1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче:
1) полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых, указанных в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 настоящего Кодекса, признаются фактические потери драгоценных металлов по данным обязательного учета, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, возникающие при совершении комплекса операций по добыче таких металлов в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта (нормативы потерь драгоценных металлов, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем третьим настоящего подпункта), а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом;
2) попутный газ;
3) подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
4) полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
5) полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
6) исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
6) минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару);
7) подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях, включая орошение земель сельскохозяйственного назначения, водоснабжение животноводческих ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик, сельскохозяйственных кооперативов, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ;
8) утратил силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ;
9) утратил силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 301-ФЗ;
10) - 12) утратили силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ;
13) газа горючего природного (за исключением попутного газа), закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче газового конденсата в пределах одного или нескольких участков недр, права пользования которыми предоставлены налогоплательщику на основании лицензий, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, предусматривающим выполнение таких работ на указанных участках недр. Количество газа горючего природного, закачанного в пласт для поддержания пластового давления, подлежащего налогообложению по налоговой ставке 0 рублей, определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании прямого метода определения с использованием поверенных и опломбированных средств измерений (в случае закачки в пласт газа горючего природного (за исключением попутного газа) в пределах нескольких участков недр) и данных, отражаемых в утвержденных в установленном порядке формах федерального государственного статистического наблюдения;
14) - 16) утратили силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ;
17) кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, на период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2022 года включительно;
18) газа горючего природного на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа, до достижения накопленного объема добычи газа горючего природного 250 миллиардов кубических метров на участке недр, считая с 1-го числа месяца, в котором осуществлена реализация первой партии сжиженного природного газа, но не позднее чем по истечении 12 лет с указанной даты;
18.1) газа горючего природного на участках недр, расположенных полностью севернее Северного полярного круга, полностью в границах Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа и (или) в качестве сырья для производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии, на новых производственных мощностях, до достижения накопленного объема добычи газа горючего природного 250 миллиардов кубических метров на участке недр, считая с 1-го числа месяца, в котором осуществлена реализация первой партии указанных товаров, но не позднее чем по истечении 12 лет с указанной даты.
При этом в целях настоящего подпункта и подпункта 19.1 настоящего пункта:
новыми производственными мощностями признаются мощности по производству сжиженного природного газа и (или) по переработке газа горючего природного в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, впервые введенные в эксплуатацию с 1 января 2022 года;
понятие "продукция нефтехимии" используется в значении, указанном в пункте 1 статьи 179.3 настоящего Кодекса;
19) газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа, на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи газового конденсата 20 миллионов тонн на участке недр, считая с 1-го числа месяца, в котором осуществлена реализация первой партии сжиженного природного газа, но не позднее чем по истечении 12 лет с указанной даты;
19.1) газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа и (или) в качестве сырья для производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии, на новых производственных мощностях, на участках недр, расположенных полностью севернее Северного полярного круга, полностью в границах Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, до достижения накопленного объема добычи газового конденсата 20 миллионов тонн на участке недр, считая с 1-го числа месяца, в котором осуществлена реализация первой партии указанных товаров, но не позднее чем по истечении 12 лет с указанной даты;
20) углеводородного сырья, добытого из залежи углеводородного сырья на участке недр, расположенном полностью в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации или в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добываемого из соответствующей залежи углеводородного сырья, по состоянию на 1 января 2016 года составляет менее 0,1 процента;
запасы углеводородного сырья, добытого из соответствующей залежи углеводородного сырья, по состоянию на 1 января 2016 года не были поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Для целей настоящего подпункта степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добываемого из залежи углеводородного сырья, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых как частное от деления суммы накопленной добычи такого вида углеводородного сырья из соответствующей залежи углеводородного сырья (включая потери при добыче) на начальные запасы (для нефти - начальные извлекаемые запасы) соответствующей залежи углеводородного сырья.
Начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти, определяются как сумма извлекаемых запасов всех категорий и накопленной добычи с начала разработки из указанной залежи углеводородного сырья.
Начальные запасы газа горючего природного (за исключением попутного газа) или газового конденсата, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов газа горючего природного (за исключением попутного газа) или газового конденсата, определяются как сумма запасов газа горючего природного или газового конденсата всех категорий и накопленной добычи с начала разработки из указанной залежи углеводородного сырья.
Положения настоящего подпункта применяются до истечения налогового периода, на который приходится дата первого согласования в установленном порядке технологической схемы разработки морского месторождения углеводородного сырья, в границах которого расположена соответствующая залежь (залежи), но не более шестидесяти календарных месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем первой постановки запасов любого вида углеводородного сырья по соответствующей залежи углеводородного сырья, являющегося объектом налогообложения налогом, на государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ;
21) утратил силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 301-ФЗ;
22) угля и (или) железной руды, добытых в рамках реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области на участках недр, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
Положения настоящего подпункта применяются:
для налоговых периодов, дата начала которых приходится на период начиная с 1-го числа налогового периода, в котором в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых была впервые осуществлена добыча угля и (или) железной руды в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, до последнего числа (включительно) налогового периода, являющегося последним месяцем периода, указанного в абзаце втором пункта 17 статьи 427 настоящего Кодекса, при выполнении условия, установленного указанным абзацем;
для налоговых периодов, дата начала которых приходится на период начиная с 1-го числа налогового периода, следующего за окончанием периода, указанного в абзаце третьем настоящего подпункта, до последнего числа (включительно) периода, указанного в абзаце третьем пункта 17 статьи 427 настоящего Кодекса.
В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения пониженных ставок, предусмотренных настоящим пунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, не позднее чем в сроки, установленные для уплаты налога за налоговый период.
1.1 - 1.2. Утратили силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
2. Если иное не установлено пунктами 1 и (или) 2.1 настоящей статьи, налогообложение производится по одной из следующих налоговых ставок (в зависимости от вида добытого полезного ископаемого), умноженной на рентный коэффициент КРЕНТА, определяемый в соответствии со статьей 342.8 настоящего Кодекса:
1) 1 рубль за 1 тонну калийных солей. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент ККС, определяемый в соответствии со статьей 342.12 настоящего Кодекса;
2) 4,0 процента при добыче:
торфа;
горючих сланцев;
апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд;
3) 4,8 процента при добыче:
кондиционных руд черных металлов, за исключением железной руды (не включая окисленные железистые кварциты);
руд редких металлов, образующих собственные месторождения;
редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах.
При добыче кондиционных руд черных металлов указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз), определяемый в соответствии со статьей 342.1 настоящего Кодекса.
При добыче руд редких металлов (литий, бериллий, скандий, иттрий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций, германий, ниобий, тантал, рений), образующих собственные месторождения, редких металлов, указанных в настоящем абзаце, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах, указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий особенности добычи редких металлов (Крм), определяемый в соответствии со статьей 342.7 настоящего Кодекса;
3.1) 1 рубль за 1 тонну железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов). При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент КЖР, определяемый в соответствии со статьей 342.9 настоящего Кодекса.
При добыче железной руды указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий способ добычи (КПОДЗ), определяемый в соответствии со статьей 342.1 настоящего Кодекса;
4) 5,5 процента при добыче:
сырья радиоактивных металлов;
горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд);
неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии;
соли природной и чистого хлористого натрия;
подземных промышленных и термальных вод;
нефелинов, бокситов;
5) 6,0 процента при добыче:
горнорудного неметаллического сырья;
битуминозных пород;
концентратов и других полупродуктов, содержащих золото;
иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки;
6) 6,5 процента при добыче:
концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота);
драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота);
кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;
7) 7,5 процента при добыче минеральных вод и лечебных грязей;
8) 8,0 процента при добыче:
кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);
многокомпонентных комплексных руд и полезных компонентов многокомпонентных комплексных руд, за исключением драгоценных и редких металлов, а также за исключением многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;
природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней;
9) 766 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно), 857 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно), 919 рублей (на период с 1 января 2017 года) за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной (за исключением нефти, добытой на участках недр, в отношении которой в течение всего налогового периода исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья). При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (КЦ). Полученное произведение уменьшается на величину показателя ДМ, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя ДМ определяется в порядке, установленном статьей 342.5 настоящего Кодекса.
