ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 марта 2020 г. N 44-КА20-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-244/2019 по кассационной жалобе Черопита Ольги Трофимовны на решение Дзержинского районного суда города Перми Пермского края от 22 февраля 2019 года, которым отказано в удовлетворении ее административного иска к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Перми о признании задолженности по страховым взносам и пеням безнадежной к взысканию, обязанности по уплате данной задолженности - прекращенной, а также апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 20 мая 2019 года об оставлении решения суда без изменения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителей инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Перми Картузовой М.В. и Панкова А.В., представителя Пенсионного фонда Российской Федерации Конева Д.В., представителей Фонда социального страхования Российской Федерации Маслаковой О.Ю. и Селезневой К.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Черопита О.Т., имевшая статус индивидуального предпринимателя с 19 июня 2009 года по 15 мая 2013 года, была зарегистрирована в пенсионном фонде как лицо, производящее выплаты и иные вознаграждения физическим лицам с 1 октября 2009 года по 6 мая 2013 года, являлась плательщиком страховых взносов, которые в добровольном порядке не уплачивала, в связи с этим Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Перми направлялись требования об уплате недоимки по страховым взносам:
- от 7 декабря 2011 года на обязательное пенсионное страхование в размере 584 417 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 114 635 рублей и пеней в размере 47 015,89 рублей;
- от 13 июня 2012 года на обязательное пенсионное страхование в размере 509 073 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 99 856 рублей и пеней в размере 90 313,65 рублей;
- от 15 июня 2012 года на обязательное пенсионное страхование в размере 313 124,05 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 72 587,85 рублей и пеней в размере 10 133,99 рублей;
- от 28 августа 2012 года на обязательное пенсионное страхование в размере 314 125,15 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 72 819,92 рублей и пеней в размере 41 178,7 рублей;
- от 7 ноября 2012 года на обязательное пенсионное страхование в размере 64 602,57 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 14 885,52 рублей и пеней в размере 38 715,11 рублей;
- от 6 октября 2015 года - пеней в размере 146 618,19 рублей;
- от 12 октября 2016 года - пеней в размере 238 209,20 рублей.
Кроме этого, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Перми принимало решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, от 16 февраля 2012 года, от 25 июля 2012 года, от 26 июля 2012 года, от 9 октября 2012 года, от 5 декабря 2012 года, а также постановления об их взыскании за счет имущества плательщика от 19 июня 2012 года, от 22 октября 2012 года, от 24 октября 2012 года, от 21 января 2013 года, от 25 марта 2013 года, на основании которых возбуждались исполнительные производства: от 27 августа 2012 года N 51499/12/50/59 с предметом исполнения - страховые взносы в размере 710 332,89 рублей, от 31 октября 2012 года N 75413/12/50/59 с предметом исполнения - страховые взносы в размере 679 273,31 рублей, от 31 октября 2012 года N 75529/12/50/59 с предметом исполнения - страховые взносы в размере 269 858,59 рублей, от 14 февраля 2013 года N 5985/13/50/59 с предметом исполнения - страховые взносы в размере 428 123,77 рубля, от 17 апреля 2013 года N 24051/13/50/59 с предметом исполнения - страховые взносы в размере 117 812,68 рублей.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Перми, получив в марте 2017 года запрос инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району города Перми о направлении документов, подтверждающих принятие в отношении Черопита О.Т. мер взыскания задолженности по страховым взносам по состоянию на 31 декабря 2016 года, представила уведомление о наличии задолженности от 13 апреля 2017 года N 03-04/4907, согласно которому на эту дату у Черопита О.Т. имеется задолженность на сумму основного долга по недоимке в размере 1 790 691,61 рублей и пеней в размере 1 047 108,50 рублей, а всего задолженность в размере 2 837 800,11 рублей за первый квартал 2011 года, 2012 и 2013 годы, указав в приложении соответствующие документы, а также решения судов от 5 июня 2014 года по делу N 2-2107/14, от 24 ноября 2014 года по делу N 2-4473/14, от 31 августа 2015 года по делу N 2-3346/2015, подтверждающие размер задолженности.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району города Перми направила Черопита О.Т. требование N 23251 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 1 октября 2018 года: 1 790 691,61 рублей - размер недоимки, 28 994,27 рублей - сумма пеней, указав справочно общую задолженность 2 113 905,16 рублей.
Ответами управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Перми и инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району города Перми, соответственно, от 17 сентября 2018 года и 29 октября 2018 года Черопита О.Т. сообщено об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о списании задолженности по страховым взносам.
Черопита О.Т. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании указанной в требовании N 23251 задолженности по страховым взносам и пеням безнадежной к взысканию в связи с утратой возможности принудительного взыскания, а ее обязанности по уплате данной задолженности - прекращенной.
В обоснование своих требований заявитель ссылалась на образование недоимки по страховым взносам до 15 мая 2013 года, истечение срока взыскания и непринятие налоговым органом мер для принудительного взыскания.
В судебном заседании представитель административного истца, настаивая на удовлетворении заявленных требований, дополнительно указал на необходимость применения к возникшим отношениям Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Дзержинского районного суда города Перми Пермского края от 22 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 20 мая 2019 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Черопита О.Т. просит данные судебные акты отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении ее административного иска.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Относительно доводов кассационной жалобы инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Перми и межрайонным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе города Перми представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений против ее удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, в силу части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении и разрешении настоящего административного дела суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что к возникшим правоотношениям часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ, устанавливающая требование о признании безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, не применяется исходя из части 11 статьи 14 этого же закона, согласно которой названная норма не применяется к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу упомянутого закона. Суды сослались на положения подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации и сделали вывод, что налоговым органом не утрачена возможность взыскания недоимки по страховым взносам и пеней, поскольку установленный законом срок не истек. При этом суды приняли во внимание, что управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Перми приняты соответствующие решения о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней, которые исполнялись судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и указали, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа, содержащего требования о взыскании периодических платежей, в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока (часть 4 статьи 21, часть 4 статьи 46 данного федерального закона).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами судов первой и апелляционной инстанций не согласилась.
До 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Данный федеральный закон к плательщикам страховых взносов наряду с другими лицами относит индивидуальных предпринимателей как лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, возлагает обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (подпункт "б" пункта 1 части 1 статьи 5, часть 1 статьи 18).
В соответствии с частью 5 статьи 15 этого же федерального закона ежемесячный обязательный платеж (страховые взносы, уплачиваемые в течение расчетного периода, - часть 4 этой статьи) подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В случае неуплаты индивидуальным предпринимателем в установленный срок или неполной уплаты страховых взносов производится принудительное взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 названного федерального закона (части 2 и 3 статьи 18).
До принятия решения о взыскании страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного федерального закона (часть 3 статьи 19).
По общему правилу требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется индивидуальному предпринимателю уполномоченным органом в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки - в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения (части 2 и 3 статьи 22 этого же федерального закона).
Обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах индивидуального предпринимателя в банках на основании решения о взыскании уполномоченного органа, который направляет в соответствующий банк поручение на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения данного срока (части 1, 2 и 5 (в редакции, действующей до 21 декабря 2013 года) статьи 19 названного федерального закона).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о таких счетах уполномоченный орган вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счет иного имущества индивидуального предпринимателя в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (часть 14 статьи 19, части 2 и 3 (в редакции до 21 декабря 2013 года) статьи 20 этого же федерального закона).
С 1 января 2017 года Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратил силу, процедура взыскания страховых взносов с указанной даты регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами названных фондов, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ).
Федеральный законодатель в статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 4 данной статьи), закрепляя в подпунктах 1 - 4 пункта 3 конкретные основания прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора, указал, что таковыми могут быть признаны иные обстоятельства, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5).
Так, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из взаимосвязанного толкования приведенных норм статей 44 и 59 Налогового кодекса Российской Федерации, исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Следовательно, для правильного разрешения заявленных административных исковых требований суду первой инстанции необходимо было применить приведенные выше законоположения, действующие на момент возникновения спорных правоотношений, проверить, не утрачена ли была возможность взыскания недоимки по страховым взносам и пеней управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Перми на 1 января 2017 года и инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Перми после указанной даты, для чего проверить процедуру взыскания страховых взносов, в том числе соблюдение налоговым органом порядка, а также сроков взыскания недоимки по страховым взносам.
Между тем эти обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного дела, как это предписывает часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не были определены в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, не были истребованы доказательства, подтверждающие объяснения административного ответчика о том, что срок взыскания недоимки по страховым взносам и пеней в размере, указанном в требовании N 23251, не истек, представленным в материалы административного дела доказательствам правовая оценка в соответствии со статьей 84 названного кодекса не дана. В этой части следует также отметить, что материалы административного дела не содержат других материалов исполнительных производств, кроме постановлений об их возбуждении, в том числе в материалах административного дела отсутствуют копии постановлений об окончании исполнительных производств и о возвращении взыскателю исполнительных документов.
При таком положении, оставляя без удовлетворения административный иск Черопита О.Т. по мотиву соблюдения налоговым органом сроков по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам, судебные инстанции фактически отказали ей в судебной защите, что является недопустимым, противоречит задачам административного судопроизводства и свидетельствует о существенном нарушении норм материального и процессуального права, которые могут повлиять на исход административного дела.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты являются незаконными, в связи с чем, данные судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь положениями части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Дзержинского районного суда города Перми Пермского края от 22 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 20 мая 2019 года отменить.
Административное дело N 2а-244/2019 по административному иску Черопита Ольги Трофимовны к инспекции федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Перми о признании задолженности по страховым взносам и пеням безнадежной к взысканию, обязанности по уплате данной задолженности - прекращенной направить на новое рассмотрение в Дзержинский районный суд города Перми Пермского края в ином составе судей.