1. Налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем зачета в порядке, предусмотренном настоящей статьей:
в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса);
в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 9 и 10 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, либо погашения задолженности, не учитываемой в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса.
2. Распоряжение суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, путем зачета осуществляется в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета такого лица, на основании представленного им в налоговый орган заявления о распоряжении суммой денежных средств путем зачета в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, либо в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, взноса), либо в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 9 и 10 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, либо в счет погашения задолженности, не учитываемой в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса (далее - заявление о распоряжении путем зачета).
В случае отсутствия положительного сальдо на едином налоговом счете для исполнения заявления о распоряжении путем зачета налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту направляется сообщение об отказе в исполнении заявления о распоряжении путем зачета.
В случае недостаточности положительного сальдо на едином налоговом счете для исполнения заявления о распоряжении путем зачета в полном объеме зачет осуществляется частично.
3. Зачет суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, осуществляется в валюте Российской Федерации.
4. Заявление о распоряжении путем зачета представляется в налоговый орган по месту учета по установленному формату в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В заявлении о распоряжении путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) указываются принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности.
Заявление о распоряжении путем зачета в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 9 и 10 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, либо погашения задолженности, не учитываемой в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, может быть подано не позднее дня, предшествующего дню вступления в силу судебного акта о взыскании задолженности, с указанием соответствующего решения налогового органа. Зачет осуществляется последовательно начиная с задолженности с наиболее ранними сроками уплаты.
Форма и формат заявления о распоряжении путем зачета утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
5. Зачет суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, осуществляется налоговым органом не позднее дня, следующего за днем поступления в налоговый орган заявления о распоряжении путем зачета.
6. Налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе подать заявление об отмене (полностью или частично) зачета, осуществленного налоговым органом в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога в соответствии с абзацем вторым пункта 4 настоящей статьи. В этом случае отмена зачета производится последовательно, начиная с сумм, зачтенных в счет уплаты конкретного налога с наиболее ранним сроком уплаты.
- Статья 77. Арест имущества
- Статья 79. Возврат денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета
Комментарий к ст. 78 НК РФ
1. Правовые нормы, которые законодатель указал в пункте 1 комментируемой статьи Кодекса, являются императивными, они применяются, если образовалась сумма излишне уплаченного налога. Иначе говоря, плательщик исполнил обязанность по налогам и сборам в большем объеме, нежели это установлено актами законодательства о налогах и сборах (например, из-за неправильного определения налоговой базы, вследствие ее завышения, из-за ошибки в применении налоговой ставки, из-за уплаты налога при отсутствии объекта налогообложения).
Итак, рассмотрим правила, указанные в пункте 1 статьи 78 настоящего Кодекса, более подробно:
а) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету:
либо по этому же налогу или сбору - в счет будущих предстоящих платежей по данному налогу или сбору;
либо по иным налогам и сборам. Не имеет значения, что срок предстоящего платежа по налогу (по которому образовалась переплата) наступает раньше, чем по другим видам налогов: если плательщик в своем заявлении настаивает именно на этом варианте, то его требование должно быть удовлетворено. Впрочем и налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (см. об этом п. 5 ст. 78 НК РФ). Число налогов, в счет уплаты которых производится зачет, может быть любым;
б) зачет, упомянутый в статье 78 НК РФ, следует отличать от одноименного гражданско-правового института;
в) сумма излишне уплаченного налога может быть направлена и на погашение недоимки или возвращена налогоплательщику. Забегая вперед, скажем, порядок возврата предусмотрен в подпунктах 7 - 10 статьи 78 НК РФ, этот вопрос мы с вами рассмотрим ниже. При этом следует различать возврат излишне уплаченного и излишне взысканного налога (ст. 79 НК РФ).
2. На основании пункта 2 комментируемой статьи настоящего Кодекса сделаем ряд важных выводов:
а) по общему правилу и зачет, и возврат излишне уплаченных сумм налогов производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика (ст. ст. 83, 85 НК РФ);
б) лишь в случаях, предусмотренных самим НК РФ, зачет или возврат упомянутых сумм осуществляется и иными налоговыми органами (например, вышестоящим налоговым органом, который выявил излишне уплаченную сумму налогов по результатам выездной проверки, проведенной в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ст. 89 НК РФ);
в) зачет и возврат суммы излишне уплаченного налога производятся по общему правилу без начисления на эту сумму процентов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 9 статьи 78 НК РФ, которые мы с вами рассмотрим ниже;
г) таможенные органы (п. 2 ст. 78 НК РФ), которые осуществляют возврат и зачет излишне уплаченных сумм налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, обязаны:
письменно сообщить в налоговый орган по месту учета плательщика о всех излишне уплаченных суммах, которые были зачтены в счет предстоящих или были возвращены таможенными органами;
направить такое сообщение в десятидневный срок со дня выявления факта излишней уплаты суммы налогов или сборов. При этом упомянутый срок исчисляется в календарных днях, а отсчет начинается со следующего (после дня выявления факта переплаты) дня.
