ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ВГ-4-14/178н
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 125
ПИСЬМО
от 4 ноября 1993 года
О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ОКТЯБРЯ 1993 Г. N 1773
"О ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ В 1993 ГОДУ"
В связи с поступающими запросами от налоговых, финансовых органов и налогоплательщиков о порядке реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году", вступившего в силу со 2 ноября 1993 г., Государственная налоговая служба Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации разъясняют следующее.
1. Налоговая амнистия распространяется на налоги и налоговые платежи, которые не были отражены предприятиями, учреждениями и организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в отчетности, налоговых расчетах (декларациях) и других документах, установленных действующими нормативными актами для представления в налоговые органы. На суммы недоимки по налогам и налоговым платежам, числящиеся на лицевых счетах налогоплательщиков в налоговых органах, а также на платежи, отсроченные в установленном порядке, налоговая амнистия не распространяется.
2. К налогам и налоговым платежам, по которым проводится налоговая амнистия, относятся налоги, взимаемые в соответствии со статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями.
3. Суммы неуплаченных налогов и налоговых платежей, объявленные в соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1773 предприятиями, учреждениями, организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в полном объеме вносятся в доход республиканского бюджета Российской Федерации.
4. В случае выявления налоговыми органами после 30 ноября 1993 г. сокрытых от налогообложения доходов предприятиями, учреждениями и организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по платежам, указанным в п. 2 настоящего письма, в повышенном в 3 раза размере взыскиваются только суммы штрафов за сокрытие или занижение дохода (прибыли) либо суммы штрафа за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения.
Например, при выявлении налоговым органом в декабре 1993 г. суммы заниженной прибыли с предприятия взыскивается вся сумма заниженной прибыли и штраф в 3-кратном размере этой суммы. При выявлении занижения оборотов по реализации товаров (работ, услуг), в результате чего была сокрыта сумма налога на добавленную стоимость, с предприятия взыскивается вся сумма заниженного налога на добавленную стоимость и штраф в 3-кратном размере этой суммы.
Штрафы за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, для уплаты налога, а также пеня за задержку уплаты налога взыскиваются в размерах, установленных статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Не повышаются также штрафные санкции за допущенные нарушения в удержании и перечислении предприятиями, учреждениями и организациями в бюджет подоходного налога с физических лиц, так как они не являются плательщиками этого налога, а выполняют функции его сборщиков.
5. Суммы превышения размера штрафов за сокрытие или занижение дохода (прибыли) либо суммы штрафа за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения полностью зачисляются в доход республиканского бюджета Российской Федерации. Отчисления в централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы Российской Федерации от указанных сумм не производятся.
Пример: При выявлении в декабре 1993 г. налоговым органом сокрытия (занижения) предприятием суммы налога на добавленную стоимость на 1000 тыс. руб. с него взыскивается вся сумма налога - 1000 тыс. руб. и штраф в повышенном в 3 раза размере - 3000 тыс. рублей. В этом случае сумма превышения штрафа в размере 2000 тыс. рублей (3000 - 1000) зачисляется в доход республиканского бюджета Российской Федерации. В централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы Российской Федерации отчисляется 600 тыс. рублей (30 % от [1000 тыс. руб. + 1000 тыс. руб.]). Распределяется между бюджетами в соответствии с установленными нормативами распределения налога на добавленную стоимость - 1400 тыс. руб. (700 тыс. руб. + 700 тыс. руб.).
6. При выявлении налоговыми органами после 30 ноября 1993 г. сокрытия (занижения) налога и налоговых платежей предприятиями, учреждениями и организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за указанные нарушения, допущенные до 30 ноября 1993 г. включительно, штраф взыскивается в размере, предусмотренном п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.93 N 1773, а за нарушения, допущенные после этого срока, - в размерах, установленных в статье 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
7. В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.93 N 1773 предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, о своих неуплаченных налогах и налоговых платежах в срок до 30 ноября 1993 г. включительно должны представить налоговому органу, где они состоят на учете, заявление об объявлении неуплаченных налогов и налоговых платежей с указанием в нем суммы неуплаты (недоплаты) по каждому виду налогов и налоговых платежей, отчетного периода, в котором была допущена их недоплата, и других необходимых данных с приложением дополнительных налоговых расчетов (деклараций) о ранее неуплаченных налогах и налоговых платежах, а также платежных поручений (с отметкой банка) на их перечисление в республиканский бюджет Российской Федерации. При этом в платежных поручениях, а также в дополнительных налоговых расчетах (декларациях) должно быть отмечено, что указанные в них суммы перечисляются в бюджет в соответствии с этим Указом.
