1. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;
2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
3) прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.
При заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.
Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком (административным ответчиком) требований истца (административного истца) после обращения указанных истцов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству;
4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца;
6) направления заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации (в отношении государственной пошлины, предусмотренной пунктом 1 статьи 330.30 настоящего Кодекса);
7) возвращения заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное юридически значимое действие.
2. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.
3. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины аналогичным способом.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются копии платежных документов.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Абзац утратил силу с 1 января 2023 года. - Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело, либо в налоговый орган по месту учета указанного плательщика государственной пошлины.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также копии платежных документов.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в случаях, предусмотренных подпунктом 10 пункта 1 статьи 333.20, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.22 настоящего Кодекса и подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, может быть подано в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного акта, являющегося основанием для возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
4. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, в случае отказа в государственной регистрации.
При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.
5. Утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
6. Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
7. Утратил силу с 1 января 2023 года. - Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ.
7.1. Плательщик государственной пошлины, установленной в соответствии с подпунктом 94 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, за исключением государственной пошлины, уплаченной за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, имеет право на зачет уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится в случае, если уполномоченным органом было отказано в совершении юридически значимого действия по основаниям, указанным в пункте 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Зачет суммы уплаченной государственной пошлины осуществляется на основании заявления в письменной форме (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) плательщика. Форма и формат указанного заявления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Зачет суммы уплаченной государственной пошлины может быть осуществлен в течение трех лет со дня ее уплаты.
7.2. Плательщик государственной пошлины, уплаченной за продление лицензий и иных разрешений, сроки действия которых продлены в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, имеет право на зачет уплаченных сумм государственной пошлины в счет сумм государственной пошлины, подлежащих уплате за совершение аналогичных действий.
8. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за совершение действий по опробованию, анализу и клеймению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, в случае возврата таких изделий в неклейменом виде по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
9. При обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление государственной пошлины, не повлекшей ее неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, уточнение платежа осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
10. При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины в целях пунктов 3 и 6 настоящей статьи, не требуется.
11. Положения настоящей статьи не применяются к возврату государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ.
- Статья 333.39. Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния
- Статья 333.41. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
Если раньше для возврата излишне уплаченной (или взысканной) суммы госпошлины плательщику требовалось обращаться с заявлением в налоговый орган по месту совершения действия, за которое она была уплачена (или взыскана), то теперь заявление подается в тот орган или тому должностному лицу, который уполномочен совершать соответствующие юридически значимые действия. Теперь именно этот орган (должностное лицо) принимает решение о возврате. Исключение составляют случаи возврата госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями. В таких случаях заявления по-прежнему должны подаваться в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Непосредственно возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
В связи с этим был упрощен и перечень документов, которые требуется представлять одновременно с заявлением о возврате. При обращении в соответствующий орган или к должностному лицу нужны только платежные документы (подлинные, если полный возврат, копии - если возврат частичный). В налоговом органе потребуют также платежные документы и решения, определения, справки судов об обстоятельствах, ставших основанием для возврата госпошлины.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи соответствующего заявления.
Если арбитражный суд еще не принял решение по делу, а стороны заключили мировое соглашение, то половина оплаченной госпошлины будет возвращена. Обратите внимание, что это правило не действует, если мировое соглашение было заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не возвращается уплаченная государственная пошлина и в случае, если ответчик добровольно удовлетворил требования истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.
Основания для отказа в государственной регистрации прав и порядок прекращения государственной регистрации прав установлены статьей 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В зависимости от оснований отказа заблаговременно уплаченная заявителем сумма государственной пошлины полностью или частично остается у государства.
Если отдельные документы, предусмотренные упомянутым Законом, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, то регистрационная палата имеет все основания для отказа в государственной регистрации прав. В таком случае уплаченная государственная пошлина не возвращается. Сообщение об отказе в государственной регистрации и его причине направляется заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления.
В случае своевременного отказа от сделки (от регистрации договора) по желанию сторон порядок возврата пошлины несколько иной. До внесения в ЕГРП записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение представленных на государственную регистрацию документов может быть прекращено на основании заявлений сторон. Государственный регистратор обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия этого решения. При прекращении государственной регистрации на основании соответствующих заявлений сторон договора заявителю возвращается половина уплаченной государственной пошлины.
