МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПРИКАЗ
от 22 октября 2012 г. N 410
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДОКУМЕНТОВ
В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
В целях совершенствования правовой работы в центральном аппарате Федерального казначейства и повышения ее эффективности приказываю:
1. Утвердить Порядок проведения правовой экспертизы документов в центральном аппарате Федерального казначейства.
2. Начальнику Юридического управления Федерального казначейства (С.Н. Сауль) обеспечить соблюдение сотрудниками Юридического управления Федерального казначейства Порядка проведения правовой экспертизы документов в центральном аппарате Федерального казначейства.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
Р.Е.АРТЮХИН
Утвержден
приказом
Федерального казначейства
от 22 октября 2012 г. N 410
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕНТРАЛЬНОМ
АППАРАТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в целях совершенствования правовой работы в центральном аппарате Федерального казначейства и повышения ее эффективности при проведении правовой экспертизы проектов приказов и решений Федерального казначейства < 1 > , а также проектов договоров (соглашений), проектов закупочных документаций, включая проекты государственных контрактов, прилагаемых к таким документациям, подлежащих направлению в федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в целях осуществления закупок для нужд Федерального казначейства (далее - проекты закупочных документаций, включая проекты государственных контрактов, прилагаемые к таким документациям), проектов служебных контрактов федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства главной группы должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (трудовых договоров), проектов должностных регламентов (должностных инструкций) (при необходимости), проектов концепций, проектов представлений, проектов предписаний, проектов предупреждений, проектов уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, проектов писем за подписью руководителя Федерального казначейства, поступающих на визирование в Юридическое управление, исполнительных документов, поступающих в центральный аппарат Федерального казначейства, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, постановлений по делам об административных правонарушениях, постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях, представлений, предписаний, поступающих на рассмотрение в Юридическое управление.
< 1 > Под проектом приказа Федерального казначейства понимаются проекты нормативных правовых и правовых актов Федерального казначейства, а также приложения к ним.
2. Под правовой экспертизой понимается проведение проверки проектов документов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, исполнительных документов, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, постановлений по делам об административных правонарушениях, постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях, представлений, предписаний на соответствие законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации, а также требованиям настоящего Порядка.
3. Правовую экспертизу в центральном аппарате Федерального казначейства проводят сотрудники Юридического управления Федерального казначейства.
4. Правовой экспертизе подлежат все проекты приказов и решений Федерального казначейства, проекты договоров (соглашений), проекты закупочных документаций, включая проекты государственных контрактов, прилагаемые к таким документациям, проекты служебных контрактов федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства главной группы должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (трудовых договоров), проекты концепций, проекты представлений, проекты предписаний, проекты предупреждений, проекты уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, проекты писем за подписью руководителя Федерального казначейства, проекты должностных регламентов (должностных инструкций) (при необходимости), поступающих на визирование в Юридическое управление (далее - проект документа), исполнительные документы, поступающие в центральный аппарат Федерального казначейства, протоколы об административных правонарушениях, постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, постановления по делам об административных правонарушениях, постановления о прекращении производства по делам об административных правонарушениях, представления, предписания, поступающие на рассмотрение в Юридическое управление.
Проекты документов, указанные в абзаце первом настоящего пункта, направляются в Юридическое управление для осуществления правовой экспертизы непосредственно перед подписанием руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (предварительно согласованные всеми заинтересованными структурными подразделениями Федерального казначейства, а также заместителями руководителя территориального органа Федерального казначейства в соответствии с распределением обязанностей).
5. При выявлении несоответствия проекта документа (исполнительного документа) законодательству или нормативным правовым актам Российской Федерации, а также требованиям настоящего Порядка правовая экспертиза завершается составлением заключения о наличии замечаний к проекту документа и возможных способах их устранения, письма о возврате (перенаправлении) исполнительного документа, которые подписываются начальником Юридического управления Федерального казначейства либо в период его отсутствия (командировка, отпуск, болезнь и другое) лицом, исполняющим его обязанности.
При выявлении неустранимых недостатков протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) и иных материалов дела, в том числе неполноты последних, правовая экспертиза завершается составлением определения о возвращении протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении).
При выявлении недостатков постановления по делу об административном правонарушении и иных материалов дела правовая экспертиза завершается вынесением решения об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление об административном правонарушении.
При выявлении существенных нарушений процессуальных требований выносится решение об отмене постановления об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение.
При выявлении неустранимых недостатков протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
6. При отсутствии замечаний к проекту документа правовая экспертиза завершается составлением заключения о соответствии проекта документа законодательству или нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) проставлением виз сотрудников Юридического управления, включая начальника Юридического управления либо в период его отсутствия (командировка, отпуск, болезнь и другое) лица, исполняющего его обязанности.
При отсутствии замечаний к протоколу об административном правонарушении (постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении) правовая экспертиза завершается осуществлением подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении в порядке, определенном главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При отсутствии замечаний к протоколу об административном правонарушении, постановлению по делу об административном правонарушении, постановлению о прекращении производства по делу об административном правонарушении правовая экспертиза завершается осуществлением подготовки к рассмотрению жалобы в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правовая экспертиза представлений, предписаний завершается вынесением приказа по жалобе на представление, предписание.
6.1. Утратил силу. - Приказ Казначейства России от 29.03.2017 N 63.
6.2 Правовая экспертиза уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, подготовленных центральным аппаратом Федерального казначейства, завершается составлением заключения о соответствии проекта документа законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) проставлением виз сотрудников Юридического управления, включая начальника Юридического управления либо в период его отсутствия лица, исполняющего его обязанности.
Правовая экспертиза уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, подготовленных территориальными органами Федерального казначейства, завершается их подготовкой, оформлением и направлением в Министерство финансов Российской Федерации.
II. Проведение правовой экспертизы проектов приказов
Федерального казначейства < 2 >
< 2 > За исключением проектов приказов Федерального казначейства по персональным (кадровым) вопросам.
7. При проведении правовой экспертизы проекта приказа Федерального казначейства (далее - проект приказа) проверяется:
наличие правовых оснований для издания приказа; соответствие приказа заявленным правовым основаниям;
соответствие положений проекта приказа законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации;
соблюдение компетенции Федерального казначейства при подготовке проекта приказа;
отсутствие в проекте приказа положений, дублирующих положения действующих приказов Федерального казначейства или противоречащих им;
возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены приказа Федерального казначейства;
соблюдение правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации (в отношении проектов нормативных правовых актов Федерального казначейства);
соблюдение правил юридической техники.
В целях проведения правовой экспертизы проекта приказа в полном объеме, разработчик соответствующего проекта приказа представляет в Юридическое управление материалы (договоры (соглашения), проекты законодательных актов Российской Федерации, проекты актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, акты и проекты актов иных федеральных органов исполнительной власти, не размещенных в свободном доступе, иные документы, сведения, протоколы рабочих или проектных групп и т.д.), связанные с предметом правового регулирования проекта приказа Федерального казначейства.
8. Правовыми основаниями для издания нормативного правового акта Федерального казначейства является норма законодательного акта и (или) правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, в которой предусмотрено полномочие (право) Федерального казначейства на регулирование определенных отношений (издание нормативного правового акта Федерального казначейства).
9. Правовыми основаниями для издания правового акта Федерального казначейства, кроме указанных выше, могут служить акт Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, а также служебная необходимость, необходимость совершенствования работы органов Федерального казначейства, необходимость реализации актов высшей юридической силы, вытекающие из общих положений законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации (за исключением случаев прямого указания по изданию нормативного правового акта Федерального казначейства).
10. Проверка на соответствие правовым основаниям предполагает анализ проекта приказа с точки зрения непротиворечия нормам соответствующего законодательного акта и (или) правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативного правового акта Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, соблюдения установленной указанными актами терминологии, отсутствия в проекте приказа некорректного воспроизведения отдельных положений указанных актов, также оценка обоснованности служебной необходимости, совершенствования работы органов Федерального казначейства, необходимости реализации актов высшей юридической силы (за исключением случаев прямого указания по изданию нормативного правового акта Федерального казначейства).
11. С целью проведения проверки проекта приказа на соответствие законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации определяется область регулирования правоотношений и соответствующие законодательные и нормативные правовые акты в установленной сфере.
Далее проводится проверка положений проекта приказа с точки зрения непротиворечия нормам соответствующего законодательного акта и (или) правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, соблюдения установленной указанными актами терминологии, отсутствия в проекте приказа некорректного воспроизведения отдельных положений указанных актов.
12. Положения проекта приказа не должны выходить за рамки компетенции Федерального казначейства, установленной статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2022, N 22, ст. 3539), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 "О Федеральном казначействе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 14 июля 2022 года), иными законодательными и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации.
13. При проведении правовой экспертизы проекта приказа осуществляется проверка с целью выявления положений, которые дублируют положения действующих приказов Федерального казначейства, а также положений, которые противоречат положениям действующих приказов Федерального казначейства.
При необходимости, с целью исключения коллизий, в проект приказа могут быть включены положения, признающие утратившими силу отдельные нормы действующих приказов Федерального казначейства.
14. При проведении правовой экспертизы проекта приказа, признающего утратившими силу (отменяющего) другие приказы Федерального казначейства, оценивается возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате утраты силы (отмены) приказа Федерального казначейства.
15. Проекты приказов анализируются на наличие оснований для их направления на государственную регистрацию в установленном порядке.
Наличие основания для направления на государственную регистрацию проекта приказа отражается в заключении.
16. При выявлении необходимости направления проекта приказа на государственную регистрацию, в отношении данного проекта приказа дополнительно проводится проверка соблюдения правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации и требований Министерства юстиции Российской Федерации.
17. Правовая экспертиза проекта нормативного правового акта Федерального казначейства включает в себя обязательную антикоррупционную экспертизу, осуществляемую в порядке, установленном приказом Федерального казначейства от 1 декабря 2010 г. N 20н "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального казначейства" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2010 г., регистрационный номер 19276; Российская газета, 2010, 31 декабря).
18. Проверка на соответствие правилам юридической техники проводится в соответствии с рекомендациями, указанными в приложении к настоящему Порядку.
19. При проведении правовой экспертизы проектов приказов, предметом оценки также является стилистическое оформление проекта приказа, заключающееся в непротиворечивом, оптимальном использовании языковых приемов и средств, обеспечивающих понятность и доступность для восприятия содержания текста проекта приказа.
III. Правовая экспертиза проектов договоров (соглашений)
20. При проведении правовой экспертизы проекта договора (соглашения) (далее в настоящем разделе - договор) проверяется:
20.1. наличие правового основания для заключения договора;
20.2. наличие существенных условий (иных необходимых условий), к которым в зависимости от вида договора относятся:
предмет договора;
права и обязанности сторон;
сумма (цена) договора и порядок расчетов, в том числе порядок выплаты аванса (в случае установления аванса в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой договора (при заключении договора с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица);
срок выполнения обязательств сторонами;
срок действия договора;
ответственность сторон, в том числе порядок взыскания неустойки (штрафа, пени);
порядок и сроки осуществления приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки;
порядок обеспечения исполнения обязательств контрагентом;
порядок и условия изменения (расторжения) договора;
порядок разрешения споров;
заключительные положения;
адреса, банковские реквизиты и подписи сторон;
иные условия, которые названы в законодательном и (или) нормативном правовом акте Российской Федерации существенными;
иные условия, относительно которых должно быть достигнуто соглашение, по заявлению одной из сторон;
иные дополнительные условия;
20.3. соответствие видов деятельности, закрепленных в учредительных документах контрагента (юридического лица), видам деятельности, указанным в предмете договора;
20.4. наличие у лиц, подписывающих договор, полномочий на его подписание;
20.5. наличие у контрагента специальных разрешений (лицензий, сертификатов, свидетельств и т.п.) на выполнение вида деятельности, указанного в предмете договора (в случае заключения договора на выполнение того вида деятельности, на выполнение которого в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение);
20.6. соответствие договора данным документов, прилагаемых к договору;
20.7. соблюдение формы договора;
20.8. соответствие договора типовым контрактам, типовым условиям контрактов, утвержденных в соответствии с законодательными и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации.
21. Правовая оценка договора на предмет соответствия интересам Федерального казначейства заключается в проверке отсутствия в договоре условий, дискриминирующих положение центрального аппарата Федерального казначейства по сравнению с обычными для такого рода договоров условиями.
