МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-16/132@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ
ПРОЦЕССАМ ФНС РОССИИ
В целях реализации Концепции развития внутреннего аудита налоговых органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФНС России от 16.04.2015 N ММВ-7-16/156@, а также повышения эффективности деятельности ФНС России, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России, по выполнению технологических процессов ФНС России приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Основные положения об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России (далее - Положения).
2. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) организаций, находящихся в ведении ФНС России, организовать ознакомление сотрудников и обеспечить исполнение Положений с учетом пункта 5 настоящего приказа.
3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.
4. Управлению контроля налоговых органов (Н.А. Воронова):
4.1. разработать проекты документов, применяемых при осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России (далее - Документы), в срок до 01.05.2016;
4.2. совместно с Управлением по работе с задолженностью (Л.В. Загайнов) определить технологические процессы ФНС России, относящиеся к компетенции Управления по работе с задолженностью, а также территориальные органы ФНС России для проведения пилотного проекта по апробации Положений и Документов в срок до 01.05.2016 и провести пилотный проект в срок до 01.11.2016;
4.3. организовать совместно со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России работу по разработке параметров оценки надежности системы внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России в срок до 01.12.2016;
4.4. совместно со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России доработать Классификатор нарушений, выявленных при проведении внутреннего аудита налоговых органов, утвержденный приказом ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-10/499@, в части соотнесения нарушений с технологическими процессами ФНС России, приведенными в Перечне технологических процессов ФНС России, утвержденном приказом ФНС России от 15.01.2015 N ММВ-7-12/6@, в срок до 01.01.2017.
5. Разделы 4 и 5 Положений вступают в силу с 01.01.2017.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.Н. Андрющенко.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.МИШУСТИН
Утверждены
приказом ФНС России
от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-16/132@
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ ФНС РОССИИ
1. Общие положения
1.1. Основные положения об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России (далее - ТП, Положения) разработаны в целях реализации Концепции внутреннего аудита налоговых органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФНС России от 16.04.2015 N ММВ-7-16/156@, приказа ФНС России от 11.09.2015 N ММВ-7-12/392@ "О возложении обязанностей по организации внедрения технологических процессов ФНС России и осуществлению внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России на сотрудников ФНС России и ее территориальных органов, на работников ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России и его филиалов".
1.2. Настоящие Положения определяют:
общие подходы к организации и осуществлению деятельности, направленной на своевременное и эффективное корректирующее воздействие на риски, присущие ТП, в рамках выполнения и/или координации выполнения ТП, а также в рамках функциональных обязанностей владельца ТП (далее - внутренний контроль), в целях реализации положений раздела 5 Основных положений об управлении рисками и инцидентами в деятельности ФНС России, утвержденных приказом ФНС России от 20.03.2017 N ММВ-7-16/225@;
общие подходы к оценке надежности взаимосвязанной совокупности организационных структур, методик, процессов и ресурсов, обеспечивающей выполнение задач внутреннего контроля (далее - система внутреннего контроля).
Внутренний контроль осуществляется должностными лицами ФНС России и ее территориальных органов (далее - налоговые органы), а также организаций, находящихся в ведении ФНС России, и их филиалов (далее - Организация), в функции которых входит участие в выполнении и/или координация выполнения ТП, а также осуществление функциональных обязанностей владельца ТП (далее - субъекты внутреннего контроля).
1.3. Настоящие Положения применяются в целях организации и осуществления внутреннего финансового контроля, указанного в подпункте 1 пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при выполнении ТП, в рамках которых осуществляются бюджетные процедуры.
В целях определения бюджетной процедуры применяются положения федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2019, регистрационный N 56863).
Абзацы второй - четвертый исключены. - Приказ ФНС России от 12.10.2023 N БВ-7-16/738@;
в Организации - генеральным директором Организации.
1.4. Задачами внутреннего контроля являются:
обеспечение соблюдения сотрудниками налоговых органов, Организации и ее филиалов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также организационно-распорядительных документов и писем ФНС России при выполнении ТП (далее - Требования);
обеспечение эффективности и результативности деятельности налоговых органов и Организации по выполнению ТП;
своевременное выявление и анализ рисков, присущих ТП, осуществляемым должностными лицами налоговых органов и Организации;
обеспечение полноты и достоверности данных, содержащихся в информационных ресурсах, показателей бюджетной отчетности (сводной бюджетной отчетности), а также иной отчетности ФНС России и ее территориальных органов, Организации.
1.5. Объектом внутреннего контроля является деятельность налоговых органов и Организации, их структурных подразделений, филиалов, должностных лиц по выполнению ими ТП (либо операций ТП).
1.6. Объекты внутреннего контроля указываются в должностных регламентах должностных лиц налоговых органов и должностных инструкциях должностных лиц Организаций, закрепляя тем самым персональную ответственность за осуществление внутреннего контроля.
