КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2018 г. N 1637-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ПАВЛОВОЙ АННЫ ЮРЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
СТАТЬЕЙ 114 И ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 119 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки А.Ю. Павловой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка А.Ю. Павлова оспаривает конституционность следующих положений Налогового кодекса Российской Федерации:
статьи 114 "Налоговые санкции", в соответствии с которой, в частности, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей данного Кодекса (пункт 3);
пункта 1 статьи 119 "Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)", согласно которому непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Как следует из представленных материалов, решением налогового органа заявительница привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (несвоевременное представление декларации по налогу на доходы физических лиц, на основании которой данный налог подлежал уплате в бюджет). Вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции было отказано в удовлетворении требований А.Ю. Павловой о признании незаконным решения налогового органа. При этом суд не усмотрел оснований для применения смягчающих ответственность заявительницы обстоятельств, на которые она ссылалась при рассмотрении дела (неумышленное нарушение закона, совершение правонарушения впервые и др.).
По мнению А.Ю. Павловой, оспариваемые положения Налогового кодекса Российской Федерации позволяют взыскивать с налогоплательщиков несоразмерный штраф без учета всех смягчающих ответственность обстоятельств, а потому не соответствуют статьям 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации федеральный законодатель, закрепляя составы правонарушений и меры ответственности за их совершение, связан вытекающими из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериями необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым целям; предусматривая для совершивших правонарушения лиц наказания в виде штрафа, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения лица к ответственности обеспечивать адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное правонарушение (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 12-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П и др.).
Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет в пункте 1 статьи 119 ответственность налогоплательщиков за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации и, предусматривая налоговую санкцию в виде штрафа в размере 5 процентов от неуплаченной суммы налога (за каждый месяц со дня, установленного для представления этой декларации), но не более 30 процентов указанной суммы, ограничивает тем самым максимальный размер наказания за совершение данного налогового правонарушения. При этом федеральный законодатель предусмотрел правила, позволяющие учитывать смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельства.
Такие обстоятельства устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (пункт 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации). При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 114).
Таким образом, данное регулирование позволяет учесть как характер и степень вины нарушителя, так и иные заслуживающие внимание обстоятельства, в результате чего может быть снижен размер штрафа, что согласуется с приведенными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в отношении условий применения мер государственного принуждения в виде юридической ответственности.
Следовательно, оспариваемые нормы Налогового кодекса Российской Федерации сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы в указанном ею аспекте. Кроме того, А.Ю. Павлова не лишена возможности обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате начисленного ей штрафа в порядке, предусмотренном главой 9 "Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа" Налогового кодекса Российской Федерации.
Разрешение же вопроса об оценке и применении в конкретном деле заявительницы смягчающих ответственность обстоятельств не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Павловой Анны Юрьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН