 346.14, 346.17, 346.18, 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о недоказанности предпринимателем несения расходов на приобретение товара у названного контрагента.
Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2018 N 302-КГ18-14802 по делу N А74-14095/2017
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 39, 207, 208, 210, 217, 220, 249, 346.11, 346.14, 346.15, 346.17, 346.19, 346.23, 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая правовые позиции, изложенные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 18384/12, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали выводы налогового органа, изложенные в оспоренном решении.
Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2019 N 303-КГ18-23324 по делу N А59-4746/2017
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями подпункта 7 пункта 1 статьи 31, статей 146, 154, 168, 210, 223, 224, 218 - 221, 216, 225, 346.13, 346.24, 346.26, 346.27, 346.29 Налогового кодекса, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения инспекции в оспариваемой части.
Определение Верховного Суда РФ от 01.03.2019 N 308-ЭС19-642 по делу N А15-1570/2018
Оценив представленные доказательства и установив, что предприниматель не обеспечил надлежащее ведение бухгалтерского и налогового учета и не опроверг правильность произведенного налоговым органом расчета суммы налога, руководствуясь статьями 23, 31, 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации, а также правовой позицией, изложенной в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суды признали оспариваемое решение обоснованным и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2019 N 301-ЭС19-3784 по делу N А79-7860/2017
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 23, 83, 138, 140, 169, 174, 346.24, 346.26 - 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о законности оспариваемых решений инспекции и управления.
Определение Верховного Суда РФ от 27.08.2019 N 305-ЭС16-17922(4,5) по делу N А40-187351/2013
Рассматривая спор, суды руководствовались статьями 2, 9, 10, 61.2, 61.3, 61.10, 61.11, 61.14, 61.16, 64, 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 15, 53.1, 143, 401, 1064, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 6, 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерским учете", статьями 34, 70, 77 Положения о переводном и простом векселе, введенного в действие постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 07.08.1937 N 104/1341, и исходили из доказанности сокрытия бухгалтерской и иной документации должника, доведения должника до банкротства, соблюдения конкурсным управляющим должником сроков обращением с настоящим требованием в суд.
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2020 N 5-КА20-31-К2
Поскольку бремя доказывания необходимости и обоснованности заявленных расходов лежит на самом плательщике алиментов, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут использовать в их подтверждение книгу учета доходов и расходов, которую они ведут для целей исчисления налоговой базы по налогу и форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (статья 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации), а те из них, кто избрал в качестве объекта налогообложения только доходы (без вычета расходов) и, следовательно, по смыслу налогового законодательства, вправе не вести учет расходов, могут использовать предусмотренные Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, которыми подтверждаются понесенные ими расходы, для учета при определении размера доходов, из которого подлежат удержанию алименты на несовершеннолетних детей.
Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2020 N 309-ЭС20-1619 по делу N А50-38018/2018
Между тем правовые выводы арбитражных судов об отсутствии оснований для удовлетворения требования участника об обязании общества предоставить спорную документацию основаны на фактических обстоятельствах дела (обязанность по составлению и учету спорных документов у общества отсутствовала в соответствии со статьей 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации; в ответ на требование истца о предоставлении регистров бухгалтерского учета общество указало на отсутствие этих документов, о чем истец был осведомлен, в том числе в ходе судебного разбирательства; обстоятельства, которые бы опровергали утверждение ответчика, не доказал; годовой отчет о деятельности общества и годовой бухгалтерский баланс в рамках данного дела не истребовал) и соответствуют пункту 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ".