1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
4. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.
- Статья 25.18. Общие вопросы применения налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений налоговых вычетов для соглашений о защите и поощрении капиталовложений
- Статья 27. Законный представитель налогоплательщика
1. Налогоплательщик (физическое лицо и (или) организация) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
2. Пункт 2 настоящей статьи Кодекса говорит о том, что, участвуя в налоговых отношениях, налогоплательщик имеет право одновременно представлять свои интересы как лично, так и через своих представителей (законного и (или) уполномоченного, как одного, так и нескольких).
3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Полномочия законного представителя налогоплательщика-организации могут быть подтверждены в силу закона или ее учредительными документами.
Юридическое лицо (организация) действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Юридическое лицо (организация) приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Лицом, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени без доверенности, является его исполнительный орган (генеральный директор, президент, председатель и пр.), который должен действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (приказ о его назначении, решение об избрании и т.п.).
Кроме того, документальное подтверждение полномочий представителей может быть основано на акте уполномоченного государственного органа (приказ, общее положение и т.п.).
В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, подтверждающими полномочия законного представителя налогоплательщика - организации, являются:
- договоры поручения (ст. ст. 971 - 979 ГК РФ);
- агентские договоры (ст. ст. 1005 - 1011 ГК РФ);
- договоры коммерческого представительства (ст. 184 ГК РФ);
- договоры возмездного оказания услуг (ст. ст. 779 - 783 ГК РФ);
- договоры доверительного управления имущества (ст. ст. 1012 - 1026 ГК РФ).
Полномочия законного представителя налогоплательщика - физического лица могут быть подтверждены такими документами, как решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, принятого в установленном порядке, паспорта родителей и свидетельства о рождении (при представительстве интересов малолетнего) и другие.
Полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика - физического лица подтверждаются доверенностью, удостоверенной нотариально или приравненной к таковой.
При этом доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
Полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика-организации подтверждаются доверенностью, выдаваемой такой организацией.
При этом доверенность от имени юридического лица (организации) выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.
4. Плательщики сборов (т.е. организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать сборы) и налоговые агенты (лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов) в соответствии с настоящей статьей:
- имеют право участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
- имеют право одновременно участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично и через своих представителей (законного и (или) уполномоченного, одного или нескольких);
- несут права и обязанности по действиям (бездействию) своих представителей как по своим собственным;
- не могут привлекать в качестве уполномоченных представителей должностных лиц налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судей, следователей и прокуроров;
- документально подтверждают полномочия своих представителей в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об удовлетворении заявления. По мнению общества, применение статьи 21 Закона N 250-ФЗ, устанавливающей специальный порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, с учетом положений пункта 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, лишает общество права распорядиться спорными суммами страховых взносов, излишне уплаченными за периоды до 01.01.2017.
Определение Верховного Суда РФ от 29.04.2022 N 306-ЭС22-5226 по делу N А55-7698/2021
Отказывая в удовлетворении требований, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 23, 26, 29, 80, 81 Налогового кодекса Российской Федерации, Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343, пришли к выводу о том, что действия инспекции по приему уточненных налоговых деклараций совершены в полном соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах и не затрагивают права и законные интересы заявителя.
Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2020 N 301-ЭС20-7715 по делу N А11-17212/2018
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 26, 29, 32, 52, 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 185, 189 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции отказал предпринимателю в удовлетворении заявления.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.12.2019 N 307-КГ18-21424 по делу N А56-67008/2017
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, обнаружив неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации указанных законоположений, определением от 24.04.2019 приостановила производство по данному делу до разрешения Конституционным Судом Российской Федерации запроса Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Закона N 250-ФЗ, части 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 302-КГ17-4837 по делу N А33-27297/2015
В соответствии со статьей 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.10.2017 N 4-КГ17-46
Согласно реквизитам квитанции, представленной истцом, 15 сентября 2015 года произведен платеж в сумме 20 212 руб. При этом плательщиком указан Садовников А.Б., номер его ИНН, место регистрации, статус плательщика - 13 (налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета), а также уникальный идентификатор платежа, соответствующий номеру налогового уведомления, направленного Садовникову А.Б. В качестве лица, внесшего денежные средства, в квитанции указана Садовникова Т.И. Сведений о том, что Садовникова Т.И. действовала в качестве представителя Садовникова А.Б. в порядке статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации, в квитанции на уплату налога не содержится.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2024 N 332-О
Что касается части 22 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ26 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ и пункта 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемых А.С. Смирновым во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 3, 8 и 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то данные нормы, как полагает заявитель, вступают в противоречие со статьями 1 (часть 1), 2, 7, 8 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 - 3), 55, 57 и 75.1 Конституции Российской Федерации, как исключающие возможность возврата вышеуказанным гражданам ранее уплаченных ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, безотносительно к тому, что при наступлении страхового случая им было отказано в установлении страхового обеспечения в виде страховой пенсии по старости, и тем самым допускающие произвольное лишение их имущества.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 48
Субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 198 УК РФ, может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со статьями 26, 27 и 29 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.