1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.
3. Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение пяти лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
3.1. Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
- Статья 24.1. Участие налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества
Комментарий к ст. 24 НК РФ
1. Настоящей статьей Кодекса раскрыто понятие "налоговый агент".
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
В соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
При этом согласно законодательству о налогах и сборах, в частности, в соответствии с настоящим Кодексом обязанность по исчислению и удержанию налога может быть возложена на налогового агента, тогда обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
Так, налоговые агенты - работодатели удерживают суммы налога у налогоплательщика, перечисляя их в бюджет и внебюджетные фонды.
Налоговые агенты исчисляют сумму налога в порядке, установленном настоящим Кодексом, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот, предоставленных налогоплательщику, и перечисляют его в соответствующий бюджет (внебюджетные фонды) в наличной и (или) безналичной форме.
Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов, которыми являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом они могут принимать от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средства, в уплату налогов и (или) сборов и перечислять их в бюджет.
2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Смотрите статью 21 НК РФ и комментарий к ней.
3. Настоящая статья раскрывает правовой статус налогового агента, устанавливает его права и обязанности.
Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Таким образом, налоговые агенты обязаны в полном соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах, в частности, в соответствии с настоящим Кодексом в сроки, которые устанавливаются применительно к каждому налогу, исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет реально выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (налоговые декларации, налоговые расчеты, платежные поручения или квитанции к кассовым ордерам, свидетельствующие об уплате сумм налогов, кассовые документы, ведомости, акты и т.п.).
4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
Смотрите статьи 44, 45 НК РФ и комментарий к ним.
5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, в соответствии со статьями:
- 120 НК РФ - за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения;
- 123 НК РФ - за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
- 126 НК РФ - за нарушение установленного срока представления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, а также за отказ представить должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, документы и (или) иные сведения, необходимые для проверки;
- и другие.
Законодательством Российской Федерации может быть предусмотрена и уголовная ответственность налогового агента в случае уклонения его от исполнения обязанностей налогового агента (ст. 199 УК РФ) и уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ).
Судебная практика по статье 24 НК РФ
Оценив представленные доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 24, 41, 209, 210. 226 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 16, 56, 57 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды признали решение инспекции законным. При этом суды исходили из того, что действительным экономическим смыслом деятельности привлекаемых обществом индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (контрагентов по договорам возмездного оказания услуг, которые носили не разовый, а систематический характер), являлось осуществление последними трудовой деятельности в качестве наемных работников, то есть фактически между обществом и контрагентами сложились трудовые отношения; обществом осуществлялась деятельность, направленная на получение необоснованной налоговой выгоды путем уклонения от обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению сумм НДФЛ, предусмотренные пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.04.2017 по делу N 309-ЭС16-17994, А76-27390/2015
Пунктами 1 и 3 статьи 24 НК РФ предусмотрено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации; налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.06.2017 N 310-ЭС15-199212 по делу N А35-1514/2011
В силу положений пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве, части 2 статьи 7, части 1 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", подпункта 5 пункта 1 статьи 23, статей 24 и 27 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанности по ведению и сдаче бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности должника возлагаются на конкурсного управляющего.
Определение Верховного Суда РФ от 29.06.2017 N 301-КГ17-8580 по делу N А11-5580/2014
Отменяя решение суда и признавая правомерным решение инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость по сделке купли-продажи муниципального имущества, суд апелляционной инстанции, выводы которого поддержал суд округа, повторно оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 24, 146, 161 Налогового кодекса, исходил из того, что на момент приобретения имущества Орлов А.В. обладал статусом индивидуального предпринимателя, использовал объект в предпринимательской деятельности и обязан был исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость с этой операции в качестве налогового агента.
Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2017 N 305-КГ17-4926 по делу N А40-442/2015
Статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 246 и 247 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в России, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в отношении тех видов доходов, которые поименованы в пункте 1 статьи 309 Кодекса. К таким доходам согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ относятся доходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, выплачиваемых российской организацией в пользу иностранной организации.
Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2017 N 304-КГ17-9276 по делу N А75-2410/2016
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 24, 106, 123, 217 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения решения в оспоренной части.
Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2017 N 309-КГ17-9345 по делу N А07-11333/2016
Учитывая установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства, руководствуясь положениями статей 24, 146, 147, 161, 173 Налогового кодекса, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания решения налогового органа в оспариваемой части незаконным.
Арбитражный суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции, при этом, не установив неправильного применения судами норм материального права.
Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2017 N 302-КГ17-11809 по делу N А78-7357/2016
Соглашаясь с позицией инспекции в части начисления пеней по НДФЛ, судебные инстанции исходили из доказанности факта нарушения обществом как налоговым агентом положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса в связи с неполным перечислением исчисленного и удержанного налога за период с 01.09.2012 по 28.02.2015.
Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2017 N 301-КГ17-13104 по делу N А39-3708/2016
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 24, 75, 111, 113, 119, 161, 226 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 123.22, 215, 606, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 28.12.2004 N 114-З "Об установлении границы муниципального образования город Саранск и наделении его статусом городского округа", Уставом городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 N 177, суды, отказывая в удовлетворении требования, исходили из того, что предприниматель является налоговым агентом, поскольку собственником арендованного помещения является муниципальный орган, это помещение входит в состав муниципального имущества и не закреплено на праве оперативного управления за казенным учреждением, являющимся администратором кода бюджетной классификации, на который поступала арендная плата.
Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2017 N 306-КГ17-13074 по делу N А06-4229/2016
Учитывая условия заключенного внешнеторгового контракта на поставку сельскохозяйственной продукции, правила поставки товара на условиях CFR, суды апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь положениями статей 24, 309, 310, 312 Налогового кодекса, пунктом 1 статьи 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, пришли к выводу о том, что в спорной налоговой ситуации общество является налоговым агентом и обязано правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплаченных вышеуказанным иностранным контрагентам, налоги в бюджетную систему Российской Федерации, а потому признали законным решение налогового органа по спорному эпизоду.
Определение Верховного Суда РФ от 11.10.2017 N 305-КГ17-11405 по делу N А40-112444/2016
Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 24, 75, 156, 169, 171, 172, 223, 224, 226, 247, 252, 256, 260, 270, 310, 312, 357, 358, 359, 361, 362 Налогового кодекса, разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды пришли к выводу о законности решения налогового органа в обжалуемой части.