ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2020 г. по делу N АКПИ20-135
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Гудковой Е.Ю.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шмыгаля Валентина Александровича о признании частично недействующим пункта 2 порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 967,
установил:
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее также - Минэкономразвития России) от 23 декабря 2015 г. N 967 (далее - Приказ) утвержден порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации (далее - Порядок N 967). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 28 марта 2016 г., регистрационный номер 41597, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 31 марта 2016 г., в "Российской газете" 8 апреля 2014 г., N 75, Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 16 мая 2016 г., N 20. Названный приказ вступил в силу с 1 января 2017 г.
Согласно пункту 2 Порядка N 967 внесение платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН), аналитической и иной информации осуществляется после представления запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, аналитической и иной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения ЕГРН и предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальные органы либо в подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение в случае наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и получения уникального идентификатора начисления, за исключением случая, указанного в абзаце втором пункта 7 Порядка.
Данный пункт действует в редакции приказа Минэкономразвития России от 9 декабря 2016 г. N 799, зарегистрированного в Минюсте России 26 декабря 2016 г., регистрационный номер 44963, и опубликованного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2016 г.
Шмыгаль В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 2 Порядка N 967 в части, запрещающей получать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, и иную информацию при внесении платы до подачи запроса на получение этих сведений и иной информации, ссылаясь на его противоречие подпунктам 4 и 5.2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, частям 1, 10 статьи 63 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"). Считает, что оспариваемый пункт ущемляет права граждан как собственников недвижимого имущества по получению необходимой для осуществления своих гражданских прав и обязанностей информации из ЕГРН.
По мнению административного истца, Порядок N 967 не предусматривает подачу запроса о предоставлении сведений из ЕГРН через многофункциональный центр, в связи с чем возникает возможность злоупотребления правом у органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по предоставлению государственной услуги гражданам. Кроме того, требование о производстве платежа только после подачи запроса и получения уникального идентификатора начисления ставит в неравное положение граждан, обращающихся непосредственно в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) по сравнению с гражданами, отправляющими запрос посредством почтового отправления.
Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в письменных возражениях указали, что Порядок N 967 утвержден федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В судебном заседании административный истец Шмыгаль В.А. поддержал заявленное требование.
Представители Минэкономразвития России Гайдук А.В. и Ромашкина А.В., представители Росреестра - Зайцева Ю.А. и Минюста России - Абасов Д.Т. возражали против удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения административного истца Шмыгаля В.А., возражения представителей административного ответчика Министерства экономического развития Российской Федерации Гайдук А.В. и Ромашкиной А.В., заинтересованных лиц - представителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Зайцевой Ю.А. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации Абасова Д.Т., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитическая и иная информация по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 этой статьи, предоставляются за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровой деятельности, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта являлось Министерство экономического развития Российской Федерации, которое было вправе принимать нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федерального агентства (пункт 1, подпункт 5.2.29 пункта 5 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437).
Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" руководство деятельностью Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 21 Правительством Российской Федерации принято постановление от 12 февраля 2020 г. N 131 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 131), которым внесены изменения в соответствующие постановления Правительства Российской Федерации "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" и "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (в редакции постановления Правительства N 131), Росреестр осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе имущественных отношений в части гражданского оборота недвижимого имущества, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых природных территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), ведения Единого государственного реестра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, государственной кадастровой оценки, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного земельного надзора (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), геодезии и картографии, создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Ранее указанные полномочия осуществляло Министерство экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства N 131 Минэкономразвития России и Росреестру следует в течение 6 месяцев привести свои нормативные правовые акты в соответствие с данным постановлением.
На день рассмотрения настоящего административного дела Приказ является действующим.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях реализации требований федерального закона и в пределах предоставленных такому органу полномочий. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден.
Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно названному Федеральному закону, а также с ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 1).
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1).
Согласно части 1 статьи 62 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в частности сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и Порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 5 статьи 62).
Порядок передачи многофункциональным центром принятых им запросов о предоставлении сведений в орган регистрации прав и порядок передачи органом регистрации прав подготовленных им документов в многофункциональный центр определяются заключенным многофункциональным центром и органом регистрации прав соглашением о взаимодействии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 62).
Согласно части 9 статьи 62 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 30 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 968 (далее - Порядок N 968), запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, может быть представлен заявителем в виде бумажного документа при личном обращении в многофункциональный центр, с которым органом регистрации прав в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления", заключено соглашение о взаимодействии.
