ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ОБЗОР
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ
КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ВЫЯВЛЕННЫХ СИСТЕМНЫХ И СИСТЕМАТИЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ
И НАРУШЕНИЙ, А ТАКЖЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ
НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ,
В I ПОЛУГОДИИ 2024 ГОДА
В ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации в I полугодии 2024 года Федеральным казначейством, территориальными органами Федерального казначейства выявлены следующие системные < 1 > и систематические недостатки и нарушения положений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и условий государственных (муниципальных) контрактов (далее - контракты).
< 1 > Систематические нарушения (критерии "регулярность", "постоянность") - однородные и неоднократные нарушения, выявленные у одного объекта контроля.
Системные нарушения (критерий "совокупность") - систематические нарушения и однократные нарушения, выявленные в определенной сфере деятельности (отрасли) либо в определенной сфере законодательства, у нескольких объектов контроля.
1. Недостатки и нарушения при доведении бюджетных данных
при организации исполнения бюджета субъекта Российской
Федерации по расходам в части средств, предоставленных
из федерального бюджета бюджету субъекта
Российской Федерации
1.1. Системные нарушения:
1.1.1. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 158, пункта 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2% проверенных объектов контроля нарушен порядок внесения изменений в показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств.
1.1.2. Нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, утвержденных приложением 15(2) к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - Постановление N 1710), условий соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
В 5% проверенных объектов контроля отчетность об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет") не предоставлена.
2. Недостатки и нарушения при предоставлении и использовании
межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального
бюджета бюджету субъекта Российской Федерации
2.1. Системные нарушения:
2.1.1. Нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158, абзаца первого пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 9, пункта 10, абзаца одиннадцатого пункта 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила N 999).
В 15% проверенных объектов контроля допущены нарушения иных условий, установленных соглашением о предоставлении межбюджетного трансферта (за исключением нарушения условий софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в отношении субсидий, предоставленных из федерального бюджета, невыполнения значений показателей результативности использования субсидии, а также нарушения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству), соглашением о реализации на территории субъекта Российской Федерации регионального проекта.
Например:
- при заключении дополнительных соглашений внесены изменения в соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, повлекшие увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий (результатов) перенос сроков ввода в эксплуатацию по объектам строительства.
2.1.2. Нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 34 Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2018 г. N 237 (далее - Правила N 237), условий соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение.
В 15% проверенных объектов контроля не выполнено обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению завершения реализации проекта не позднее 31 декабря года, следующего за годом предоставления иного межбюджетного трансферта.
Например:
- объекту контроля в 2020 году предоставлен иной межбюджетный трансферт, по которому согласно Правил N 237 срок завершения реализации проекта не позднее 31 декабря 2021 года, при этом объект контроля документы, подтверждающие завершение реализации проекта, представил в адрес главного распорядителя средств субъекта Российской Федерации письмом от 26.12.2022.
2.1.3. Нарушение абзаца первого пункта 3 статьи 132, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта (з) пункта 10 Правил N 999, условий соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта в целях софинансирования расходных обязательств.
В 39% проверенных объектов контроля в ГИИС "Электронный бюджет" ежеквартальный отчет о достижении значений результатов использования субсидии размещался позднее установленного срока.
Например:
- размещение отчета о достижении значений результатов использования субсидии позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
2.1.4. Нарушение абзаца первого пункта 3 статьи 132, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Приложения N 15(2) к постановлению N 1710, условий соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
В 15% проверенных объектов контроля допущены факты несвоевременного предоставления отчетности об использовании межбюджетных трансфертов.
Нарушение срока составило от 11 до 20 рабочих дней.
2.2. Систематические нарушения:
2.2.1. Нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132, подпунктов 3, 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "б(1)" пункта 10 Правил N 999, пункта 11, подпункта "о" пункта 29 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, условий соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта в целях софинансирования расходных обязательств.
В 2021 - 2023 годах объектом контроля не исполнены обязательства по достижению значений результатов использования субсидии на реализацию региональных программ развития промышленности.
2.2.2. Нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта (з) пункта 10 Правил N 999, условий соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта в целях софинансирования расходов бюджета субъекта.
В 2022 - 2024 годах объектом контроля допущено несвоевременное предоставление отчетности об использовании межбюджетных трансфертов.
2.2.3. Нарушение абзаца первого пункта 3 статьи 132, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации подпункта (з) пункта 10 Правил N 999, пункта 16 Приложения 15(2) к постановлению N 1710, условий соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта в целях софинансирования расходов бюджета субъекта.
В 2022 - 2023 годах объектом контроля ежеквартальный отчет о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, размещался в ГИИС "Электронный бюджет" позднее установленных законодательством сроков.
Нарушение срока составило от 2 до 20 рабочих дней.