22. Проверка договора на соответствие правилам оформления осуществляется на:
22.1. наличие следующих примерных разделов:
название договора, отражающее в краткой форме предмет договора;
преамбула (содержит наименование сторон договора, фамилию, имя, отчество полностью и должности лиц, его заключающих, с указанием реквизитов документов, устанавливающих их полномочия, ссылку на пункт, часть, статью федерального закона и (или) иного законодательного (нормативного правового) акта, дату и номер протокола комиссии, являющегося правовым основанием для заключения договора);
предмет договора;
права и обязанности сторон;
цена (стоимость) договора и порядок расчетов;
срок выполнения обязательств сторонами:
срок действия договора;
ответственность сторон, в том числе порядок взыскания неустойки;
порядок приемки товаров, работ, услуг;
порядок обеспечения исполнения обязательств контрагентом;
порядок и условия изменения (расторжения) договора;
порядок разрешения споров;
дополнительные условия;
заключительные положения;
адреса, банковские реквизиты и подписи сторон, место печати (при наличии у контрагента печати, а также в случае заключения договора в письменной форме на бумажном носителе);
иные разделы, в зависимости от вида договора;
приложение(я) (в случае, если к договору имеется приложение(я));
22.2. соблюдение правил формальной логики при изложении содержания или построении структуры договора;
22.3. использование в договоре терминов в едином значении и в соответствии со значением терминов, закрепленных в законодательстве или нормативных правовых актах Российской Федерации, а в случае отсутствия законодательно (нормативно) закрепленного термина общепринятым либо словарным значением;
22.4. соблюдение правил русского языка при составлении договора;
22.5. соблюдение последовательной нумерации разделов, пунктов договора, а также последовательной нумерации приложений (в случае, когда к договору имеется несколько приложений).
IV. Правовая экспертиза проектов закупочных документаций,
включая проекты государственных контрактов, прилагаемые
к таким документациям
23. При проведении правовой экспертизы проектов закупочных документаций, включая проекты государственных контрактов, прилагаемых к таким документациям, за исключением обоснования закупки, обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта, проверяется соответствие документации требованиям законодательства Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
23.1. соответствие выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям законодательства Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
23.2. наличие в проекте закупочной документации необходимых информации и документов, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в зависимости от выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
23.3. отсутствие в проекте закупочной документации требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, если такая проверка не требует специальных познаний сотрудников Юридического управления;
23.4. отсутствие в проекте закупочной документации требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом государственного контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом государственного контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если такая проверка не требует специальных познаний сотрудников Юридического управления;
23.5. наличие проекта государственного контракта.
24. Проверка проекта закупочной документации на соответствие правилам оформления осуществляется на:
24.1. использование в проекте закупочной документации терминов в едином значении и в соответствии со значением терминов, закрепленных в законодательстве или нормативных правовых актах Российской Федерации, а в случае отсутствия законодательно (нормативно) закрепленного термина с общепринятым либо словарным значением;
24.2. соответствие информации, содержащейся в проекте закупочной документации, в проекте государственного контракта, друг другу;
24.3. соблюдение правил русского языка при составлении документации;
24.4. соблюдение последовательной нумерации разделов, пунктов проекта закупочной документации, а также последовательной нумерации приложений (в случае, когда к проекту закупочной документации имеется несколько приложений).
25. Правовая экспертиза проекта государственного контракта, указанного в пункте 23.5 настоящего Порядка, осуществляется в соответствии с разделом III настоящего Порядка с учетом требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
26. Правовая экспертиза проекта закупочной документации проводится в сроки, установленные приказом Федерального казначейства.
V. Правовая экспертиза проектов служебных контрактов
(трудовых договоров)
27. В случае направления на согласование проектов служебных контрактов федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства главной группы должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (трудовых договоров), Юридическим управлением проводится правовая экспертиза проектов служебных контрактов федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства главной группы должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (трудовых договоров) (далее - служебный контракт, трудовой договор).
28. При проведении правовой экспертизы служебного контракта проверяется:
28.1. наличие следующих существенных условий:
наименование замещаемой должности государственной гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
дата начала исполнения должностных обязанностей;
права и обязанности государственного гражданского служащего, должностной регламент;
виды и условия медицинского страхования государственного гражданского служащего и иные виды его страхования;
права и обязанности представителя нанимателя;
условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для государственного гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
условия оплаты труда (размер должностного оклада государственного гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих;
иные условия, обязательные для включения в служебный контракт в соответствии с положениями, установленными законодательством и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации;
28.2. соответствие формы служебного контракта примерной форме служебного контракта, установленной Президентом Российской Федерации;
28.3. наличие полномочий сторон для заключения служебного контракта;
28.4. соответствие служебного контракта данным документов, прилагаемых к служебному контракту.
29. При проведении правовой экспертизы трудового договора проверяется:
29.1. наличие следующих существенных условий:
фамилии, имени, отчества работника и наименования работодателя, заключающих трудовой договор;
сведений о документе, удостоверяющем личность работника;
идентификационного номера налогоплательщика (работника и работодателя);
сведений о представителе работодателя, подписывающего трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
место и дата заключения трудового договора;
место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом;
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;
другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
29.2. непротиворечие дополнительных условий, включенных в трудовой договор, обязательным условиям;
29.3. наличие полномочий сторон для заключения трудового договора;
29.4. соответствие трудового договора данным документов, прилагаемых к трудовому договору.
VI. Правовая экспертиза проектов писем, поступающих
на согласование и визирование в Юридическое управление
30. При проведении правовой экспертизы проектов писем, поступающих на согласование и визирование в Юридическое управление (далее - проект письма), проект письма проверяется на:
соответствие законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации;
соответствие стилистическому оформлению, заключающемуся в непротиворечивом, оптимальном использовании языковых приемов и средств, обеспечивающих понятность и доступность для восприятия содержания текста проекта письма;
наличие необходимых реквизитов;
соответствие иным требованиям, установленным Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства от 3 ноября 2010 года N 287.
VII. Проведение правовой экспертизы проектов концепций,
разрабатываемых Федеральным казначейством
31. При проведении правовой экспертизы проектов концепций, разрабатываемых Федеральным казначейством, осуществляется:
проверка наличия правовых оснований для разработки Федеральным казначейством проекта концепции;
правовая оценка основных идей, целей и задач проекта концепции;
проверка проекта концепции на непротиворечие положениям Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и системообразующим законам Российской Федерации;
оценка соблюдения правил юридической техники;
оценка содержательной определенности, логической завершенности и структурной обоснованности проекта концепции.
32. При проведении правовой экспертизы проектов концепций, разрабатываемых Федеральным казначейством, предметом оценки также является стилистическое оформление проекта концепции, заключающееся в непротиворечивом, оптимальном использовании языковых приемов и средств, обеспечивающих понятность и доступность для восприятия содержания текста проекта концепции.
VIII. Правовая экспертиза исполнительных документов,
поступающих в центральный аппарат Федерального казначейства
33. Юридическое управление проводит правовую экспертизу исполнительных документов, поступающих в центральный аппарат Федерального казначейства.
34. Правовой экспертизе подлежат следующие исполнительные документы:
исполнительный лист;
судебный приказ.
