Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией:
1) товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";
2) следующих товаров:
товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса;
сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, и аналоги которых не производятся в Российской Федерации.
Положения абзаца третьего настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенные органы документа, подтверждающего целевое назначение таких сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в установленном указанным федеральным органом исполнительной власти порядке.
В случае ввоза таких сырья и комплектующих изделий с территории государства - члена Евразийского экономического союза данный документ представляется в налоговый орган;
3) утратил силу. - Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ;
4) культурных ценностей, приобретенных государственными или муниципальными учреждениями, культурных ценностей, полученных в дар государственными и муниципальными учреждениями культуры, государственными и муниципальными архивами, а также культурных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации.
Положения настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенные органы подтверждения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, либо в случае, если приобретенные, полученные в дар культурные ценности являются документами Архивного фонда Российской Федерации или другими архивными документами, подтверждения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, о соблюдении условий, установленных абзацем первым настоящего подпункта;
4.1) культурных ценностей, не указанных в подпункте 4 настоящей статьи, при условии их отнесения к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.
Положения настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенные органы экспертного заключения, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, содержащего вывод об отнесении исследуемого движимого предмета к культурным ценностям;
5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
6) товаров, произведенных в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;
7) технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
8) необработанных природных алмазов;
9) товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
10) валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг - акций, облигаций, сертификатов, векселей;
11) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации;
12) судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, а также судов, подлежащих регистрации в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края";
13) товаров, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, перемещаемых в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов;
14) утратил силу. - Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ;
15) утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 314-ФЗ;
16) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов, и гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга для проведения неродственной трансплантации.
Положения настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенные органы соответствующего разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения;
17) расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, по перечню и в порядке, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
К расходным материалам в целях настоящего подпункта относятся товары, срок полезного использования которых не превышает одного года и которые предназначены для осуществления научно-исследовательской и научно-технической деятельности, а также экспериментальных разработок;
18) утратил силу с 1 июля 2016 года. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 239-ФЗ;
19) племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенной птицы (племенного яйца); семени (спермы), полученного от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, по перечню кодов видов продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
При ввозе товаров, указанных в настоящем подпункте, из стран, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза, положения настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенный орган заключения об отнесении сельскохозяйственных животных и полученных от них семени и эмбрионов к племенной продукции (материалу), выданного в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 1995 года N 123-ФЗ "О племенном животноводстве".
При ввозе товаров, указанных в настоящем подпункте, из государств - членов Евразийского экономического союза положения настоящего подпункта применяются при условии представления в налоговый орган племенного свидетельства (паспорта) на ввозимую племенную продукцию (материал), выданного уполномоченным органом страны-экспортера;
20) гражданских воздушных судов при условии представления в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.
В случае непредставления документа, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, предусмотренный настоящим подпунктом ввоз гражданских воздушных судов освобождается от налогообложения при представлении в таможенный орган обязательства налогоплательщика по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, представить в течение 90 календарных дней с даты регистрации таможенной декларации в таможенный орган документ, указанный в абзаце первом настоящего подпункта.
В случае, если по истечении срока, установленного абзацем вторым настоящего подпункта, налогоплательщик, представивший в таможенный орган обязательство налогоплательщика, указанное в абзаце втором настоящего подпункта, не представил в таможенный орган копию свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, сумма налога, исчисленная при таможенном декларировании гражданского воздушного судна, уплачивается этим налогоплательщиком не позднее дня, следующего за днем истечения срока, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации сумма налога, исчисленная при таможенном декларировании гражданского воздушного судна, освобождение от уплаты которой при ввозе гражданского воздушного судна предусмотрено настоящим подпунктом, подлежит уплате налогоплательщиком, представившим в таможенный орган копию свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, в день исключения данных из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации. Положения настоящего абзаца не распространяются на исключение данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в следующих случаях:
списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации в связи с невозможностью использования данного судна по назначению (в качестве транспортного средства);
реализация гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранной организации при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации.