В случае, если рассчитанная в соответствии с абзацем первым настоящего подпункта разность принимает отрицательное значение, такая разность принимается равной нулю;
9.1) 1 рубль за 1 тонну нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной, добытой на участках недр, в отношении которой в течение всего налогового периода исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий уровень налогообложения нефти, добываемой на участках недр, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (КНДД), определяемый в соответствии со статьей 342.6 настоящего Кодекса.
В случае направления в соответствии со статьей 333.44 настоящего Кодекса в налоговый орган уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в отношении участков недр, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, при добыче нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной, добытой на таких участках недр, ставка налога на добычу полезных ископаемых применяется в соответствии с подпунктом 9 настоящего пункта начиная с 1 января года вступления в силу главы 25.4 настоящего Кодекса (с 1 января года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых, - для участков недр, по которым такие запасы отсутствуют в государственном балансе запасов полезных ископаемых на 1 января 2018 года).
В случае направления в соответствии со статьей 333.44 настоящего Кодекса в налоговый орган уведомления (повторного уведомления) об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в отношении участков недр, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 333.45 настоящего Кодекса, при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, добытой на таких участках недр, налоговая ставка, установленная подпунктом 9 настоящего пункта, применяется:
с 1 января 2020 года в отношении участков недр, по которым запасы нефти поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых до 1 января 2019 года;
с 1 января года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых, в отношении участков недр, по которым такие запасы отсутствуют в государственном балансе запасов полезных ископаемых на 1 января 2019 года;
10) 42 рубля за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (КС), и на корректирующий коэффициент ККМ, определяемые в соответствии со статьей 342.4 настоящего Кодекса. Полученное произведение увеличивается на величину, равную произведению показателя КМАН, определяемого в порядке, установленном пунктом 7 статьи 342.5 настоящего Кодекса, и коэффициента, характеризующего количество добытого газового конденсата без учета широкой фракции легких углеводородов, в отношении которой коэффициент КМАН не применяется, и равного 0,75. Налоговая ставка, исчисленная в соответствии с настоящим подпунктом, округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления;
11) 35 рублей за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива (ЕУТ) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (КС), определяемые в соответствии со статьей 342.4 настоящего Кодекса. Полученное произведение суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного (ТГ), определяемым в соответствии со статьей 342.4 настоящего Кодекса, и значением показателя ККГ, определяемым в соответствии с настоящим подпунктом. Если полученная сумма оказалась меньше 0, значение налоговой ставки принимается равным 0. Налоговая ставка, исчисленная в соответствии с настоящим подпунктом, округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления;
показатель ККГ принимает значение 134 на период с 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года включительно, 285 - на период с 1 июля 2024 года по 30 июня 2025 года включительно, 305 - с 1 июля 2025 года;
12) 47 рублей за 1 тонну добытого антрацита. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый по данному виду угля ежеквартально на каждый следующий квартал и учитывающий изменение цен на уголь в Российской Федерации за предыдущий квартал, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее в соответствии с настоящим пунктом. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
13) 1 рубль за 1 тонну добытого угля коксующегося. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент КУГ, определяемый в соответствии со статьей 342.11 настоящего Кодекса;
14) 11 рублей за 1 тонну добытого угля бурого. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый по данному виду угля ежеквартально на каждый следующий квартал и учитывающий изменение цен на уголь в Российской Федерации за предыдущий квартал, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее в соответствии с настоящим пунктом. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
15) 24 рубля за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый по данному виду угля ежеквартально на каждый следующий квартал и учитывающий изменение цен на уголь в Российской Федерации за предыдущий квартал, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее в соответствии с настоящим пунктом. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
16) 1 рубль за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, содержащей медь, никель и (или) металлы платиновой группы. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент КМКР, определяемый в соответствии со статьей 342.10 настоящего Кодекса;
17) 270 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, не содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;
18) 82 рубля за 1 тонну апатит-штаффелитовых руд;
19) 207 рублей за 1 тонну апатит-магнетитовых руд;
20) 132 рубля за 1 тонну маложелезистых апатитовых руд.