35. Исполнительный лист проверяется на:
35.1. соблюдение срока предъявления его к исполнению;
35.2. соответствие исполнительного листа требованиям, предъявляемым к нему Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2022, N 1, ст. 13), в том числе указание в нем:
наименования и адреса суда, выдавшего исполнительный лист;
дела, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела;
даты принятия судебного акта;
даты вступления в законную силу судебного акта;
сведений о должнике и взыскателе: для организаций - наименование и адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес (если он известен), идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен); фамилия, имя, отчество (при наличии) взыскателя-гражданина, его место жительства или место пребывания; для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;
резолютивной части судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист;
даты выдачи исполнительного документа.
36. Исполнительный лист, выданный на основании судебного акта, должен быть подписан судьей и заверен гербовой печатью суда.
37. Судебный приказ проверяется на:
37.1. соблюдение срока предъявления его к исполнению;
37.2. соответствие судебного приказа требованиям, предъявляемым к нему Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе указание в нем:
номера дела и даты вынесения судебного приказа;
наименования суда, фамилии и инициалов судьи, вынесшего приказ;
наименования, места жительства или места нахождения взыскателя;
сведения о должнике, содержащиеся в заявлении о вынесении судебного приказа: для организации-должника - наименование и адрес, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;
закона, на основании которого удовлетворено требование;
размера денежных сумм, подлежащих взысканию;
размера неустойки, если ее взыскание предусмотрено федеральным законом или договором, а также размер пеней, если таковые причитаются;
реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в случае, если обращение взыскания производится на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
периода, за который образовалась взыскиваемая задолженность по обязательствам, предусматривающим исполнение по частям или в виде периодических платежей.
38. Судебный приказ должен быть оформлен на бланке и подписан судьей.
39. При подготовке сопроводительного письма о возврате исполнительного документа взыскателю Юридическое управление, помимо указания адресов соответствующих органов Федерального казначейства (при наличии открытых в органах Федерального казначейства лицевых счетов должников), а также разъяснения порядка исполнения судебных актов, указывает на несоответствия исполнительных документов требованиям, предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации.
IX. Правовая экспертиза проектов приказов по персональным
(кадровым) вопросам
40. При проведении правовой экспертизы проекта приказа по персональным (кадровым) вопросам (далее - проект кадрового приказа) проверяется:
соответствие положений проекта кадрового приказа законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам, правовым актам Федерального казначейства;
соответствие имен, наименований должностей, названий структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства (либо наименование должностей в территориальных органах Федерального казначейства) и дат информации, указанной в приложенных к проекту кадрового приказа документах-основаниях его издания (заявлении, служебной записке и т.д.);
соблюдение правил юридической техники.
41. Проверка на соответствие правилам юридической техники проводится в соответствии с рекомендациями, указанными в приложении к настоящему Порядку.
X. Правовая экспертиза проектов должностных регламентов
(должностных инструкций) < 3 >
< 3 > Проводится при необходимости.
42. В случае направления на согласование проектов должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудниками Юридического управления проводится правовая экспертиза проектов должностных регламентов (должностных инструкций) (далее - должностной регламент, должностная инструкция).
43. При проведении правовой экспертизы проектов должностных регламентов проверяется:
43.1. наличие следующих обязательных положений:
квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки;
должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
43.2. соответствие содержания положений должностного регламента законодательным и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации, правовым актам Федерального казначейства, положению о структурном подразделении центрального аппарата Федерального казначейства, служебному контракту;
43.3. соответствие должностного регламента примерной форме должностного регламента, установленной для гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства (при наличии).
44. При проведении правовой экспертизы должностной инструкции проверяется соответствие содержания положений должностной инструкции законодательным и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации, соответствующим тарифно-квалификационным справочникам работ и профессий, положению о структурном подразделении центрального аппарата Федерального казначейства, трудовому договору.
XI. Правовая экспертиза проектов документов и документов,
подготовленных в рамках проверок по внешнему контролю
деятельности аудиторских организаций, оказывающих
аудиторские услуги общественно значимым организациям
45. Правовая экспертиза проекта приказа (решения) о назначении (проведении), продлении, приостановлении (возобновлении), внесении изменений, отмене контрольного мероприятия (проверки) осуществляется в соответствии с разделом II настоящего Порядка, в части юридической техники, а также с учетом особенностей, определенных настоящим разделом.
46. При проведении правовой экспертизы проекта приказа о назначении контрольного мероприятия в финансово-бюджетной сфере проверяется:
46.1. соответствие положений проекта приказа законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации;
46.2. наличие в проекте приказа сведений:
о наименовании объекта контроля;
о реквизитах объекта контроля (в том числе основной государственный регистрационный номер (ОГРН), индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
о методе контроля;
о проверяемом периоде, в том числе при последующем контроле;
о теме контрольного мероприятия;
об основании проведения контрольного мероприятия;
о составе должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия (в случае невозможности формирования проверочной (ревизионной) группы уполномоченное на проведение контрольного мероприятия должностное лицо);
о дате начала контрольного мероприятия;
о сроке проведения контрольного мероприятия;
о перечне основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
о привлекаемых независимых экспертах (специализированных экспертных организациях) и (или) специалистах иных государственных органов и (или) специалистах учреждений, подведомственных органу контроля (в случае проведения экспертиз, необходимых для проведения контрольных мероприятий);
46.3. соответствие и согласованность основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия, с полномочиями Федерального казначейства по контролю в финансово-бюджетной сфере, а также с темой и основанием его проведения.
47. Правовая экспертиза проекта приказа о продлении, приостановлении (возобновлении), внесении изменений, отмене контрольного мероприятия в финансово-бюджетной сфере проводится с учетом пункта 46 настоящего Порядка, в ходе которой также проверяется наличие правовых оснований для продления, приостановления (возобновления), внесения изменений, отмены контрольного мероприятия.
48. При проведении правовой экспертизы проекта решения о проведении проверки в рамках внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, проверяется:
48.1. соответствие положений проекта решения законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации;
48.2. наличие в проекте решения сведений:
о должностном лице Федерального казначейства, которым принято решение о проведении проверки;
о правовых основаниях проведения проверки;
о составе должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки (в том числе руководителя проверочной группы), а также привлекаемых к проведению проверки специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;
о наименовании аудиторской организации, в которой проводится проверка (в том числе при назначении проверки аудиторской организации в части деятельности ее филиала);
об адресе места осуществления аудиторской организацией деятельности;
о виде контрольного мероприятия (документарная или выездная проверка);
о перечне контрольных действий, совершаемых в рамках проверки;
о предмете проверки;
о проверочных листах;
о дате проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе сроке непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом;
о сроках проведения проверки;
о перечне документов, представление которых проверяемой аудиторской организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований;
48.3. соответствие и согласованность предмета проверки правовым основаниям ее проведения.
