1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
1.1. Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Сумма излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если, по информации территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, указанная сумма в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога.
6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.
Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.
- Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
- Статья 80. Налоговая декларация, расчеты
Комментарий к ст. 79 НК РФ
1. Правила, установленные законодателем в пункте 1 комментируемой статьи Кодекса, действуют:
а) только на случаи излишне взысканных налогов и лишь тогда, когда имело место:
принудительное исполнение обязанности по уплате налогов в силу того, что плательщик добровольно и в установленный срок упомянутую обязанность не исполнил;
взысканная в ходе принудительного исполнения сумма оказалась большей, чем требовалось. При этом причины излишне взысканного налога для применения статьи 79 НК РФ роли не играют;
б) сумма излишне взысканного налога согласно п. 1 комментируемой статьи подлежит возврату не только налогоплательщику, но и плательщику сбора, а также налоговому агенту. С другой стороны, в статье 79 НК РФ не имеются в виду ни представители плательщиков, ни лица, упомянутые в статье 51 НК РФ;
в) возврат излишне взысканной суммы производится, если:
у плательщика отсутствует недоимка по налогам или задолженность по пеням;
указанные недоимка и задолженность хотя и налицо, но причитаются другому бюджету (внебюджетному фонду);
г) решение о возврате излишне взысканного налога принимает:
руководитель (его заместитель) налогового органа, допустившего излишнее взыскание, либо вышестоящего органа (который, например, проверял законность взыскания налогов и выявил излишне взысканные суммы); и, забегая вперед, укажем - на основании письменного заявления плательщика. В заявлении, в частности, указывается ИНН плательщика, решение, по которому имело место взыскание, расчет суммы налога, подлежащей уплате в соответствии с законодательством, расчет излишне взысканной суммы, адрес и банковские реквизиты плательщика; суд (в порядке искового производства). Речь идет о случае, когда плательщик подал исковое заявление (ст. ст. 22, 142 НК РФ).
2. В пункте 2 комментируемой статьи законодатель устанавливает правила возврата суммы излишне взысканного налога:
а) заявление о возврате суммы излишне взысканного налога подается плательщиком в налоговый орган (допустивший взыскание излишней суммы) способом, позволяющим определить дату и факт его подачи (например, под расписку ответственного работника налогового органа или по почте, письмом с уведомлением о вручении адресату). Подача этого заявления должна быть зарегистрирована;
б) упомянутое заявление подается в течение одного календарного месяца со дня, когда плательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налогов. При этом нужно обратить внимание на два момента:
- не имеет значения то, каким образом он узнал об этом (например, в ходе проведения внутренней проверки, аудита, от налогового органа);
- отсчет упомянутого месячного срока начинается со следующего (после дня, когда плательщику стало известно о факте излишнего взыскания) дня;
в) исковое заявление в арбитражный суд (если плательщик - организация или индивидуальный предприниматель) или в суд общей юрисдикции (если плательщик - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем) подается в течение трех лет (срок исковой давности) начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.
Обращаем ваше внимание, что имеется в виду календарный трехлетний срок. Отсчет трехлетнего срока начинается со следующего (после дня, когда плательщик узнал либо должен был узнать о факте излишнего взыскания) дня;
г) налоговый орган, в который было подано заявление, обязан:
- рассмотреть указанное заявление;
- признать факт излишнего взыскания налогов или наоборот, установить необоснованность требований плательщика;
- сообщить о признании факта излишнего взыскания в сроки, которые будут рассмотрены в комментарии к пункту 3 статьи 79 НК РФ;
- принять решение о возврате сумм налогов в течение двух недель со дня регистрации заявления. В решении должны содержаться сведения о конкретной сумме излишне взысканного, однозначное указание о ее возврате плательщику, а также о размере процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога (об этом см. комментарий к п. 4 ст. 79 НК РФ).