3. В правилах пункта 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса законодатель устанавливает, что:
а) о каждом факте (и сумме) излишне уплаченного налога (или сбора) плательщику обязан сообщить именно тот налоговый орган, который выявил указанный факт или которому стало известно об этом;
б) сообщение должно быть письменным, с указанием ИНН плательщика. При этом законодатель не случайно так широко подходит к вопросу о форме обнаружения упомянутых фактов: имеются в виду как случаи их выявления самим налоговым органом (например, в ходе налоговой проверки), так и случаи, когда это стало известно налоговому органу иным образом (например, из сообщения СМИ, из материалов проверки, ревизии деятельности налогового органа вышестоящими органами, из сообщений учредителей организации-плательщика налогов и т.д.);
в) сообщение должно быть направлено плательщику не позднее одного календарного месяца со дня обнаружения указанного выше факта;
г) при обнаружении фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налогов, налоговый орган имеет право:
- письменно предложить плательщику провести совместную выверку сумм уплаченных налогов. Это не налоговая проверка, поэтому на нее не распространяются правила ст. ст. 87 - 89 НК РФ;
- оформить результаты такой выверки актом, подписываемым налоговым органом и плательщиком. Обратите внимание, что этот акт не является актом налоговой проверки (ст. 100 НК РФ). Он служит лишь средством для правильного зачета или возврата налога.
4. В пункте 4 комментируемой статьи нужно иметь в виду следующие обстоятельства:
а) по общему правилу налоговый орган осуществляет зачет (в счет предстоящих платежей):
- по тому виду налога, по которому имела место переплата;
- на основании письменного заявления плательщика. В этом заявлении необходимо указать свой ИНН, сумму излишне уплаченного, вид налога, по которому заявитель просит осуществить зачет;
б) решение налогового органа о зачете:
должно быть принято в течение пяти календарных дней после получения заявления плательщика;
принимается, если зачтенная сумма направляется в тот же бюджет (например, региональный) или внебюджетный фонд (например ПФР), в который была направлена излишне уплаченная сумма налогов;
в) правила пункта 4 статьи 78 НК РФ следует применять с обязательным учетом пунктов 5 и 6 статьи 78 НК РФ: они устанавливают отличный от предусмотренного общими правилами пункта 4 статьи 78 НК РФ, порядок осуществления зачета.
5. Пункт 5 комментируемой статьи настоящего Кодекса устанавливает следующие правила и условия их применения:
а) если имеет место быть недоимка (поясняем: сумма налогов или сумма сбора, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, ст. 11 Кодекса). Иначе говоря, одним из условий применения пункта 5 статьи 78 НК РФ является наличие излишне уплаченной суммы по одному налогу и недоимки по другому (другим).
Плательщик налогов обязан уплатить пени (ст. 75 НК РФ).
Не следует путать пени с ситуацией, когда на плательщика налогов наложен штраф за какое-либо налоговое правонарушение (ст. ст. 114 - 129 НК РФ);
б) необходимыми условиями применения правил пункта 5 комментируемой статьи являются:
письменное заявления плательщика налогов с просьбой произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по недоимкам (имеется в виду по другим видам налогов или сборов), пеням и штрафам, которые наложены на плательщика, а также соответствующее решение налогового органа;
то обстоятельство, что и сумма излишне уплаченного налога, и суммы недоимок, пеней и штрафов (упомянутые выше) должны быть направлены в один и тот же бюджет или во внебюджетный фонд;
в) в последнем предложении пункта 5 статьи 78 настоящего Кодекса содержатся особые правила:
они применяются, когда речь идет о зачете по сумме недоимки. Применять эти правила и в отношении пеней было бы неправомерно;
они предоставляют право самому налоговому органу (по месту учета плательщика) произвести зачет. Иначе говоря, налоговый орган может произвести зачет, не ожидая заявления от плательщика. Безусловно, налицо некоторое противоречие между первым и вторым предложениями пункта 5 статьи 78 НК РФ.
6. Правила пункта 6 комментируемой статьи имеют определенную специфику:
а) они обязывают налоговый орган письменно проинформировать плательщика налогов и сборов о произведенном зачете. При этом в тексте упомянутого такого извещения, уведомления и т.п. необходимо указать ИНН плательщика;
б) эта обязанность охватывает зачет:
и в счет предстоящих платежей по налогу, по которому образовалась сумма переплаты;
и в счет недоимок по другим видам налогов и сборов;
и по суммам пеней, упомянутых в пункте 5 статьи 78 Кодекса.