49. Правовая экспертиза иных проектов решений, в том числе предусматривающих продление, приостановление (возобновление) проверки, в рамках внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, проводится с учетом пункта 48 настоящего Порядка на соответствие законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации.
50. Утратил силу. - Приказ Казначейства России от 29.03.2017 N 63.
51. При проведении правовой экспертизы проектов представления, предписания, предупреждения проверяется:
соблюдение формы и требований к содержанию проектов представления, предписания, предупреждения, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
соблюдение сроков для направления представления, предписания, предупреждения;
соответствие проектов представления, предписания решению, принятому руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства относительно реализации результатов контрольного мероприятия в финансово-бюджетной сфере;
корректность ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, договоры, соглашения, государственные контракты при составлении проектов представления, предписания, предупреждения;
соблюдение полномочий Федерального казначейства при подготовке проектов представления, предписания, предупреждения.
52. При проведении правовой экспертизы проектов уведомлений о применении бюджетных мер принуждения проверяется:
соблюдение формы и требований к содержанию уведомления о применении бюджетных мер принуждения, установленных нормативными правовыми актами Федерального казначейства;
согласованность сведений, изложенных в представлении и проекте уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
согласованность сведений, изложенных в акте проверки (ревизии) и уведомлении о применении бюджетных мер принуждения;
наличие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения исчерпывающей информации относительно допущенных бюджетных нарушений;
наличие правовых оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
наличие оснований для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения, а также наличие сумм средств, использованных с нарушением;
корректность ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, договоры, соглашения, в том числе при квалификации бюджетных нарушений, изложенных в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения.
53. При проведении правовой экспертизы проектов документов и документов, перечисленных в настоящем разделе, предметом оценки также является их стилистическое оформление, заключающееся в непротиворечивом, оптимальном использовании языковых приемов и средств, обеспечивающих понятность и доступность для восприятия содержания текста представленных на правовую экспертизу проектов документов и документов.
XII. Правовая экспертиза протоколов
об административных правонарушениях, постановлений
о возбуждении дел об административных правонарушениях,
постановлений по делам об административных правонарушениях,
постановлений о прекращении производства по делам
об административных правонарушениях
54. При проведении правовой экспертизы протокола об административном правонарушении, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и материалов дела об административном правонарушении проверяются:
полномочия лица, составившего процессуальные документы;
наличие правовых оснований (поводов) для составления процессуальных документов, в том числе по окончании административного расследования, по результатам анализа материалов дела;
сведения о надлежащем уведомлении лиц, которым необходимо явиться на составление протокола об административном правонарушении (вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), вынесение постановления по делу об административном правонарушении;
соответствие сведений, изложенных в описательной части процессуальных документов, имеющимся материалам дела;
наличие в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении), постановлении об административном правонарушении, постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении необходимой и исчерпывающей информации, позволяющей оценить обоснованность содержащихся в нем выводов;
соблюдение формы и требований к содержанию процессуальных документов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
корректность ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, договоры, соглашения, государственные контракты и иные документы, необходимые, в том числе, при квалификации нарушений, изложенных в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении), постановлении по делу об административном правонарушении, постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
55. При проведении правовой экспертизы протоколов об административных правонарушениях, постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, постановлений по делам об административных правонарушениях, постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях предметом оценки также является их стилистическое оформление, заключающееся в непротиворечивом, оптимальном использовании языковых приемов и средств, обеспечивающих понятность и доступность для восприятия содержания текста представленных на правовую экспертизу документов.".
Приложение
к Порядку проведения правовой
экспертизы документов
в центральном аппарате
Федерального казначейства,
утвержденному приказом
Федерального казначейства
от 22 октября 2012 г. N 410
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ПРИКАЗОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
При проверке проекта приказа Федерального казначейства следует исходить из следующих правил юридической техники.
I. Структура проекта приказа Федерального казначейства
1. Наименование проекта приказа Федерального казначейства должно соответствовать его содержанию, отражать его суть, в краткой форме раскрывать тему правового регулирования, одновременно наименование не должно быть громоздким, в нем могут содержаться обобщения, выражающие суть самого акта.
2. Текст проекта приказа Федерального казначейства состоит из двух частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной.
3. В констатирующей части кратко указываются цели и мотивы, послужившие основанием для издания приказа Федерального казначейства. Она может начинаться словами "В целях", "Во исполнение", "В связи со служебной необходимостью" и т.д.
4. Если проект приказа Федерального казначейства издается на основании законодательного или нормативного правового акта Российской Федерации, акта Министерства финансов Российской Федерации или Федерального казначейства, то в констатирующей части указывается ссылка на него.
5. При этом констатирующая часть проекта приказа Федерального казначейства:
не содержит самостоятельные нормативные предписания;
не делится на пункты;
не содержит ссылки на приказы, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием проекта приказа;
не содержит дефиниции (понятия (термины), установленные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации), сокращения;
не формулирует предмет регулирования проекта приказа;
не нумеруется.
6. Распорядительная часть проекта приказа Федерального казначейства может делиться на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами (далее - структурные единицы). Пункты делятся на подпункты и (или) на абзацы, не имеющие обозначений.
6.1. Если в проекте приказа Федерального казначейства приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты проекта приказа Федерального казначейства должны иметь ссылки на эти приложения.
6.2. В случае изменения оснований издания приказа Федерального казначейства, внесение изменений в преамбулу не допускается, данный приказ признается утратившим силу, при этом разрабатывается новый приказ Федерального казначейства.
7. Недопустимо изменять нумерацию структурных единиц приказа Федерального казначейства при внесении в него изменений.
8. Если дополнения вносятся в конец приказа Федерального казначейства, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, последним был пункт 5 - дополнить пунктом 6; в пункте 5 последним подпунктом был подпункт 5.3 - дополнить подпунктом 5.4).
9. Если приказ Федерального казначейства дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми обозначениями (например, пункт 3.1, подпункт 4.2.1).
Например:
Внести в приказ Федерального казначейства от... N... "..." следующие изменения:
1. Дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1....".
2. Пункт 4 дополнить подпунктом 4.2.1 следующего содержания:
"4.2.1....".
10. Пункт о порядке вступления в силу употребляется, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного приказа Федерального казначейства (его структурной единицы).
Например:
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.
10.1. Вступление в силу проекта приказа Федерального казначейства может быть обусловлено вступлением в силу положений федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Например:
Настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона от "__" ___________ 20__ г. N ____ "наименование закона".
11. Пункт о вступлении в силу приказа Федерального казначейства вводится последним пунктом в проекте приказа Федерального казначейства или предпоследним пунктом, если в проекте приказа Федерального казначейства имеется пункт о контроле за исполнением приказа Федерального казначейства, и должен включать слова "вступает в силу" и не противоречить срокам, указанным в законодательном или нормативном правовом акте Российской Федерации, акте Министерства финансов Российской Федерации или Федерального казначейства, на основании которого издан приказ Федерального казначейства.
