1. В случае предоставления отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате сумм налогов и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.
2. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.
Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
3. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.
В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, обязанность по уплате которого обеспечена поручительством, налоговый орган в течение тридцати дней со дня возникновения задолженности в связи с неисполнением такой обязанности направляет поручителю требование об уплате денежной суммы по договору поручительства.
Налоговый орган применяет меры по взысканию с поручителя сумм, обязанность по уплате которых обеспечена поручительством, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 - 48 настоящего Кодекса, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по договору поручительства.
4. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
5. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.
6. Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
6. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
7. Правила настоящей статьи применяются также в отношении поручительства при уплате сборов, страховых взносов.
Комментарий к ст. 74 НК РФ
Поручитель - лицо, которое обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.
Поручительство - один из способов обеспечения обязательств.
Нормы, указанные в комментируемой статье, регулируют порядок применения поручительства в налоговой сфере. Рассматриваемые правила применяются также в отношении поручительства при уплате сборов. Применение налогового поручительства позволяет государству гарантированно получить причитающиеся налоги и пени не с налогоплательщика, а с другого лица - поручителя. Безусловно, это повышает вероятность своевременной и полной уплаты платежей. Налоговое поручительство не противоречит принципам налогового регулирования.
Во-первых, в Налоговом кодексе нет нормы о том, что налоговая обязанность исполняется только лично налогоплательщиком.
Во-вторых, поручитель возлагает на себя соответствующие обязанности добровольно в силу договора.
1. Общее основание для применения поручительства в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности сформулировано в п. 1 комментируемой статьи - изменение сроков исполнения обязанностей по уплате налогов:
а) единственным основанием для заключения договора о поручительстве (для целей налогообложения) является изменение сроков уплаты налогов;
б) применение поручительства - право налоговых органов. Налоговые органы самостоятельно решают вопрос о том, прибегать ли к данному способу обеспечения обязанности по уплате налогов или применить другой способ (например залог, ст. 73 НК РФ) либо вовсе не обеспечивать исполнение данной обязанности;
в) о формах изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов см. ст. ст. 64 - 67 НК РФ.
2. В пункте 2 комментируемой статьи дается определение поручительства (для целей налогообложения):
Поручительство - это сделка (а конкретнее - договор, ст. 154 ГК РФ), совершаемая:
1) между налоговым органом и поручителем;
2) когда изменены сроки исполнения обязанностей по уплате налогов третьим заинтересованным лицом (плательщиком, налоговым агентом и т.д.);
При этом поручитель (заключивший договор с налоговым органом) обязывается:
а) исполнить в полном объеме обязанность заинтересованного лица по уплате налога (если последнему был изменен срок его уплаты);
б) исполнить упомянутую обязанность лишь постольку, поскольку само заинтересованное лицо не уплатило: сумму налога (т.е. сумму задолженности по налогу, образовавшейся вследствие изменения срока его уплаты); сумму соответствующих пеней (начисляемых на сумму указанной задолженности по правилам ст. ст. 67, 75 НК РФ).
Другими словами: сущность налогового поручительства заключается в том, что поручитель обязывается перед налоговым органом исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Указание в законе на ответственность поручителя за уплату налога и пени говорит об ограничении ответственности поручителя в налоговых отношениях только этими суммами. Налоговые органы не могут произвольно изменить пределы этой ответственности. Кроме того, как представляется, договор налогового поручительства (в отличие от гражданско-правового) не может быть заключен для обеспечения налоговой обязанности, которая может возникнуть в будущем. Такой вывод основан на буквальном толковании п. 2 комментируемой статьи;
в) договор поручительства:
- должен быть в письменной форме, в соответствии с правилами гражданского законодательства (ст. ст. 361 - 367 ГК РФ). Такое регулирование возможно на основании пункта 3 статьи 2 ГК РФ. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства;
- подлежит государственной регистрации в налоговом органе по месту учета налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня заключения договора. Это отличительная особенность именно налогового поручительства, ведь гражданское законодательство не предусматривает подобной государственной регистрации, ограничиваясь лишь указанием на обязательную письменную форму договора поручительства (ст. 362 ГК РФ). В налоговых органах необходимо вести реестр заключенных договоров поручительства.
На основании норм, изложенных в статьях 74 НК РФ и 433 ГК РФ, делаем следующий вывод о том, что договор поручительства считается заключенным с момента его регистрации в налоговом органе.
В пунктах 3 - 4 комментируемой статьи установлены правовые последствия неисполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности, обеспеченной поручительством. Указанные последствия адресованы налоговому органу и поручителю.
3. Правила, предусмотренные п. 3 комментируемой статьи, состоят в том, что:
а) они применяются лишь в той мере, в какой:
- плательщик не исполнил обязанности по налогу (срок уплаты которого был перенесен, т.е. нарушил уже новый срок);
- плательщик не исполнил обязанности по уплате сбора;
- исполнение обязанности по уплате налогов было обеспечено договором поручительства, заключенным в установленном законом порядке;
б) они возлагают на поручителя и плательщика солидарную ответственность за неисполнение последним обязанности по своевременной уплате налога. Иначе говоря:
- налоговый орган вправе требовать исполнения этой обязанности как от налогоплательщика непосредственно, так и от поручителя. Выбор - за налоговым органом, налоговый орган вправе требовать совместного исполнения обязанности по уплате налогов налогоплательщиком и поручителем;
- налоговый орган, не получивший полного удовлетворения своего требования от поручителя, вправе требовать недополученное от налогоплательщика, и наоборот;
- и налогоплательщик, и поручитель (как солидарные должники) остаются обязанными по налогам, пока такая обязанность не будет исполнена в полном объеме;
- исполнение обязанности по налогам одним из упомянутых выше лиц освобождает от этой обязанности перед налоговым органом другое лицо. Принудительное взыскание налога (и причитающихся пеней) с поручителя производится налоговым органом лишь в судебном порядке.