К сожалению, об обязанности представить информацию о зачете, самостоятельно произведенном налоговым органом, в пункте 6 комментируемой статьи Кодекса не говорится. Другими словами, комментируемая статья подобной обязанности на налоговый орган не возлагает;
в) упомянутая в них информация должна быть направлена плательщику не позднее двух календарных недель со дня подачи им письменного заявления о зачете.
7. В пункте 7 комментируемой статьи законодатель устанавливает, что:
а) правила пункта 7 комментируемой статьи (как и правила п. п. 8, 9 и частично - п. 10 ст. 78 НК РФ) касаются лишь возврата излишне уплаченной суммы налогов и сборов: распространять их на случаи зачета упомянутой суммы оснований нет;
б) для возврата суммы излишне уплаченного налога необходимо наличие следующих условий:
письменного заявления от плательщика с просьбой о возврате суммы излишне уплаченного налога (с указанием своего ИНН, местонахождения, а также банковских реквизитов);
отсутствия у заявителя недоимки (как по данному, так и по другим видам налогов и сборов) или задолженности по пеням;
в) нормы пункта 7 статьи 78 Кодекса императивны, то есть налоговый орган не имеет права самостоятельно решать, возвращать ли сумму переплаты или нет. С другой стороны, налоговый орган не вправе осуществлять возврат, когда:
у плательщика налицо задолженность по пеням или недоимка по налогам и сборам (подлежащим уплате в один и тот же бюджет или внебюджетный фонд);
не произведен зачет упомянутой переплаты в счет недоимки и задолженности.
8. Правила пункта 8 статьи 78 комментируемого Кодекса устанавливают, что:
а) письменное заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога плательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета лишь в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом следует учесть, что трехлетний срок, упомянутый в пункте 8 статьи 78 НК РФ, исчисляется в календарных годах (ст. 6.1 НК РФ - о порядке исчисления сроков);
отсчет трехлетнего срока начинается со следующего, после дня уплаты суммы налогов, дня. При этом момент уплаты налогов определяется по правилам пункта 2 статьи 45 НК РФ;
б) упомянутый выше срок действует и в тех случаях, когда налоговый орган (в нарушение норм п. 3 ст. 78 НК РФ) не сообщил плательщику о факте излишней уплаты налогов. Законодатель при этом исходил из:
презумпции надлежащего исполнения налоговым органом своих обязанностей;
того, что плательщик за три года вполне может самостоятельно выявить факт переплаты, так как он обязан вести учет своих доходов, расходов, объектов налогообложения и уплаченных сумм налогов и сборов.
9. В пункте 9 статьи 78 настоящего Кодекса законодатель устанавливает следующие правила:
1) возврат суммы излишне уплаченного налога производится по общему правилу налоговым органом по месту учета плательщика в течение одного месяца со дня подачи им письменного заявления о возврате (иные правила могут быть установлены лишь в самом НК, но не в других актах законодательства о налогах и сборах). При этом обратите свое внимание, что в абзаце 1 пункта 9 статьи 78 Кодекса:
имеется в виду календарный месяц;
отсчет месячного срока начинается со следующего (после дня подачи заявления) дня. День подачи определяется по дате, указанной на самом заявлении, либо по дате почтового отправления (если заявление направлено заказным письмом);
2) при невозврате суммы излишне уплаченного налога в указанный срок на нее начисляются проценты (за каждый день просрочки) по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата. Другими словами, подлежат учету все изменения ставки рефинансирования за все дни просрочки. Если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты начисляются на сумму излишне уплаченного налога, перечисленного по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла переплата.
10. Пункт 10 комментируемой статьи настоящего Кодекса является императивной нормой и устанавливает, что зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.
И учитывая, что статья 331 ТК РФ допускает уплату таможенных платежей как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, нужно иметь в виду: и в случаях переплаты по таможенным платежам возврат производится в рублях по курсу ЦБ РФ, действующему на день их уплаты (ст. 355 ТК РФ).
11. В соответствии с пунктом 11 комментируемой статьи правила пунктов 1 - 10 статьи 78 указанного Кодекса применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм:
сбора (ст. 8 НК РФ);
пеней (ст. 75 НК РФ).
Кроме того, правила пунктов 1 - 10 статьи 78 Кодекса охватывают случаи переплаты налогов со стороны:
налоговых агентов (ст. 24 НК РФ);
плательщиков сборов (ст. 19 НК РФ). Однако они не распространяются на представителей плательщиков и лиц, указанных в статье 51 НК РФ.
12. Утратил силу с 1 января 2004 года. - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
13. В соответствии с пунктом 13 статьи 78 настоящего Кодекса правила статьи 78 НК РФ применяются и при зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налогов в ПФР, ФСС, ФОМС. При этом ОВФ наделены правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные в статьях 78, 79 НК РФ.