12. Утратил силу. - Приказ Казначейства России от 01.08.2022 N 222.
II. Порядок употребления ссылок
13. Ссылки в пунктах проекта приказа Федерального казначейства на другие пункты проекта приказа Федерального казначейства и приложения к нему, а также на ранее принятые законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, акты Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства применяются в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений (за исключением ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, акты Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, послужившие правовым основанием для издания приказа Федерального казначейства).
14. Ссылки можно делать на вступившие в силу законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, акты Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства. Ссылки на утратившие силу законодательные или нормативные правовые акты Российской Федерации, акты Министерства финансов Российской Федерации или Федерального казначейства недопустимы.
15. Допускаются ссылки на не вступившие в силу законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, акты Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства в случае, если приказ Федерального казначейства и законодательные или нормативные правовые акты Российской Федерации, акты Министерства финансов Российской Федерации или Федерального казначейства, на которые делается ссылка, вступают в силу одновременно.
15.1. Не допускаются в нормативных правовых актах Федерального казначейства ссылки на правовые акты Федерального казначейства или правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти.
16. Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:
Например:
в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации.
17. При необходимости сделать ссылку в проекте приказа Федерального казначейства на федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации указываются реквизиты акта в следующей последовательности: вид акта, дата его подписания, регистрационный номер, наименование и официальный источник опубликования акта и источник официального опубликования акта, которым внесено последнее изменение (в случае, если изменения вносились).
Например:
в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2020, N 44, ст. 6888);
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 11, ст. 1277; 2012, N 33, ст. 4633);
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; 2020, N 6, ст. 677).
18. При ссылке на кодекс Российской Федерации в целом, указываются реквизиты акта в следующей последовательности: наименование кодекса Российской Федерации, официальный источник его опубликования и источник официального опубликования акта, которым внесено последнее изменение (в случае, если изменения вносились).
Например:
регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2022, N 13, ст. 1954).
19. При ссылке на конкретную структурную единицу кодекса Российской Федерации (статью, пункт, подпункт) указывается источник официального опубликования кодекса Российской Федерации и источник официального опубликования акта, которым внесено последнее изменение данную структурную единицу (в случае, если изменения вносились).
При ссылке на конкретную структурную единицу кодекса Российской Федерации (статью, пункт, подпункт), которая была включена в кодекс Российской Федерации после принятия (утверждения) основного акта, указывается источник официального опубликования кодекса Российской Федерации, источник официального опубликования акта законодательства Российской Федерации, которым кодекс Российской Федерации был дополнен соответствующей структурной единицей, и источник официального опубликования акта о внесении в эту структурную единицу последнего изменения (при наличии).
Например:
в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797).
20 - 21. Утратили силу. - Приказ Казначейства России от 01.08.2022 N 222.
22. При ссылке на конкретную структурную единицу законодательного акта Российской Федерации, акта Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации указываются реквизиты акта в следующей последовательности: вид акта, дата его подписания, регистрационный номер, наименование и официальный источник опубликования акта и источник официального опубликования акта, которым внесено последнее изменение в данную структурную единицу (в случае, если изменения вносились).
При ссылке на конкретную структурную единицу законодательного акта Российской Федерации (статью, пункт, подпункт), которая была включена в текст после принятия (утверждения) основного акта, указывается источник официального опубликования законодательного акта Российской Федерации, источник официального опубликования законодательного акта Российской Федерации, которым акт дополнен соответствующей структурной единицей, и источник официального опубликования акта о внесении в эту структурную единицу последнего изменения (при наличии).
Например:
в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2020, N 31, ст. 5050);
в соответствии с пунктом 22.5 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4571; 2020, N 41, ст. 6395);
в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 777 "О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета и едином казначейском счете в части покупки (продажи) ценных бумаг не на организованных торгах по договорам репо и открытия счетов для осуществления таких операций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 37, ст. 4697; 2020, N 42, ст. 6642).
23. При необходимости сделать ссылку в проекте приказа Федерального казначейства на нормативные правовые акты Федерального казначейства и иных федеральных органов исполнительной власти указываются реквизиты в следующей последовательности: вид акта, наименование органа, издавшего акт, дата его подписания, регистрационный номер, наименование, дата регистрации акта в Министерстве юстиции Российской Федерации и его регистрационный номер.
Например:
в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 августа 2020 г. N 166н "О внесении изменений в Порядок исполнения Федеральным казначейством решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении (отмене) указанных решений, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 262н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2020 г., регистрационный N 60469);
в соответствии с приказом Федерального казначейства от 15 мая 2020 г. N 22н "Об утверждении Правил обеспечения наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 ноября 2020 г., регистрационный N 60769).
24. При необходимости сделать ссылку в проекте приказа Федерального казначейства на правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства или иных федеральных органов исполнительной власти указываются реквизиты в следующей последовательности: вид акта, наименование органа, издавшего акт, дата его издания, регистрационный номер, наименование, а также дата и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации) (при наличии).
Например:
в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 19 июня 1995 г. N 07-01-389-95);
в соответствии с приказом Федерального казначейства от 4 августа 2020 г. N 231 "Об организации работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года N 892 "О наделении федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" полномочиями на планирование и осуществление централизованных закупок отдельных товаров для отдельных федеральных органов исполнительной власти".
25. При указании ссылки в проекте приказа Федерального казначейства на нормативные правовые акты или правовые акты Федерального казначейства или иных федеральных органов исполнительной власти, в которые ранее вносились изменения, дополнительно указываются дата издания, номер, дата государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации и регистрационный номер актов, которыми изменения были внесены.
Например:
предусмотренных Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. N 213н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 января 2017 г., регистрационный N 45354), с учетом изменений, внесенных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 198н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2017 г., регистрационный N 49186).
26. Утратил силу. - Приказ Казначейства России от 01.08.2022 N 222.
27. При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный или нормативный правовой акт Российской Федерации при первом его упоминании применяется следующая форма:
Например:
в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2020, N 31, ст. 5047) (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
28. Утратил силу. - Приказ Казначейства России от 01.08.2022 N 222.
29. При необходимости дать ссылку не на весь законодательный или нормативный правовой акт Российской Федерации, правовой акт Министерства финансов Российской Федерации или Федерального казначейства, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Например:
регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 Федерального закона от... N... "...".
30. Ссылки на структурные единицы одного и того же проекта приказа Федерального казначейства оформляются следующим образом:
Например:
содержащиеся в пункте 3 настоящего приказа;
предусмотренные подпунктом 1.3 пункта 1 настоящего приказа.