На основании объявленных сумм неуплаченных налогов и налоговых платежей предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вносят соответствующие поправки и изменения в бухгалтерский учет и отражают их в отчетности за 1993 год, а налоговые органы на эти суммы увеличивают по годовым расчетам начисленные суммы налогов и налоговых платежей.
8. Заявления об объявлении неуплаченных налогов и налоговых платежей, дополнительные налоговые расчеты (декларации), платежные поручения на перечисление средств в бюджет и другие необходимые документы представляются либо высылаются по почте заказным письмом налоговым органам не позднее 30 ноября 1993 года.
В налоговом органе заявление налогоплательщика и приложенные к нему документы регистрируются в специально открытой для этих целей книге (журнале) с указанием следующих реквизитов: номер по порядку, дата поступления (высылки) документов, полное наименование плательщика, вид и сумма платежа. На экземплярах документов, остающихся у налогоплательщика, проставляются штамп налогового органа, дата получения документов и подпись уполномоченного должностного лица.
9. В случае, если платежное поручение на перечисление объявленных налогов и налоговых платежей в бюджет сдано в установленный срок, но не исполнено банком до 1 декабря 1993 г. или исполнено не полностью по причине отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика, то с учетом фактически сложившихся обстоятельств совместным решением налогового и соответствующего финансового органа объявление о неуплаченных налогах и налоговых платежах в порядке исключения может быть признано состоявшимся, с освобождением налогоплательщика от уплаты санкций, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации. При этом пеня на сумму образовавшейся недоимки начисляется в общеустановленном порядке.
10. При проведении документальных проверок за период до 30 ноября 1993 г. по вопросу соблюдения налогового законодательства перед началом проверки следует предлагать налогоплательщикам объявить в письменном заявлении о своих неуплаченных налогах и налоговых платежах с составлением дополнительных налоговых расчетов и перечислением объявленных сумм в республиканский бюджет Российской Федерации. После принятия налогоплательщиками данного предложения и оформлении указанных выше документов или при их письменном заявлении об отсутствии сокрытых налогов и налоговых платежей работники налоговых органов приступают к проверке.
В случае обращения налогоплательщиков с просьбой об отсрочке представления объявления о неуплаченных налогах и налоговых платежах ввиду незаконченности расчетов следует представлять такие отсрочки в пределах до 30 ноября 1993 г. включительно.
При подписании акта проверки до 30 ноября 1993 г. в отношении суммы разницы между фактически доначисленными налоговыми органами в процессе проверки и объявленными и внесенными в бюджет налогами и налоговыми платежами к налогоплательщикам применяются меры ответственности, действовавшие до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1773, а при подписании акта проверки после 30 ноября 1993 г. - меры повышенной ответственности согласно п. 3 этого Указа.
В порядке, предусмотренном настоящим пунктом, применяются меры ответственности за нарушение налогового законодательства и по документальным проверкам, начатым до вступления в силу Указа, законченным и оформленным до 30 ноября 1993 г. включительно.
11. В целях обеспечения контроля за полнотой исчисления и перечисления в бюджетную систему налогов и налоговых платежей налоговым органам следует в установленные п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1773 сроки запросить у банков и кредитных учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности сведения о наличии всех счетов предприятий, учреждений и организаций.
В случае отказа или уклонения банка или кредитного учреждения от представления указанных сведений либо представления недостоверных сведений государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, г. г. Москве и Санкт-Петербургу незамедлительно направляют в Государственную налоговую службу Российской Федерации необходимые материалы для представления ходатайства Центральному банку России об отзыве выданной им лицензии на проведение банковских операций.
В случае открытия счетов предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории, контролируемой другими налоговыми инспекциями, данные о них в 5-дневный срок сообщаются этим инспекциям.
12. Государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, г. г. Москве и Санкт-Петербургу информацию о результатах проведения налоговой амнистии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.10.93 N 1773 представляют в Госналогслужбу Российской Федерации в сроки и по форме согласно приложению.
Настоящие разъяснения незамедлительно доведите до подведомственных налоговых и финансовых органов для руководства и использования в практической работе, а также примите меры по ознакомлению с ними налогоплательщиков, активно используя в этих целях средства массовой информации.
Руководитель Государственной налоговой службы
Российской Федерации - государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.В.ГУСЕВ
Заместитель Министра финансов Российской Федерации
С.В.АЛЕКСАШЕНКО
Приложение
к письму Госналогслужбы России
N ВГ-4-14/178н
и Минфина России
N 125
от 4 ноября 1993 г.
ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ
Представляется по состоянию на:
1 января 1994 г. (раздел I и II)
1 февраля 1994 г. (раздел III)
1 марта 1994 г. (раздел III)
1 апреля 1994 г. (раздел III)
Раздел I
────────────────────────┬────────────┬─────────────┬─────────────┐ Наименование показателя │ Код строки │ Юридические │ Физические │ │ │ лица │ лица │ ────────────────────────┼────────────┼─────────────┼─────────────┤ А │ Б │ 1 │ 2 │ ────────────────────────┼────────────┼─────────────┼─────────────┤ Количество │ │ │ │ налогоплательщиков, │ │ │ │ объявивших о своих│ │ │ │ неуплаченных налогах│ │ │ │ и налоговых платежах│ 01 │ │ │ Общая сумма налога │ │ │ │ (платежа) │ 02 │ │ │ в том числе: │ │ │ │ сумма налога на │ │ │ │ прибыль (доход) │ 03 │ │ │ НДС │ 04 │ │ │ местные налоги и │ │ │ │ сборы │ 05 │ │ │ Количество │ │ │ │ налогоплательщиков, │ │ │ │ ранее не │ │ │ │ зарегистрированных │ │ │ │ в налоговых органах,│ │ │ │ объявивших о своих│ │ │ │ неуплаченных налогах│ │ │ │ и налоговых платежах│ 06 │ │ │ Общая сумма налога │ │ │ │ (платежа) │ 07 │ │ │ в том числе: │ │ │ │ сумма налога на │ │ │ │ прибыль (доход) │ 08 │ │ │ НДС │ 09 │ │ │ местные налоги и │ │ │ │ сборы │ 10 │ │ │ ────────────────────────┴────────────┴─────────────┴─────────────┘Раздел II
────────────────────────┬────────────┬─────────────┬─────────────┐ Наименование показателя │ Код строки │ Юридические │ Физические │ │ │ лица │ лица │ ────────────────────────┼────────────┼─────────────┼─────────────┤ А │ Б │ 1 │ 2 │ ────────────────────────┼────────────┼─────────────┼─────────────┤ Количество │ │ │ │ налогоплательщиков, │ │ │ │ выявленных в │ │ │ │ результате сведений │ │ │ │ банков и кредитных │ │ │ │ учреждений о наличии│ │ │ │ счетов │ 11 │ │ │ Сумма доначисленного │ │ │ │ налога (платежа) │ 12 │ │ │ в том числе: │ │ │ │ сумма сокрытой │ │ │ │ прибыли (дохода) │ 13 │ │ │ НДС │ 14 │ │ │ местные налоги и │ │ │ │ сборы │ 15 │ │ │ Штрафные санкции │ 16 │ │ │ в том числе: │ │ │ │ за заниженную │ │ │ │ прибыль (доход) │ 17 │ │ │ НДС │ 18 │ │ │ местные налоги и │ │ │ │ сборы │ 19 │ │ │ ────────────────────────┴────────────┴─────────────┴─────────────┘Раздел III
────────────────────────┬────────────┬─────────────┬─────────────┐ Наименование показателя │ Код строки │ Юридические │ Физические │ │ │ лица │ лица │ ────────────────────────┼────────────┼─────────────┼─────────────┤ А │ Б │ 1 │ 2 │ ────────────────────────┼────────────┼─────────────┼─────────────┤ Количество проверок │ │ │ │ налогоплательщиков, │ │ │ │ объявивших о своих│ │ │ │ неуплаченных налогах│ │ │ │ (платежах) │ 20 │ │ │ из них: │ │ │ │ установивших │ │ │ │ сокрытие налогов и │ │ │ │ налоговых платежей │ 21 │ │ │ Сумма доначисленного │ │ │ │ налога (платежа) │ 22 │ │ │ в том числе: │ │ │ │ сумма сокрытой │ │ │ │ прибыли (дохода) │ 23 │ │ │ НДС │ 24 │ │ │ местные налоги и │ │ │ │ сборы │ 25 │ │ │ сумма налога на │ │ │ │ прибыль (доход) │ 26 │ │ │ Штрафные санкции │ 27 │ │ │ в том числе: │ │ │ │ за заниженную │ │ │ │ прибыль (доход) │ 28 │ │ │ НДС │ 29 │ │ │ местные налоги и │ │ │ │ сборы │ 30 │ │ │ ────────────────────────┴────────────┴─────────────┴─────────────┘