2. Принципы организации внутреннего контроля
Внутренний контроль основывается на следующих принципах:
1) каждый государственный гражданский служащий налоговых органов и должностное лицо Организации участвует в осуществлении внутреннего контроля (принцип общей вовлеченности);
2) внутренний контроль осуществляется по всем технологическим процессам ФНС России с учетом анализа взаимосвязи и взаимодействия организационных, технологических, информационных и других ресурсов с целью установления причинно-следственных связей реализации Рисков в деятельности по осуществлению ТП (принцип комплексности);
3) масштаб и объем мероприятий внутреннего контроля должен быть соразмерен выявленным Рискам и обеспечивать результативность и эффективность выполнения ТП (принцип эффективности);
4) мероприятия внутреннего контроля должны носить упреждающий характер и быть направлены на пресечение возможных Рисков, а также минимизацию негативных последствий нарушения Требований и неэффективной деятельности по выполнению ТП (принцип своевременности);
5) при организации и осуществлении мероприятий внутреннего контроля должны своевременно учитываться изменения в порядке выполнения ТП, а также внедрение новых ТП (принцип адаптивности и непрерывного совершенствования);
6) организация внутреннего контроля подразумевает приоритетное применение автоматизированных инструментов своевременного выявления и пресечения Рисков, встроенных в программное обеспечение, реализующее выполнение технологических процессов ФНС России (принцип максимальной автоматизации).
3. Осуществление внутреннего контроля
3.1. Внутренний контроль осуществляется путем выполнения контрольных действий:
совершаемых до фактического начала выполнения ТП, операции ТП в целях предотвращения или минимизации воздействия событий и факторов, способных негативно повлиять на выполнение ТП, операции ТП (превентивный контроль). Например, контрольные действия, осуществляемые в отношении рисков, связанных с поступающими документами, сведениями, необходимыми для выполнения ТП, операции ТП;
совершаемых в ходе выполнения ТП, операции ТП в целях своевременного выявления и немедленного устранения возникающих нарушений и отклонений (текущий контроль). Например, проверка оформления документов, подготавливаемых в рамках ТП, на соответствие Требованиям;
совершаемых по результатам выполнения ТП, операции ТП в целях выявления и устранения нарушений и отклонений (последующий контроль). Например, сбор и анализ информации о результатах выполнения ТП, операций ТП подконтрольными налоговыми органами, в том числе посредством дистанционного мониторинга таких результатов.
3.2. К контрольным действиям, в том числе, относятся:
проверка оформления документов, подготавливаемых в рамках ТП, на соответствие Требованиям;
санкционирование операций ТП;
сверка данных;
сбор и анализ информации о результатах выполнения операций ТП, в том числе посредством дистанционного мониторинга таких результатов;
анализ фактических значений показателей результатов выполнения ТП (либо операций ТП), включая анализ соответствия прогнозным (плановым) значениям показателей, нормативным либо иным применяемым для сравнения значениям показателей, анализ динамики значений показателей;
сопоставление данных, получаемых в ходе выполнения ТП, с данными из внешних источников информации;
применение автоматизированных средств контроля в информационных системах;
проверка наличия и состояния объекта движимого и недвижимого имущества, документа;
ограничение доступа к объектам движимого и недвижимого имущества, информации и средствам ее обработки;
процесс-майнинг ТП, осуществляемый в соответствии с Регламентом взаимодействия участников процесс-майнинга, утвержденным приказом ФНС России от 27.04.2023 N ЕД-7-12/286@ "О проведении процесс-майнинга".
3.3. Разработка и описание контрольного действия осуществляется с учетом результатов оценки рисков в соответствии с рекомендациями к проведению анализа и оценки рисков, отраженными в Реестре рисков, порядок ведения которого утвержден приказом ФНС России от 12.03.2018 N ММВ-7-16/140@ "Об утверждении Порядка ведения документа по учету информации о рисках в деятельности ФНС России" (далее - Порядок ведения Реестра рисков), а также сведений из источников информации, перечисленных в пункте 1.3 Порядка ведения Реестра рисков.
При принятии решения о выборе способа воздействия на риски и мероприятий по предотвращению и (или) минимизации риска необходимо учитывать имеющиеся взаимосвязи с иными рисками, включенными в Реестр рисков, с внешним и внутренним контекстами, а также оценивать возможность возникновения новых и (или) модификации имеющихся рисков вследствие реализации таких мероприятий.
3.4. Применяемые контрольные действия подразделяются на:
автоматизированные контрольные действия, встроенные в программное обеспечение, реализующее выполнение ТП, операций ТП, и осуществляемые без участия исполнителя;
полуавтоматизированные контрольные действия, реализованные в программном обеспечении, реализующем выполнение ТП, операций ТП, но осуществляемые с участием исполнителя;
неавтоматизированные контрольные действия, осуществляемые исполнителем без использования программного обеспечения, реализующего выполнение ТП, операций ТП, либо осуществляемые в отношении рисков неавтоматизированного ТП.
4. Документирование внутреннего контроля
4.1. В целях определения ответственных исполнителей за выполнение необходимых контрольных действий, периодичности их выполнения составляются и утверждаются начальником структурного подразделения центрального аппарата ФНС России, территориального органа ФНС России документы внутреннего контроля (далее - Перечень операций, Карта внутреннего контроля) с применением программного обеспечения, структурного подразделения Организации - с применением, при наличии, программного обеспечения.