31. При ссылке в проекте приказа Федерального казначейства на порядок, правила, инструкцию, утвержденные приказом Федерального казначейства, ссылка излагается в следующей редакции:
Например:
согласно Порядку ...... (наименование порядка), утвержденному приказом Федерального казначейства от ...... N ...;
в соответствии с Правилами ...... (наименование правил), утвержденными приказом Федерального казначейства от ...... N ....
Ссылки на приложения к проекту приказа Федерального казначейства, утверждаемые эти же проектом приказа, излагаются в следующей редакции:
Например:
согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
в соответствии с приложением N 2 к настоящему приказу.
31.1. Проект приказа Федерального казначейства может включать сноски, в которых допускается содержание ссылок на акты законодательства Российской Федерации и источники их опубликования, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, их реквизиты и реквизиты их регистрации Министерством юстиции Российской Федерации, правовые акты Федерального казначейства и их реквизиты.
В сносках к проекту приказа Федерального казначейства могут содержаться вводимые сокращения.
Например:
в соответствии с требованиями Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 266-П (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2005 г., регистрационный N 6431) < * > ;
< * > С учетом изменений, внесенных указаниями Центрального банка Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 1725-У (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2006 г., регистрационный N 8416), от 23 сентября 2008 г. N 2073-У (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2008 г., регистрационный N 12430); от 15 ноября 2011 г. N 2730-У (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2011 г., регистрационный N 22528), от 10 августа 2012 г. N 2862-У (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2012 г., регистрационный N 25863), от 14 января 2015 г. N 3532-У (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2015 г., регистрационный N 36063).
утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2022 год < * > согласно приложению к настоящему приказу.
< * > Далее - Программа.
III. Оформление изменений в приказ Федерального казначейства
32. Внесением изменений в приказ Федерального казначейства считается:
замена слов, цифр;
исключение отдельных слов, цифр, словосочетаний, предложений, сносок, знаков препинания с указанием структурных единиц приказа Федерального казначейства, при этом строки и графы таблиц не исключаются, а признаются утратившими силу;
исключение структурных единиц приказа (приложений к приказу);
новая редакция структурных единиц приказа (приложений к приказу);
дополнение структурной единицы приказа новыми словами, цифрами или предложениями;
дополнение структурными единицами приказа (приложениями к приказу).
33. Внесение изменений в приказ Федерального казначейства оформляется в виде отдельного приказа Федерального казначейства.
Если при подготовке правового акта Федерального казначейства выявились необходимость внесения существенных изменений в ранее изданный приказ Федерального казначейства, в том числе изменение наименования, предмета правового регулирования, оснований его издания, или наличие по одному и тому же вопросу нескольких правовых актов Федерального казначейства, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый правовой акт Федерального казначейства.
При необходимости внесения неоднократных изменений в правовые акты Федерального казначейства (для нормативных правовых актов Федерального казначейства не более трех) рекомендуется разработать новый правовой акт Федерального казначейства.
33.1. В наименовании проекта приказа Федерального казначейства о внесении изменений в другой приказ Федерального казначейства должны быть указаны номер и дата акта, в который вносятся изменения, и может быть указано название этого акта.
34. В проекте приказа Федерального казначейства о внесении изменений в приказ Федерального казначейства указываются дата подписания, регистрационный номер, наименование приказа Федерального казначейства, в который вносятся изменения, реквизиты его государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации (если изменения вносятся в нормативный правовой акт Федерального казначейства), а также указываются реквизиты приказов Федерального казначейства, которыми были внесены изменения, реквизиты государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации таких приказов Федерального казначейства (если изменения вносятся в нормативный правовой акт Федерального казначейства (в случае, если в приказ Федерального казначейства ранее вносились изменения)).
Например:
Внести в Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. N 21н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 декабря 2016 г., регистрационный N 44513), с изменениями, внесенными приказами Федерального казначейства от 28 декабря 2017 г. N 36н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 марта 2018 г., регистрационный N 50327), от 1 апреля 2020 г. N 16н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 г., регистрационный N 59029), следующие изменения;
Внести в Методику прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по главе 100 "Федеральное казначейство", утвержденную приказом Федерального казначейства от 3 июня 2020 г. N 182, с изменениями, внесенными приказом Федерального казначейства от 14 сентября 2020 г. N 264, следующие изменения.
35. При внесении изменений в несколько приказов Федерального казначейства, изменения, вносимые в каждый приказ Федерального казначейства, оформляются самостоятельными пунктами в проекте приказа Федерального казначейства.
36. Изменения вносятся в основной приказ Федерального казначейства. Вносить изменения в основной приказ Федерального казначейства путем внесения изменений в изменяющий его приказ недопустимо.
37. Внесение в основной приказ Федерального казначейства правовых норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается отдельный приказ Федерального казначейства.
38. Внесение изменений в приказ Федерального казначейства в обобщенной форме не допускается.
Каждое изменение в приказ Федерального казначейства должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы приказа Федерального казначейства, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну структурную единицу приказа Федерального казначейства (приложение к приказу Федерального казначейства).
39. Если в структурной единице приказа Федерального казначейства заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено следующим образом:
Например:
в пункте 3 слова "..." заменить словами "...".
40. Если в структурной единице приказа Федерального казначейства необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, то применяется следующая формулировка:
Например:
в пункте 10 слова "... (слова указываются в именительном падеже единственного числа)..." в соответствующих числе и падеже заменить словами "... (слова указываются в именительном падеже единственного числа)..." в соответствующих числе и падеже.
41. При внесении дополнений в структурную единицу приказа Федерального казначейства указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Например:
пункт 1 после слов "..." дополнить словами "...";
подпункт 1.3 пункта 1 после слов "..." дополнить словами "...".
42. Внесение нескольких изменений в структурные единицы приказа Федерального казначейства оформляется следующим образом:
Например:
Внести в приказ Федерального казначейства от... N... "..." следующие изменения:
1. В пункте 1 слова "..." заменить словами "...".
2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2....".
3. Пункт 3 после слов "..." дополнить словами "...".
43. В целях сохранения структуры пункта приказа Федерального казначейства:
дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующего пункта приказа Федерального казначейства;
при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция пункта приказа Федерального казначейства, к которому относится абзац;
при исключении абзаца пересчет последующих абзацев не производится. Исключенный абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данный пункт приказа Федерального казначейства.
43.1. В случае исключения сносок изменение в нумерации последующих сносок не производится.
