1. Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе - виды водопользования):
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
2. Не признаются объектами налогообложения:
1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
12) пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садовых, огородных земельных участков и земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 11, 333.9, 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 10.1, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 11.09.2012 N 5580/12, суды первой и апелляционной инстанций признали оспоренное решение налогового органа законным и обоснованным, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2020 N 310-ЭС20-6369 по делу N А23-8135/2018
Основанием для доначисления налога послужил вывод инспекции о необоснованном применении заявителем налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 12 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса, поскольку налогоплательщиком не представлено доказательств использования в спорных периодах забранной воды из скважин на основании лицензии от 25.02.2009 серия КЛЖ N 52988 ВЭ в целях обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.
Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2019 N 302-КГ18-19243 по делу N А58-4586/2017
Соглашаясь с выводами налогового органа, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 333.8, 333.9, 333.10, 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, и исходили из позиции, что обычная налоговая ставка подлежит применению к объему подземных вод, забранному в пределах разрешенного лимита, установленного соответствующей лицензией. Поскольку у общества разрешенный объем (лимит) водозабора отсутствует, осуществляемое им водопотребление является неразрешенным (сверхлимитным) и ко всему объему потребленных вод подлежит применению повышенная налоговая ставка.
Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2017 N 304-КГ17-12104 по делу N А81-6318/2016
В этой связи, руководствуясь положениями статей 333.8 и 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 19.1 Закона о недрах, статьями 3, 9, 52 Водного кодекса Российской Федерации, с учетом писем Минфина России от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 и от 15.05.2012 N 03-06-05-01/60 судами сделан вывод, что использование налогоплательщиком воды при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом и оплачивается именно путем уплаты названного налога.