Перечень операций и Карта внутреннего контроля составляются в случае необходимости организации внутреннего контроля с применением неавтоматизированных и/или полуавтоматизированных контрольных действий.
4.2. В Перечне операций для организации внутреннего контроля отражается, в том числе, следующая информация:
о выполняемом ТП;
о Рисках, присущих ТП (с применением Реестра рисков), и операциях ТП, в ходе которых они возникают, включая информацию о выполняющих их должностных лицах, либо структурных подразделениях, либо подконтрольных налоговых органах или Организации;
о результатах оценки Рисков и принятых на их основании решений о включении контрольных действий по выявлению и минимизации Риска в Карту внутреннего контроля или о нецелесообразности применения контрольных действий в отношении Риска с указанием обоснования такого решения.
4.3. В Карте внутреннего контроля отражается информация о контрольных действиях по выявлению и минимизации Риска, сроках их выполнения, должностных лицах, ответственных за реализацию контрольных действий.
4.4. Информация, отражаемая в документах внутреннего контроля по ТП, в рамках выполнения которых осуществляются бюджетные процедуры, применяется в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков в соответствии с пунктом 10 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 N 195н.
4.5. Регистрация выявленных в ходе внутреннего контроля нарушений при выполнении ТП, сведений о причинах их возникновения и предлагаемых мерах по их устранению отражается в отдельном документе внутреннего контроля (журнале учета нарушений и мер реагирования), содержащем сводную информацию о выявленных нарушениях в деятельности налогового органа, Организации, поступившую из источников информации, перечисленных в пункте 1.3 Порядка, а также по результатам процесс-майнинга, и мерах по их устранению или пресечению в дальнейшей деятельности.
5. Требования к надежности системы внутреннего контроля
5.1. Система внутреннего контроля считается надежной, если она обеспечивает выполнение задач внутреннего контроля.
5.2. Оценка надежности системы внутреннего контроля осуществляется в рамках аудиторского мероприятия на основании сведений из документов внутреннего контроля, а также информации, полученной в ходе аудиторского мероприятия.
5.3. Оценка надежности системы внутреннего контроля осуществляется на основании результатов оценки риска ТП.
5.4. Исключен. - Приказ ФНС России от 12.10.2023 N БВ-7-16/738@.
5.4. Для оценки надежности рекомендуется следующая градация:
высокая надежность системы внутреннего контроля, при которой обеспечивается низкий уровень риска ТП;
средняя надежность системы внутреннего контроля, при которой обеспечивается средний уровень риска ТП;
низкая надежность системы внутреннего контроля, при которой обеспечивается высокий или критичный уровень риска ТП.
5.5. Результаты оценки надежности системы внутреннего контроля отражаются в документах внутреннего аудита (справка, акт, заключение), формируемых в соответствии с Порядком осуществления Федеральной налоговой службой внутреннего аудита, утвержденным приказом ФНС России от 24.01.2020 N ЕД-7-16/44@ "Об утверждении Порядка осуществления Федеральной налоговой службой внутреннего аудита".
5.6. При этом выводы и рекомендации по повышению надежности системы внутреннего контроля формируются с учетом анализа следующих обстоятельств:
наличия (отсутствия) контрольного действия в отношении риска ТП, по которому установлены факты его реализации, в Карте внутреннего контроля;
качества и полноты выполнения контрольного действия, предусмотренного в документе внутреннего контроля;
эффективности применяемых контрольных действий в отношении воздействия на соответствующие риски ТП.
5.7. Оценка надежности внутреннего контроля по ТП, в рамках выполнения которых осуществляются бюджетные процедуры, осуществляемая в ходе проведения мероприятий внутреннего финансового аудита, проводится в соответствии со стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации.
Приложение
к Основным положениям
по осуществлению внутреннего контроля,
утвержденным приказом ФНС России
от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-16/132@
ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ ФНС РОССИИ (ДАЛЕЕ - СВК)
Технологический процесс ФНС России (далее - ТП) | Операция ТП, в ходе которой выявлены нарушения и/или недостатки < * > | Наименование нарушения и/или недостатка | Количество операций ТП, по которым выявлены нарушения и недостатки | в % к количеству проверенных операций ТП | Оценка негативных последствий нарушений и недостатков, тыс. руб. (при возможности оценки) | Оценка негативных последствий нарушений и недостатков в среднем на 1 операцию ТП, по которой они выявлены, тыс. руб. (при возможности оценки) | Оценка надежности СВК | Контрольные процедуры, предусмотренные в целях воздействия на Риск < ** > (согласно документу внутреннего контроля) | Причины реализации Риска | |||
код | наименование | применяемая контрольная процедура не оказывает влияния на реализацию Риска | контрольная процедура не выполнена либо ненадлежаще выполнена | контрольная процедура для воздействия на Риск не предусмотрена в документе внутреннего контроля | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
< * > Указывать наименование операции, приведенное в паспорте функции (при наличии).
< ** > Риск нарушения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов и писем ФНС России и риск осуществления неэффективной деятельности налоговых органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России, по выполнению ТП.