ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2019 г. N 58-АД19-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Казанцева Ильи Сергеевича на вступившие в законную силу постановление от 07.08.2018 N 5-386-8/2018, вынесенное мировым судьей судебного района "Индустриальный район города Хабаровска" на судебном участке N 8, решение судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 31.08.2018 N 12-409/2018 и постановление исполняющего обязанности председателя Хабаровского краевого суда от 13.11.2018 N 4А-665/2018, состоявшиеся в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Интех" Казанцева Ильи Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением от 07.08.2018 N 5-386-8/2018, вынесенным мировым судьей судебного района "Индустриальный район города Хабаровска" на судебном участке N 8, оставленным без изменения решением судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 31.08.2018 N 12-409/2018 и постановлением исполняющего обязанности председателя Хабаровского краевого суда от 13.11.2018 N 4А-665/2018, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Интех" (далее - общество) Казанцев И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему административного наказания в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Казанцев И.С. просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении него по данному делу об административном правонарушении, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Казанцева И.С. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.
Как следует из материалов дела, письмом от 20.03.2018 N 08-38/04831@ (далее также - уведомление) Инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска (далее - инспекция) потребовала от генерального директора общества Казанцева И.С. в срок до 26.03.2018 уплатить страховые взносы в размере 146 000 рублей за февраль 2018 года, подлежащие уплате до 15.03.2018.
Неисполнение названного документа инспекции послужило основанием для привлечения Казанцева И.С. постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышестоящие судебные инстанции с выводами мирового судьи и принятым им решением согласились.
Между тем выводы судебных инстанций не учитывают следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из диспозиции части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает в числе иного установление законности распоряжения или требования должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль.
Статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных этим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1).
При этом в силу пункта 2 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в числе прочего, с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных данным Кодексом (пункт 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1).
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 данной статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном указанным Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 данного Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 указанного Кодекса (пункт 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных этим Кодексом.
Приведенные нормы применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 4 статьи 44, пункт 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1). Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 5). Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 указанного Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (пункт 8).
Пунктом 3 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
В рассматриваемом случае уведомлением инспекции генеральному директору общества Казанцеву И.С. предписывалось в срок до 26.03.2018 уплатить страховые взносы за февраль 2018 года, подлежащие оплате в соответствии с пунктом 3 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации до 15.03.2018. За неисполнение данного документа названное лицо обжалуемыми актами привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем исходя из изложенных выше норм обязанность по уплате налогов (сборов, страховых взносов) возникает с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога, сбора или страхового взноса, а не в результате направления уведомления налогового органа, оформленного в форме письма, с произвольно установленным сроком уплаты. Неисполнение данной конституционной обязанности влечет наступление предусмотренных законодательством о налогах и сборах последствий и применение установленного порядка мероприятий, не зависящих от факта направления инспекцией лицу соответствующего письма в произвольной форме.
Следует учесть, что в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены названным Кодексом. При этом права, предусмотренные указанным Кодексом в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов (пункт 2.1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации).
При таком положении неисполнение направленного инспекцией генеральному директору общества Казанцеву И.С. письма от 20.03.2018 N 08-38/04831@, дублирующего требования налогового законодательства о необходимости уплаты страховых взносов, устанавливающего произвольный срок для выполнения данной обязанности, административную ответственность по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не влечет.
Выводы судебных инстанций о наличии в деянии генерального директора общества Казанцева И.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать обоснованными.
Необходимо отметить, что заявителем поданных по делу жалоб последовательно отрицалось наличие в его деянии состава вмененного ему административного правонарушения (л.д. 36 - 38, 72 - 76), однако надлежащая правовая оценка его доводам при рассмотрении настоящего дела не дана.
При таких обстоятельствах постановление от 07.08.2018 N 5-386-8/2018, вынесенное мировым судьей судебного района "Индустриальный район города Хабаровска" на судебном участке N 8, решение судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 31.08.2018 N 12-409/2018 и постановление исполняющего обязанности председателя Хабаровского краевого суда от 13.11.2018 N 4А-665/2018, состоявшиеся в отношении генерального директора общества Казанцева И.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии Казанцева И.С. состава вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
жалобу Казанцева Ильи Сергеевича удовлетворить.
Постановление от 07.08.2018 N 5-386-8/2018, вынесенное мировым судьей судебного района "Индустриальный район города Хабаровска" на судебном участке N 8, решение судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 31.08.2018 N 12-409/2018 и постановление исполняющего обязанности председателя Хабаровского краевого суда от 13.11.2018 N 4А-665/2018, состоявшиеся в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Интех" Казанцева Ильи Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