2.1. Если иное не установлено пунктом 1 настоящей статьи, при добыче полезных ископаемых, для которых налоговая база по налогу определяется как их стоимость в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 338 настоящего Кодекса (за исключением попутного газа), налогообложение производится по налоговой ставке:
1) 30 процентов при добыче полезных ископаемых до истечения сроков и на месторождениях, указанных в подпункте 1 и абзаце втором подпункта 3 пункта 6 статьи 338 настоящего Кодекса;
2) 15 процентов при добыче полезных ископаемых до истечения сроков и на месторождениях, указанных в подпункте 2 пункта 6 статьи 338 настоящего Кодекса;
3) 10 процентов при добыче полезных ископаемых (за исключением газа природного горючего) до истечения сроков и на месторождениях, указанных в абзаце первом подпункта 3 пункта 6 статьи 338 настоящего Кодекса;
4) 5 процентов при добыче полезных ископаемых (за исключением газа природного горючего) до истечения сроков и на месторождениях, указанных в подпункте 4 пункта 6 статьи 338 настоящего Кодекса. При этом налогообложение производится по налоговой ставке 4,5 процента при добыче полезных ископаемых (за исключением газа природного горючего) организациями, не имеющими права на экспорт сжиженного природного газа, произведенного из газа природного горючего, добытого на новых морских месторождениях углеводородного сырья, на мировые рынки, до истечения сроков и на месторождениях, указанных в подпункте 4 пункта 6 статьи 338 настоящего Кодекса;
5) 1,3 процента при добыче газа природного горючего до истечения сроков и на месторождениях, указанных в абзаце первом подпункта 3 пункта 6 статьи 338 настоящего Кодекса;
6) 1 процент при добыче газа природного горючего до истечения сроков и на месторождениях, указанных в подпункте 4 пункта 6 статьи 338 настоящего Кодекса.
2.2. Указанные в подпунктах 1 - 6, 8, 12, 14 и 15 пункта 2 настоящей статьи налоговые ставки (за исключением налоговых ставок, применяемых в отношении общераспространенных полезных ископаемых, подземных промышленных и термальных вод, а также налоговых ставок, применяемых в отношении руд редких металлов, образующих собственные месторождения, редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах, с коэффициентом, характеризующим особенности добычи редких металлов (Крм) умножаются на коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд), определяемый в соответствии со статьями 342.3 и 342.3-1 настоящего Кодекса.
2.3. Налогоплательщики - участники Особой экономической зоны в Магаданской области, осуществляющие добычу полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых, на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Магаданской области, применяют налоговые ставки, установленные пунктом 2 настоящей статьи, с коэффициентом 0,6.
2.4. Указанные в подпунктах 12, 13 и 15 пункта 2 настоящей статьи налоговые ставки, определенные с учетом коэффициентов, предусмотренных настоящей статьей, в налоговых периодах, начало которых приходится на период с 1 января 2023 года по 31 марта 2023 года включительно, увеличиваются на величину, равную 380 рублям за 1 тонну.
3. Если иное не указано в настоящем пункте, коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Юралс", выраженного в долларах США, за баррель (Ц), уменьшенного на 15, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации (Р), и деления на 261:
Если иное не установлено настоящим пунктом, средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.