В целях контроля за соблюдением требований, установленных настоящим подпунктом, для применения освобождения от уплаты налога при ввозе гражданских воздушных судов на территорию Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, направляет с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, сведения о включении данных о гражданских воздушных судах в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также сведения об исключении данных о гражданских воздушных судах и о причинах исключения этих данных из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела;
21) утратил силу с 1 января 2023 года. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 324-ФЗ;
22) авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов (за исключением сверхлегких пилотируемых воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее), а также печатных изданий, опытных образцов и (или) их составных частей, необходимых для разработки, создания и (или) испытания гражданских воздушных судов и (или) авиационных двигателей.
Положения настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенный орган документа, подтверждающего целевое назначение ввозимого товара, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, по форме и в порядке, которые установлены указанным федеральным органом исполнительной власти.
2. Утратил силу. - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
- Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
- Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
При рассмотрении спора суды трех инстанций, руководствуясь положениями статей 149, 150 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании", Закон N 289-ФЗ), пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае основания для применения обществом льготы по уплате таможенных платежей по указанным декларациям отсутствовали.
Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2022 N 304-ЭС19-21374 по делу N А67-1679/2018
Учитывая, что льгота в соответствии с пунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляется оборудованию, являющемуся производственной линией по изготовлению ДСП, которое обеспечивает достижение типовой производительности плиты ДСП - 909 м? в сутки, что установлено в настоящем случае, суды пришли к выводу о наличии оснований для применения обществом льготы по НДС относительно ввезенного по итоговой ДТ N 10611040/130415/0001328 товара.
Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2022 N 305-ЭС22-2880 по делу N А41-83858/2020
Признавая оспариваемое требование таможенного органа незаконным, суды исходили из представленных в материалы дела доказательств, в том числе регистрационных удостоверений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, руководствуясь при этом положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статьями 149, 150 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2022 N 305-ЭС22-9875 по делу N А41-25502/2021
При рассмотрении спора суды трех инстанций, руководствуясь положениями статей 149, 150 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании", Федеральный закон N 289-ФЗ), исходя из Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае основания для применения обществом льготы по уплате таможенных платежей по указанным ДТ отсутствовали.
Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2022 N 305-ЭС22-19660 по делу N А40-109234/2020
Разрешая спор, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого решения ввиду несоблюдения заявителем условия для освобождения от уплаты НДС на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 и подпункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации. Суды исходили из того, что в отношении товаров задекларированных по ДТ, подлежит применению ставка НДС в размере 20%.
Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2022 N 305-ЭС22-21194 по делу N А40-220487/2021
Разрешая спор, суд кассационной инстанций пришли к выводу о законности оспариваемых решений ввиду несоблюдения заявителем условия для освобождения от уплаты НДС на основании положений статей 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2023 N 305-ЭС23-6316 по делу N А40-93039/2022
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь положениями статей 149, 150 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, от 27.12.2012 N 1416, а также Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", исходили из отсутствия оснований для освобождения общества от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении ввозимого товара.
Определение Верховного Суда РФ от 06.08.2018 N 162-ПЭК18 по делу N А32-9485/2016
Руководствуясь положениями Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов", пункта 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 7.1.6 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза", пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 448 "О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов", Судебная коллегия пришла к выводу о том, что включение судна в Российский международный реестр судов является самостоятельным основанием для предоставления декларанту таможенных преференций в виде освобождения от взимания налога на добавленную стоимость и ввозной таможенной пошлины, право на использование которых утрачивается при исключении судна из реестра.
Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2018 N 307-КГ18-14645 по делу N А56-64386/2017
Считая НДС, начисленный по налоговой ставке 18%, излишне уплаченным, общество обратилось в Шушарский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни с заявлением о внесении изменений в ДТ N 10210130/140217/0003098 в части предоставления льготы по уплате НДС в отношении протезно-ортопедических изделий, предусмотренной подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и разделом IV постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее - Перечень).
Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2018 N 305-КГ18-18193 по делу N А41-79823/2017
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 13.03.2019 N 305-КГ18-23694 по делу N А41-94659/2017
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 149, подпункта 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса, Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Перечнем N 1042, суды пришли к выводу о предоставлении обществом при таможенном декларировании спорного товара необходимых документов, подтверждающих их медицинское назначение, соответствие ввезенного товара товару, поименованному в Перечне 1042, и, соответственно, подтверждения права на льготу по налогу на добавленную стоимость.