2.2.4. Нарушение пункта 3 статьи 132, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "з" пункта 10 Правил N 999, условий соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
В 2022 - 2023 годах объектом контроля отчеты о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, сформированы в ГИИС "Электронный бюджет" позднее установленных законодательством сроков.
Нарушение срока составило от 1 до 2 рабочих дней.
3. Недостатки и нарушения при ведении бюджетного
(бухгалтерского) учета, формировании бюджетной
(бухгалтерской) отчетности в части средств, контроль
за расходованием которых относится к полномочиям
Федерального казначейства
3.1. Системные нарушения:
3.1.1. Нарушение требований подпункта 6 пункта 1 статьи 162, пункта 1 и пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 г. 402-ФЗ (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), пункта 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н).
В 3% проверенных объектов контроля допущено искажение бюджетной отчетности в связи с несоблюдением методологии ведения бухгалтерского учета.
Например:
- в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (код формы по ОКУД 0503169) по состоянию на 1 января 2021 г. по счету аналитического учета 1 209 41 000 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" не отражена дебиторская задолженность в виде пени (требования об уплате неустоек), начисленная по муниципальному контракту.
3.1.2. Нарушение требований, установленных пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 части 3 статьи 21 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктами 220, 221 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), пунктами 131, 143 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н.
В 3% проверенных объектов контроля не соблюден порядок применения плана счетов бюджетного учета.
Например:
- неверное отражение требования (претензия) об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с просрочкой исполнения (ненадлежащим исполнением) обязательств (гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, на счете 1.205.41 "Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба", следовало отнести на счет 1.209.41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)".
3.1.3 Нарушение части 3 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 130 Инструкции N 157н.
В 2% проверенных объектов контроля допущено несвоевременное отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций), не приведшее к недостоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Например:
- в бухгалтерском учете не осуществлен обособленный учет временных зданий и сооружений, в том числе подлежащих оплате за счет средств, обеспеченных инфраструктурными бюджетными кредитами, предоставленными из федерального бюджета.
3.1.4. Нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 3, абзаца второго пункта 351 Инструкция N 157н, пункта 12 Инструкции N 174н.
В 2% проверенных объектов контроля допущено нарушение порядка учета нефинансовых активов на забалансовых счетах.
Например:
- должностными лицами объектами контроля не отражены на счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" независимые гарантии, предоставленные в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов.
3.2. Систематические нарушения:
3.2.1. Нарушение требований подпункта 6 пункта 1 статьи 162, пункта 1 и 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзаца девятого пункта 167 Инструкции 191н.
В 2021 - 2023 годах объектом контроля допущено искажение бюджетной отчетности в связи с несоблюдением порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.
3.2.2. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 3 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацев второго, пятого пункта 3 Инструкции N 157н, пункта 84 Инструкции N 162н, положений Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
В 2022 - 2023 годах в объекте контроля установлена регистрация фактов хозяйственной жизни в отсутствие первичных документов на дату регистрации.
4. Иные нарушения
4.1. Системные нарушения:
4.1.1. Нарушение части 6 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий, предусмотренных государственным контрактом или договором.
В 20% проверенных объектов контроля заказчиками не соблюдены требования о применении мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов, в частности, не выставлены требования об уплате неустойки (пени по контрактам).
Например:
- не предъявлено требование об уплате неустойки (пени) за нарушение срока предоставления копии договора субподряда.
4.1.2. Нарушение пункта 13.1 статьи 34, части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий заключенных государственных контрактов, в части порядка и сроках оплаты товара.
В 22% проверенных объектов контроля оплата поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта произведена с нарушением срока.
Нарушение срока составило от 16 до 20 рабочих дней.
4.1.3. Нарушение части 1 статьи 101, части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, условий заключенных государственных контрактов, в части объема работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
В 7% проверенных объектов контроля не осуществлялся контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ.
Например:
- в акте приемки выполненных работ некорректно указана информация об объеме выполненных работ, не соответствующая условиям государственного контракта.
4.2. Систематические нарушения:
4.2.1. Нарушение части 7 статьи 94, части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, условий, предусмотренных государственным контрактом или договором.
В 2021 - 2023 годах в объекте контроля выполненные работы подрядчиком приняты с нарушением порядка приемки выполненных работ, предусмотренного условиями государственного контракта, а именно при отсутствии согласованного графика производства работ.
4.2.2. Нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, условий, предусмотренных государственным контрактом или договором.
В 2022 - 2023 годах объектом контроля допущены нарушения в части порядка оплаты и (или) приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
5. Положительная практика объектов контроля, направленная
на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере
В качестве положительных практик объектов контроля, направленных на повышение эффективности деятельности организации и предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере, можно отметить проведение семинаров по вопросам новаций в законодательстве.