В случае, если определенный в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта средний за истекший налоговый период, дата начала которого приходится на период с 1 по 30 апреля 2023 года включительно, на период с 1 по 31 мая 2023 года включительно, на период с 1 по 30 июня 2023 года включительно, на период с 1 июля по 31 августа 2023 года включительно либо на период начиная с 1 сентября 2023 года, уровень цен нефти сорта "Юралс" сложился ниже уменьшенного соответственно на 34 доллара США, 31 доллар США, 28 долларов США, 25 долларов США и 20 долларов США показателя ЦНСД, определяемого для такого налогового периода в соответствии с пунктом 27 статьи 200 настоящего Кодекса, или ниже показателя ЦСПБ, определяемого для такого налогового периода в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта, средний за этот истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" принимается равным наибольшему значению из определенных для такого налогового периода значений показателя ЦНСД с учетом уменьшения, предусмотренного настоящим абзацем, или показателя ЦСПБ.
Для целей настоящего пункта показатель ЦСПБ, выраженный в долларах США за баррель, определяется начиная с 1 января 2024 года как увеличенное на 4 доллара США среднее значение за налоговый период ежедневных средневзвешенных по объему поставок экспортных цен на нефть при поставках в морские порты Российской Федерации, расположенные в Северо-Западном федеральном округе и Южном федеральном округе, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, рассчитывается указанным федеральным органом исполнительной власти и подлежит размещению на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 15-го числа календарного месяца, следующего за налоговым периодом. В случае, если показатель ЦСПБ не размещен (своевременно не размещен) для соответствующего налогового периода на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, данный показатель для такого налогового периода принимается равным нулю.
Средние за истекший месяц уровни цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья ежемесячно в срок не позднее 10-го числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии указанной информации в официальных источниках средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в соответствующем налоговом периоде.
Рассчитанный в порядке, определенном настоящим пунктом, коэффициент Кц округляется до 4-го знака в соответствии с действующим порядком округления.
Коэффициент Кц принимается равным нулю при добыче:
абзац утратил силу с 1 января 2021 года. - Федеральный закон от 15.10.2020 N 342-ФЗ;
нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, при одновременном соблюдении всех следующих условий:
нефть добывается из скважин, работающих в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке, исключительно на залежах углеводородного сырья, отнесенных к указанным продуктивным отложениям;
учет нефти, добываемой из указанных залежей углеводородного сырья, осуществляется с учетом требований, установленных пунктом 9 статьи 339 настоящего Кодекса;
нефть добывается из залежей углеводородного сырья, запасы которых учтены в государственном балансе запасов полезных ископаемых, утвержденном по состоянию на 1 января 2012 года, и степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2012 года составляет менее 13 процентов либо запасы по которым поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2012 года.
Положения абзацев одиннадцатого - четырнадцатого настоящего пункта применяются с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором запасы нефти по залежи углеводородного сырья поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых, и до истечения 180 налоговых периодов, начинающихся с одной из следующих дат:
1 января 2014 года - для залежей углеводородного сырья, степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2012 года составляет более 1 процента или равна 1 проценту, но менее 3 процентов;
1 января 2015 года - для залежей углеводородного сырья, степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2012 года составляет более 3 процентов или равна 3 процентам;
1 января года, в котором степень выработанности запасов залежи углеводородного сырья, рассчитываемая налогоплательщиком в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, впервые превысила 1 процент, - для иных залежей углеводородного сырья.
Степень выработанности запасов залежи углеводородного сырья в целях применения абзацев одиннадцатого - четырнадцатого настоящего пункта рассчитывается в порядке, установленном пунктом 5 статьи 342.2 настоящего Кодекса.
В случае, если значение коэффициента КЦ, определенное в соответствии с настоящим пунктом, составляет менее нуля, коэффициент КЦ принимается равным нулю.
4 - 5. Утратили силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
6. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 309-ФЗ.