4. В пункте 4 комментируемой статьи законодатель устанавливает следующее:
а) поручитель, исполнивший свои обязательства по договору, заключенному с налоговым органом, одновременно освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности по уплате указанных сумм;
б) с другой стороны, к такому поручителю переходит право требовать от налогоплательщика:
1) уплаченных сумм;
2) процентов, начисленных на сумму задолженности по уплате налогов и сборов (эти проценты начисляются в порядке и размерах, предусмотренных п. 4 ст. 64, п. 5 ст. 65, пп. 6, 7 ст. 67 НК РФ);
3) возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов.
Эти убытки включают в себя:
1) реальный ущерб, то есть расходы, которые поручитель произвел (например, по уплате банковских процентов, так как он вынужден был получить кредит в банке, чтобы исполнить свои обязанности по договору);
2) упущенную выгоду (неполученный доход), т.е. доходы, которые он получил бы, если бы ему не пришлось исполнить (вместо налогоплательщика) обязанность по уплате налогов и отвлекать на эти цели свои денежные средства (ст. 15 ГК РФ, ст. 103 НК РФ).
5. Правила пункта 5 статьи 74 комментируемого Кодекса устанавливают, что или кто может выступать поручителем:
а) поручителем может выступать не любая организация, а лишь юридические лица. С другой стороны, эти юридические лица могут быть как коммерческими (например, АО, ООО), так и некоммерческими организациями (например, благотворительные фонды, союзы, ассоциации);
б) поручителем может быть и любое физическое лицо;
в) в качестве поручителей вправе одновременно выступать сразу несколько лиц:
- два и более юридических лица;
- два и более физических лица;
- и юридические лица, и физические лица.
По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей. Закон не запрещает налоговым органам заключать одновременно несколько договоров с одним и тем же поручителем, в том числе и при обеспечении обязательств разных должников. Во всех случаях налоговым органам целесообразно истребовать у будущего поручителя документы, подтверждающие его способность обеспечить исполнение налоговой обязанности (например, справки из банков о наличии и размере денежных средств этого лица);
г) другой стороной договора поручительства является:
- налоговый орган по месту учета налогоплательщика или иного заинтересованного лица;
- вышестоящий налоговый орган;
д) возможность участия в договоре нескольких налоговых органов пункт 5 статьи 74 Кодекса не предусматривает.
6. Нормы пункта 6 комментируемой статьи императивно предписывают применять к правоотношениям, возникающим при установлении поручительства, положения гражданского законодательства РФ, но лишь в той мере, в какой иное не предусмотрено не только самим Кодексом, но и другими актами законодательства о налогах и сборах. В частности, нормы гражданского законодательства следует применять к поручительству, упомянутому в статье 74 НК РФ, с учетом того, что:
- одной стороной в таком договоре поручительства всегда является налоговый орган;
- налоговый орган не вправе отказаться принять надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов и сборов от поручителя (в гражданско-правовых отношениях это допускается);
- поручительство не может быть прекращено вследствие перевода плательщиком своей обязанности по налогам на другое лицо, в то время как статья 367 ГК РФ допускает прекращение поручительства и по такому основанию.
Для государства и представляющего его налогового органа имеет важное значение правило о солидарной ответственности поручителя и налогоплательщика (ст. 322, п. 1 ст. 363 ГК РФ и п. 3 ст. 74 НК РФ). Если в отношениях налогового поручительства участвуют несколько поручителей, требование об уплате налогов (сборов) может быть предъявлено к каждому из них (полностью или частично).
7. В пункте 7 комментируемой статьи законодатель устанавливает, что правила комментируемой статьи применяются и в отношении поручительства при уплате сборов. Поэтому выше все время подчеркивалось, что речь идет о поручительстве при изменении срока исполнения обязанностей по уплате налогов (а не только налогов).
Следует обратить внимание на то, что для целей налогообложения поручителем может быть и банк (так как нормы НК не предусматривают такой способ обеспечения обязанности по уплате налогов, как банковская гарантия).
Судебная практика по статье 74 НК РФ
Такой правовой институт характерен не только для частных, но и для публичных правоотношений, в частности - налоговых (статья 74 Налогового кодекса Российской Федерации), таможенных (статья 146 Закона N 311-ФЗ, статья 62 Закона N 289-ФЗ).
В таможенных правоотношениях поручительство является одним из механизмов обеспечения уплаты таможенных пошлин, оформляется договором поручительства между таможенным органом и поручителем.
Определение Верховного Суда РФ от 13.09.2021 N 304-ЭС21-11686(4) по делу N А45-873/2019
Проверив обоснованность и размер требования кредитора, руководствуясь статьями 71, 100, 213.8 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 48, 74 Налогового кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт неуплаты (неполной уплаты) в установленный срок налога, обязанность по уплате которого обеспечена поручительством, а также признав, что уполномоченным органом соблюден срок на принудительное взыскание налога, суды пришли к выводу об обоснованности заявленного требования и его включении в реестр требований кредиторов должника.