Плательщик государственной пошлины также имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины в счет будущего платежа за совершение аналогичного действия. То есть, например, если истец ошибочно подал исковое заявление, неподсудное выбранному им суду, а госпошлина при этом оплачена, то ее могут зачесть в другом суде при подаче нового искового заявления. Имейте в виду, это возможно только в том случае, если с того момента, как получен отказ, не прошло трех лет. Иначе госпошлину придется заплатить снова.
Между тем, из представленных документов суд усматривает, что обществом в обоснование ходатайства о зачете госпошлины в нарушение требований пункта 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации представлено только платежное поручение N 2282 от 18.07.2016.
Копия судебного акта, заверенная судьей и содержащая гербовую печать арбитражного суда, либо оригинал справки, подтверждающие возврат государственной пошлины, уплаченной по представленному платежному поручению, заявителем не представлены.
Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 N 302-ЭС17-6483 по делу N А33-8823/2016
Однако в соответствии с установленными пунктом 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации требованиями о предоставлении оригиналов документов, подтверждающих основания для возврата (зачета) государственной пошлины, вопрос о зачете уплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины подлежит разрешению при наличии оригинала документа, подтверждающего ее уплату, а также решения, определения и справки суда, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина.
Определение Верховного Суда РФ от 03.05.2017 N 307-КГ17-4744 по делу N А05-4826/2016
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, указав, что подпунктом 3 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ предусмотрено основание для отказа, как в выдаче лицензии, так и в продлении срока ее действия. Кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата обществу государственной пошлины, поскольку отказ в продлении срока действия лицензии в качестве основания для отказа в возврате уплаченной государственной пошлины пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен.
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2017 N 301-ЭС17-4791 по делу N А82-14066/2016
Суды руководствовались положениями статей 101, 102, 103, 110, 112 АПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22, подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37, подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине", пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 308-КГ16-19401 по делу N А63-10544/2015
Излишне уплаченная предпринимателем государственная пошлина в сумме 2 850 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы, а также в сумме 2 850 рублей за рассмотрение дела в Верховном Суде Российской Федерации подлежит возврату предпринимателю из федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.07.2017 N 85-АПГ17-2
Государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче административного искового заявления и апелляционной жалобы, подлежит возврату на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194, 303, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2017 N 303-КГ17-7158 по делу N А73-6022/2016
Учитывая, что перечень оснований и порядок возврата государственной пошлины, содержащийся в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим и не предусматривает таких оснований для возврата государственной пошлины, как отказ в выдаче лицензии или продлении срока ее действия, суды отказали обществу с удовлетворении требования о возврате государственной пошлины, оплаченной платежным поручением от 22.01.2016 N 48 в размере 130 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 09.08.2017 N 307-КГ17-10455 по делу N А56-76424/2015
Государственная пошлина, уплаченная Лисовым Г.Д., в размере 150 (ста пятидесяти) рублей согласно чеку-ордеру от 13.06.2017 подлежит возврату в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2017 N 305-ЭС17-11895 по делу N А40-220315/2016
Суд апелляционной инстанции правомерно распределил расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска на основании абзаца 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии в обжалуемых судебных актах существенных нарушений норм процессуального права.
Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2017 N 302-КГ17-14848 по делу N А10-7022/2016
Повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 54, 57, 58, 218 Гражданского кодекса, статьями 16, 21.1 Закона N 122-ФЗ, подпунктами 22, 27 пункта 1 статьи 333.33, пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, а также приняв во внимание правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 по делу N 310-КГ16-1802, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования, установив, что Обществом в регистрирующий орган были представлены документы в объеме, предусмотренном действующим законодательством, учитывая, что оснований для прекращения или перехода прав на объекты недвижимости к иному лицу у собственника имущества не имелось, а обращение за совершением юридически значимых действий было обусловлено лишь изменением наименования юридического лица.
Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 310-ЭС17-17547 по делу N А09-17950/2016
Письмом от 01.08.2016 управление сообщило обществу об отсутствии оснований для возврата государственной пошлины, предусмотренных положениями статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Полагая, что на момент обращения с заявлением на продление лицензии задолженность по налоговым платежам отсутствовала и основанием для отказа в продлении лицензии явилось предоставление налоговым органом недостоверной информации о наличии задолженности перед бюджетом, претензия с требованием о возмещении денежных средств в размере 65 000 рублей оставлена инспекцией без удовлетворения, общество обратилось в арбитражный суд.