- Статья 341. Налоговый период
- Статья 342.1. Порядок определения и применения коэффициента, характеризующего способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз)
Настоящей статьей предусмотрено два вида налоговых ставок: так называемая нулевая ставка, фактически означающая освобождение определенных видов полезных ископаемых от налогообложения (по сути, это разновидность налоговой льготы), и налоговые ставки определенных размеров (ФНС России именует их общеустановленными ставками).
Основным условием применения нулевой налоговой ставки к промышленным водам является то, что их извлечение должно быть связано с разработкой других видов полезных ископаемых либо со строительством и эксплуатацией подземных сооружений.
При осуществлении налогового контроля налоговый орган в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ вправе требовать у налогоплательщика документы, выданные органом управления государственным фондом недр (МПР России), подтверждающие правильность применения налогоплательщиком нулевой налоговой ставки в отношении промышленных вод.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. N 899 "Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства" отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляются Министерством природных ресурсов РФ по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Нормативы содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, определяются как производные от показателей извлечения полезных ископаемых при добыче или переработке минерального сырья, согласованных и утвержденных в составе проектной документации (технического проекта) горнодобывающего или перерабатывающего производства.
Отнесение запасов углеводородного сырья к некондиционным (остаточным запасам пониженного качества) осуществляется Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством энергетики РФ и Минэкономразвития РФ на основании технико-экономических расчетов, выполненных в установленном порядке.
Количество некондиционных запасов полезных ископаемых (остаточных запасов пониженного качества) и количество добываемых из них полезных ископаемых предусматриваются в годовых планах развития горных работ (годовых программах работ) поквартально.
Сведения об отнесении запасов полезных ископаемых к некондиционным направляются Министерством природных ресурсов РФ в ФНС России в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.
Порядок утверждения нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) определяется Правительством РФ.
При применении нулевой налоговой ставки, установленной в отношении минеральных вод, которые используются налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях, следует учитывать, что при этом не допускается любая форма реализации указанной минеральной воды, в том числе после обработки, подготовки, переработки или розлива в тару.
В пункте 2 комментируемой статьи приведен перечень процентных ставок налога, применяемых к калийным солям, торфу, углю, кондиционным рудам черных металлов, сырью радиоактивных металлов и другим видам полезных ископаемых. Размеры этих ставок находятся в диапазоне от 3,8% по калийным солям до 17,5% по газовому конденсату из всех видов месторождений углеводородного сырья.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 151-ФЗ внес поправки в главу 26 Налогового кодекса РФ. Поправки устанавливают нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для новых нефтяных месторождений. Установление нулевой ставки НДПИ предусматривается при условии достижения накопленного объема добычи нефти в 25 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в границах республики Саха, Иркутской области, Красноярского края. Поправки в Налоговый кодекс также предусматривают применение нулевой ставки НДПИ для добычи сверхвязкой нефти. Для месторождений со степенью выработанности более 80 процентов планируется установить понижающий коэффициент НДПИ. Поправки также устанавливают, что специфическая налоговая ставка при добыче нефти в период с 1 января 2007 года до 31 декабря 2016 года составит 419 руб. за тонну. Она будет применяться с коэффициентом, учитывающим динамику мировых цен на нефть, причем этот коэффициент будет определяться ежемесячно.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в редакции, действующей в спорный период, статьи 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69, Порядком постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденным приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265, пришел к выводу о незаконности вынесенных инспекцией решений, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.
Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 309-КГ17-5383 по делу N А47-3917/2016
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статей 342, 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для доначисления НДПИ, начисления соответствующих сумм пени и штрафа и признали оспоренный ненормативный правовой акт законным.
Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 309-КГ17-6182 по делу N А71-3794/2016
Удовлетворяя заявленные требования и признавая ненормативный акт налогового органа незаконным, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 11, 334, 336, 342 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", принимая во внимание Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429, Инструкцию по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденную Минприроды России 07.02.1998 N 56 и Госгортехнадзором России 31.12.1997 N 58 (зарегистрирована в Минюсте России 13.03.1998 N 1485), Порядок составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденный Приказом Минприроды России от 15.05.2014 N 216, пришли к выводу о правомерности определения заявителем степени выработанности конкретного участка недр в виде горного отвода, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 29.06.2017 N 302-КГ17-7405 по делу N А10-3957/2015
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал на неправомерность применения обществом нулевой ставки по НДПИ, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса, поскольку налогоплательщик осуществляет лицензированную деятельность по добыче полезного ископаемого - вольфрамового концентрата из отходов Джидинского вольфрамо-молибденового комбината, оставшихся в связи с отсутствием в период деятельности данной организации промышленной технологии его извлечения, общество добывает полезное ископаемое, соответствующее ГОСТу 213-83, при этом норматив содержания полезного ископаемого в отрабатываемых отходах не установлен.
Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2017 N 302-КГ17-8840 по делу N А78-5158/2016
Признавая решение инспекции в указанной части законным, суд апелляционной инстанции, повторно оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 338, 339, 342 (в редакции, действующей в спорный период) Налогового кодекса, Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), принимая во внимание Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, Правила охраны недр", утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 71 (в редакции от 30.06.2009), пришел к выводу об отсутствии у общества правовых оснований для применения в спорных налоговых периодах нормативов потерь, отраженных в проектной документации и корректировках к ней, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 22.09.2017 N 305-КГ17-12733 по делу N А40-133431/2016
При этом суды руководствовались статьями 339, 341, 342, 343 Налогового кодекса Российской Федерации и исходили из того, что налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых является календарный месяц, налоговая база по данному налогу должна определяться налогоплательщиком ежемесячно, в том числе с учетом фактических потерь полезных ископаемых, учетной политикой общества и стандартами предприятия.
Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2017 N 305-КГ17-17849 по делу N А40-152333/2016
Вместе с тем, руководствуясь положениями статей 336, 339, 341, 342, 343 Налогового кодекса Российской Федерации, проведя анализ учетной политики организации, а также основываясь на Инструкции по использованию и учету потерь и засорения руды при добыче полезных ископаемых сырьевой базы АО "Карельский окатыш" (далее - Инструкция), суды учли, что сверхнормативные потери и засорение в случае их выявления сменным надзором определяются прямым методом путем дополнительных маркшейдерских замеров.
Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2017 N 305-КГ17-19093 по делу N А40-222191/2016
Учитывая размер балансовых запасов на 01.01.2012, утвержденных в установленном порядке, и мощности производительности шахт спорных месторождений, заявленной в технических проектах, суды установили, что добыча руды на Высокогорском, Естюнинском, Гороблагодатском месторождениях до 1 января 2024 года полностью завершиться не может, а потому пришли к выводу об отсутствии оснований для применения коэффициента Кподз равному 0,1, ввиду невыполнения налогоплательщиком требования пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2017 N 302-КГ17-19792 по делу N А78-9316/2015
Рассматривая спор, суды руководствовались положениями статей 336, 337, 338, 339, 342 Налогового кодекса, Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731.
Определение Верховного Суда РФ от 26.03.2018 N 302-КГ18-1474 по делу N А74-8549/2016
Отказывая в удовлетворении заявленного в указанной части требования, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 334, 336, 37, 338, 339, 342 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, Порядком постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденным приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265, Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 17.09.1997 N 28, пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия решения в обжалуемой части.
Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2018 N 305-КГ18-4140 по делу N А40-15359/17-140-146
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 242, 242.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.06.1999 N 33, Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной постановления Госгортехнадзора РФ от 17.09.1997 N 28, Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, "ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений", утвержденными постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.11.2001 N 49, суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из невыполнения обществом условий, предусмотренных статьями 342, 342.1 НК РФ - наличие обоснованного предположения, что добыча будет полностью завершена не позднее 01.01.2024 года.