3. В пункте 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса законодатель устанавливает следующее:
а) сообщение плательщику налоговый орган обязан направить, соблюдая следующие правила:
- если установлен факт излишнего взыскания;
- в письменной форме (с указанием ИНН плательщика);
- не позднее одного календарного месяца со дня установления факта излишнего взыскания суммы налогов. Отсчет при этом начинается со следующего (после дня установления этого факта) дня;
б) хотя пункт 3 комментируемой статьи и не обязывает уведомлять заявителя о том, что налоговый орган не установил факт излишнего взыскания, все же такая обязанность вытекает из общего законодательства о порядке рассмотрения жалоб, заявлений, обращений и т.п. организаций и физических лиц федеральными и иными госорганами, включая налоговые. О результатах необходимо сообщить плательщику в месячный срок со дня получения от него заявления (это следует также из п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 32 и ст. 140 НК РФ).
4. Правила, установленные в пункте 4 комментируемой статьи:
а) предписывают возвращать сумму излишне взысканного налога одновременно с начисленными на нее процентами. Этот вывод сделан на основе систематического толкования правил пунктов 4 и 5 статьи 79 НК РФ;
б) указывают, что проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за датой взыскания. При этом день взыскания определяется по правилам статей 46 - 48, 70 НК РФ. Проценты начисляются по день фактического возврата суммы излишне взысканного налога включительно. При этом моментом возврата упомянутой суммы считается день ее зачисления на банковский счет плательщика;
в) процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне уплаченного налога. Это означает, что учитываются все изменения, которые претерпела эта ставка в указанный период.
5. Правила пункта 5 комментируемой статьи имеют императивный характер, и сроки, указанные в них, исчисляются в календарных днях.
Отсчет месячного срока возврата суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов начинается со следующего (после дня отмены решения о взыскании налогов либо дня принятия судом решения о возврате суммы) дня.
6. Применяя нормы, указанные в пункте 6 комментируемой статьи Кодекса, следует обратить внимание на ряд важных обстоятельств:
а) налоговый орган возвращает сумму излишне взысканного налога и начисленные проценты исключительно в рублях;
б) Статьями 123, 125 Таможенного кодекса установлено, что суммы излишне взысканных таможенных платежей подлежат возврату по требованию лица (с которого они взысканы) в течение одного года с момента взыскания. При этом допускалось осуществление возврата как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ.
Анализ норм статей 1, 2, 4, 38, 79 НК РФ и статей 1, 5, 11, 123, 125 ТК РФ показывает, что в той мере, в какой речь идет о необходимости возврата сумм излишне взысканных таможенных платежей, не относящихся к суммам налогов и сборов, уплаченных в 2001, 2002, 2003 гг. в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, приоритет имеют нормы таможенного законодательства.
7. Правила пункта 7 настоящей статьи устанавливают, что действие пунктов 1 - 6 статьи 79 НК РФ применяется также в отношении:
- сборов и пеней (ст. ст. 8, 75 НК РФ);
- налоговых агентов (ст. 24 НК РФ);
- плательщиков сборов (ст. 8 НК РФ). С другой стороны нет оснований распространять правила пунктов 1 - 6 статьи 79 НК РФ на представителей (ст. ст. 26 - 29 НК РФ) и лиц, упомянутых в статье 51 НК РФ.