Порядок приема работником многофункционального центра запроса и прилагаемых к нему документов определяется заключенным соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром, управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту Российской Федерации и филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (пункт 47 Порядка N 968).
Согласно пункту 48 Порядка N 968 при представлении запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в бумажном виде при личном обращении (в том числе при личном обращении в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг) заявителю в момент подачи запроса выдается уникальный идентификатор начисления для осуществления оплаты.
В соответствии с пунктом 51 Порядка N 968 в случае, если оплата вносится после представления запроса, днем получения органом регистрации прав запроса считается день, следующий за днем получения этим органом в установленном порядке сведений об оплате за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН.
Запрос, представленный с нарушениями Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав (пункт 52 Порядка N 968).
Действующий Порядок N 967 устанавливает правила взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), аналитической и иной информации (далее - плата, платеж) (пункт 1).
В силу пункта 2 Порядка N 967 внесение платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитической и иной информации осуществляется после представления запроса в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы либо в подведомственное ему учреждение и получения уникального идентификатора начисления, за исключением случая, указанного в абзаце втором пункта 7 Порядка N 967, а именно представления запроса в орган регистрации прав посредством почтового отправления.
Орган регистрации прав не вправе требовать от заявителя документ, подтверждающий перечисление платежа. Заявитель вправе представить документы, подтверждающие факт оплаты (квитанция, чек-ордер, платежное поручение с отметкой о его исполнении, иные документы, подтверждающие факт оплаты), в орган регистрации прав по собственной инициативе в любой момент до получения им сведений, содержащихся в ЕГРН, в том же виде, в котором заявителем подавался запрос о предоставлении таких сведений (пункт 9 Порядка).
Согласно пункту 5.7 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П (далее - Положение), в распоряжении о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика - физического лица на бумажном носителе должны быть указаны реквизиты плательщика, получателя средств, банков, сумма перевода, назначение платежа, а также может быть указана иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком. Распоряжение о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика - физического лица может быть составлено в виде заявления.
В силу пункта 1.21.1 Положения в распоряжениях указывается уникальный идентификатор платежа в случаях его присвоения получателем средств. Уникальный идентификатор платежа доводится получателем средств до плательщика в соответствии с договором. Банк получателя средств осуществляет контроль уникального идентификатора платежа в случаях и порядке, установленных договором с получателем средств. В случае осуществления перевода денежных средств на банковский счет получателя средств, открытый в целях идентификации платежа, формирование и контроль уникального идентификатора платежа осуществляются в порядке, установленном в приложении 12 к Положению.
Вышеперечисленными нормативными правовыми актами предусмотрено, что внесение платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется после представления запроса в орган регистрации прав или многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг, но не позднее семи календарных дней с даты получения уникального идентификатора начисления (пункт 4 Порядка N 967), за исключением представления запроса посредством почтового отправления.
Следовательно, оспариваемый Порядок N 967 позволяет органам, осуществляющим государственную регистрацию прав, отслеживать факт внесения заявителем соответствующего платежа в установленном размере и исключить возможность получения сведений из ЕГРП без внесения платы, что отвечает требованиям части 2 статьи 63 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Данное правовое регулирование осуществлено Минэкономразвития России в пределах делегированных ему федеральным законодателем полномочий по установлению Порядка взимания платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитической и иной информации по запросам соответствующих лиц о предоставлении сведений и не может рассматриваться как противоречащее Федеральному закону "О государственной регистрации недвижимости".
Иной порядок внесения платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, отличный от оспариваемого Порядка N 967, какими-либо иными нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, не предусмотрен.
Доводы административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит соответствующим положениям Налогового кодекса Российской Федерации (подпункты 4 и 5.2 пункта 1 статьи 333.18), лишены правовых оснований.
Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности глава 25.3 "Государственная пошлина", имеет иной предмет правового регулирования, при этом он не регулирует порядок оплаты за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемого пункта 2 Порядка N 967 положениям пункта 7 указанного порядка не могут быть приняты во внимание судом, так как в силу статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность нормативного правового акта на предмет его соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Иные доводы административного истца, связанные в том числе с конкретными обстоятельствами применения оспариваемых норм, фактически сводятся к несогласию с установленным правовым регулированием, что не может являться правовым основанием для удовлетворения иска.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Шмыгаля Валентина Александровича о признании частично недействующим пункта 2 порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 967, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