44. При необходимости внесения изменений в состав комиссии, рабочей группы и т.д. в части замены должностных лиц с указанием их фамилии, имени, отчества, должности недопустимо использование термина "слова заменить словами", используются следующие формулировки:
Например:
исключить из состава аттестационной комиссии центрального аппарата Федерального казначейства;
включить в состав аттестационной комиссии центрального аппарата Федерального казначейства;
указать новые должности следующих членов аттестационной комиссии центрального аппарата Федерального казначейства.
45. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Например:
цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126".
46. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Например:
слова "в 5 раз" заменить словами "в 7 раз".
47. Если в проекте приказа Федерального казначейства одновременно с пунктами о внесении изменений в приказ Федерального казначейства содержится пункт о признании приказа Федерального казначейства утратившим силу или пункт с перечнем приказов Федерального казначейства, подлежащих признанию утратившими силу, то в наименовании проекта приказа Федерального казначейства не требуется указывать на признание утратившим силу действующего приказа Федерального казначейства.
48. При внесении изменений в приложение к приказу Федерального казначейства в наименовании проекта приказа Федерального казначейства о внесении изменений необходимо указывать соответствующее приложение или его конкретный вид (правила, порядок, положения, инструкцию, состав комиссии и т.д.), в которое вносятся изменения, а также указать дату подписания и регистрационный номер приказа Федерального казначейства, которым данное приложение утверждено.
Например:
О внесении изменений в Порядок..., утвержденный приказом
Федерального казначейства от... N...
49. При внесении изменений в приказ Федерального казначейства, содержащий несколько приложений, в названии проекта приказа Федерального казначейства о внесении изменений необходимо указывать конкретное приложение с порядковым номером (наименование приложения при этом не указывается), в которое вносятся изменения, а также дату подписания, регистрационный номер и наименование приказа Федерального казначейства, которым соответствующее приложение утверждено.
Например:
О внесении изменений в приложение N 3 к приказу
Федерального казначейства от... N... "..."
50. При внесении изменений и в приказ Федерального казначейства, и в приложения к нему в наименовании проекта приказа Федерального казначейства о внесении изменений достаточно указать дату подписания, регистрационный номер и наименование приказа Федерального казначейства, в который вносятся изменения, без указания на приложения.
Например:
О внесении изменений
в приказ Федерального казначейства от... N... "..."
51. При внесении изменений в несколько приказов Федерального казначейства, имеющих сходный предмет правового регулирования или связанных между собой, в наименовании проекта приказа Федерального казначейства указывается сфера регулирования изменяемых приказов Федерального казначейства.
Например:
О внесении изменений в некоторые приказы
Федерального казначейства по вопросам
противодействия коррупции
При этом, если проектом приказа Федерального казначейства вносятся изменения не более чем в три приказа Федерального казначейства, имеющих сходный предмет правового регулирования или связанных между собой, то в наименовании проекта приказа указываются их реквизиты (номер и дата), без указания их наименования.
Например:
О внесении изменений в приказы Федерального казначейства
от "__" ___________ 20__ г. N ____,
от "__" ___________ 20__ г. N ____,
от "__" ___________ 20__ г. N ____
по вопросам противодействия коррупции
52. Утратил силу. - Приказ Казначейства России от 01.08.2022 N 222.
53. При внесении изменений в отдельную норму приказа Федерального казначейства в наименовании проекта приказа Федерального казначейства о внесении изменений указывается конкретный пункт приказа Федерального казначейства, в который вносятся изменения, дата подписания, регистрационный номер и наименование приказа Федерального казначейства.
Например:
О внесении изменений в пункт 5 приказа
Федерального казначейства от... N... "..."
54. При внесении изменений в отдельную норму приложения к приказу Федерального казначейства в наименовании проекта приказа Федерального казначейства о внесении изменений указывается конкретный пункт приложения к приказу Федерального казначейства, в который вносятся изменения, а также наименование приложения, дата и регистрационный номер приказа Федерального казначейства, которым данное приложение утверждено.
Например:
О внесении изменений в пункт 5 Порядка..., утвержденного
приказом Федерального казначейства от... N...
IV. Признание утратившими силу приказов
Федерального казначейства
55. Проект приказа Федерального казначейства может содержать положение, которым признается утратившим силу приказ Федерального казначейства (его структурная единица, приложение к нему).
Например:
Признать утратившим силу приказ Федерального казначейства от... N... "...";
Признать утратившим силу пункта 2 приказа Федерального казначейства от... N... "...".
56. Признавать приказ Федерального казначейства (его структурную единицу, приложение к нему) утратившим силу следует отдельным пунктом в проекте приказа Федерального казначейства, устанавливающем новое правовое регулирование, отдельным пунктом в проекте приказа Федерального казначейства о внесении изменений в приказы Федерального казначейства и признании утратившими силу некоторых приказов Федерального казначейства, а также самостоятельным проектом приказа Федерального казначейства.
56.1. Приказы Федерального казначейства, имеющие различный предмет правового регулирования, должны признаваться утратившими силу отдельными проектами приказов Федерального казначейства.
57. При признании утратившим силу приказа Федерального казначейства (его структурной единицы, приложения к нему) одновременно признаются утратившими силу все приказы Федерального казначейства, которыми в приказ Федерального казначейства (его структурную единицу, приложение к нему) ранее вносились изменения.
57.1. Приказ Федерального казначейства о внесении изменений в приказ Федерального казначейства либо его отдельную структурную единицу может быть признан утратившим силу только вместе с приказом Федерального казначейства (его отдельной структурной единицей), в который (которую) вносились изменения.
57.2. Приказ Федерального казначейства, содержащий служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой "Для служебного пользования"), признается утратившим силу (не подлежащим применению) приказом Федерального казначейства, содержащим пометку "Для служебного пользования".
58. При включении в проект приказа Федерального казначейства нормативного правового акта Федерального казначейства, подлежащего признанию утратившим силу, должны быть указаны вид акта, дата его подписания, регистрационный номер, наименование, дата регистрации акта в Министерстве юстиции Российской Федерации и его регистрационный номер.
59. При включении в проект приказа Федерального казначейства правового акта Федерального казначейства, подлежащего признанию утратившим силу, должны быть указаны вид акта, дата его подписания, регистрационный номер, наименование, а также дата и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации) (при наличии).
60. В проекте приказа Федерального казначейства приказы Федерального казначейства, подлежащие признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания приказы Федерального казначейства располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
61. Если в приказе Федерального казначейства остался один пункт после того, как остальные утратили силу, и он подлежит признанию утратившим силу, то необходимо признавать утратившим силу весь приказ Федерального казначейства полностью, а не один только этот пункт.
62. Приказы Федерального казначейства временного характера признаются утратившими силу только в том случае, если срок их действия не истек.
63. Если приказ Федерального казначейства еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется слово "отменить".