8. Утратил силу. - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
Судебная практика по статье 79 НК РФ
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17 февраля 2015 года N 262-О при рассмотрении вопроса по требованию гражданина Е.В. Юрченко о возможности принятия его жалобы об оспаривании конституционности пунктов 1 и 2 статьи 78 и абзацев первого и десятого пункта 1 статьи 231 НК РФ указал, что исходя из буквального содержания приведенных законоположений и их места в системе норм НК РФ, статьей 78 этого кодекса установлен порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа; статьей 79 - порядок возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа; пунктом 1 статьи 231 - порядок возврата сумм налога на доходы физических лиц, излишне удержанных налоговым агентом из дохода налогоплательщика, следовательно, переплата сумм налога, возникшая у налогоплательщика в результате действий налогового агента - с учетом приоритета действия специальных норм над общими - подлежит возврату в особом порядке (пункт 1 статьи 231 названного кодекса); в остальных случаях при возврате налога следует руководствоваться общими нормами, а именно статьями 78 и 79 НК РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2019 N 306-ЭС19-9523 по делу N А12-17901/2018
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 45, 69, 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", и установив факт неисполненной обязанности по уплате страховых взносов, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого ненормативного правового акта.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27.08.2019 N АПЛ19-307
Иванов И.Г., являющийся индивидуальным предпринимателем, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Письма полностью, ссылаясь на его противоречие пунктам 1, 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ). В подтверждение заявленного требования указал, что согласно решениям арбитражного суда Волгоградской области N А12-31039/2016 и N А12-23593/2016 у него выявлена переплата по налогам (сборам), информация о которой была передана налоговому органу до 31 января 2017 г. Однако 2 апреля 2018 г. инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда ему было выставлено требование N 6199 о погашении имеющейся у него задолженности по страховым взносам, которое он обжаловал в вышестоящий налоговый орган. В удовлетворении жалобы ему отказано со ссылкой на Письмо, которое, по его мнению, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, поскольку согласно данным в нем разъяснениям зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в счет предстоящих платежей за период с 1 января 2017 г. не предусмотрен. Полагает, что налоговый орган в силу положений статей 78 и 79 НК РФ должен самостоятельно произвести зачет излишне взысканных (уплаченных) сумм в счет погашения имеющейся у него задолженности по страховым взносам.
Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2019 N 306-ЭС19-19678 по делу N А12-29888/2018
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 45, 46, 69, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", учитывая обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А12-17900/2017, пришли к выводу о законности ненормативных актов и действий инспекции.
Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2019 N 309-ЭС19-21777 по делу N А60-60660/2018
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 21, 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой налогового кодекса Российской Федерации", и правовые позиции, выраженные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08, от 13.04.2010 N 17372/09, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о пропуске обществом трехлетнего срока для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в судебном порядке, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2019 N 305-КГ18-24960 по делу N А40-207860/2017
Руководствуясь статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что в данном случае в связи с фактическим непоступлением в бюджет сумма налога зачету либо возврату не подлежит.
Отказывая обществу в удовлетворении его заявления, суды первой и кассационной инстанций, основывая свою позицию на положениях статьи 78 Налогового кодекса, правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, оценив представленные сторонами доказательства в их взаимосвязи, пришли к выводу о том, что заявитель не доказал наличие обстоятельств, свидетельствующих о возникновении у него переплаты в заявленном размере.
Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2019 N 307-ЭС19-737 по делу N А56-29580/2018
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 78, 79, 226, 230, 231, Налогового кодекса, а также разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования о возврате спорной суммы налога.
Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2019 N 309-ЭС19-1005 по делу N А50-45419/2017
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского" (далее - заявитель, предприятие) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Перми (далее - налоговый орган, инспекция) по взысканию денежных средств со специальных счетов, открытых во исполнение контракта в рамках государственного оборонного заказа, и о возложении на налоговый орган обязанности осуществить возврат незаконно списанных денежных средств с процентами, начисленными в порядке статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс),
Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2019 N 302-ЭС19-537 по делу N А33-26728/2017
Получив решения пенсионного фонда о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, аналогичные решения, самостоятельно принятые налоговым органом, а также решение вышестоящего налогового органа об отказе в удовлетворении жалобы в части возложения на инспекцию обязанности начислить и уплатить проценты в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации на излишне взысканные по требованию от 11.10.2016 N 205801160244435 страховые взносы, пени и штрафы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2019 N 304-ЭС19-1659 по делу N А75-4891/2018
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 23, 45, 52, 78, 79, 80, 81 Налогового кодекса, статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о пропуске заявителем трехлетнего срока на обращение с требованием о возврате излишне уплаченного налога (пеней), поскольку заявитель узнал (должен был узнать) об излишней уплате налога (пени) в 2011 году.
Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2019 N 309-ЭС19-3967 по делу N А60-15885/2018
Рассматривая настоящий спор, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 78, 79 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о пропуске обществом трехлетнего срока, установленного для обращения в арбитражный суд с требованием о возврате излишне уплаченного налога.