1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче:
1) полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых, указанных в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 настоящего Кодекса, признаются фактические потери драгоценных металлов по данным обязательного учета, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, возникающие при совершении комплекса операций по добыче таких металлов в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта (нормативы потерь драгоценных металлов, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем третьим настоящего подпункта), а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом;
2) попутный газ;
3) подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
4) полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
5) полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
6) исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
6) минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару);
7) подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях, включая орошение земель сельскохозяйственного назначения, водоснабжение животноводческих ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик, сельскохозяйственных кооперативов, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ;
8) утратил силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ;
9) утратил силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 301-ФЗ;
10) - 12) утратили силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ;
13) газа горючего природного (за исключением попутного газа), закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче углеводородного сырья в пределах одного или нескольких участков недр, права пользования которыми предоставлены налогоплательщику на основании лицензий, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, предусматривающим выполнение таких работ на указанных участках недр;
13.1) газового конденсата, закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче углеводородного сырья в пределах одного или нескольких участков недр, права пользования которыми предоставлены налогоплательщику на основании лицензий на пользование недрами, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, предусматривающим выполнение таких работ на указанных участках недр;
14) - 16) утратили силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ;
17) кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, на период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2022 года включительно;
18) газа горючего природного на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа, и (или) аммиака, и (или) водорода, до достижения накопленного объема добычи газа горючего природного 250 миллиардов кубических метров на участке недр, считая с 1-го числа месяца, в котором осуществлена реализация первой партии произведенного из такого газа горючего природного сжиженного природного газа, и (или) аммиака, и (или) водорода, но не позднее чем по истечении 12 лет с указанной даты.
В целях настоящего подпункта, подпунктов 18.1, 19, 19.1 настоящего пункта под использованием газа горючего природного исключительно для производства сжиженного природного газа, и (или) аммиака, и (или) водорода понимается также реализация налогоплательщиком газа горючего природного российской организации, входящей в группу лиц с налогоплательщиком, исключительно для использования в качестве сырья для производства сжиженного природного газа, и (или) аммиака, и (или) водорода на принадлежащих указанной российской организации производственных мощностях по производству такой продукции проектной мощностью более 20 тонн в час. В целях применения положений настоящего абзаца налогоплательщик представляет в налоговый орган вместе с налоговой декларацией следующие документы:
копия договора купли-продажи добытого газа горючего природного с указанной российской организацией;
копии первичных учетных документов, подтверждающих оприходование (постановку на бухгалтерский учет) газа горючего природного, приобретенного у налогоплательщика в налоговом периоде указанной российской организацией;
копии первичных учетных документов, подтверждающих оприходование (постановку на бухгалтерский учет) готовой продукции: сжиженного природного газа, и (или) аммиака, и (или) водорода, произведенных из добытого и реализованного налогоплательщиком в налоговом периоде указанной российской организации газа горючего природного;
копии первичных учетных документов, подтверждающих дату реализации первой партии сжиженного природного газа, и (или) аммиака, и (или) водорода, произведенных из добытого налогоплательщиком газа горючего природного.
При этом в целях настоящего подпункта, подпунктов 18.1, 19, 19.1 настоящего пункта организация признается входящей в одну группу лиц с налогоплательщиком при выполнении одного из следующих условий:
эта организация прямо и (или) косвенно участвует в налогоплательщике и доля такого участия составляет не менее 50 процентов;
в этой организации прямо и (или) косвенно участвует налогоплательщик и доля такого участия составляет не менее 50 процентов;
одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этой организации и в налогоплательщике и доля каждого такого участия составляет не менее 50 процентов;
18.1) газа горючего природного на участках недр, расположенных полностью севернее Северного полярного круга, полностью в границах Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа, и (или) аммиака, и (или) водорода, и (или) в качестве сырья для производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии, на новых производственных мощностях, до достижения накопленного объема добычи газа горючего природного 250 миллиардов кубических метров на участке недр, считая с 1-го числа месяца, в котором осуществлена реализация первой партии указанных товаров, но не позднее чем по истечении 12 лет с указанной даты.
При этом в целях настоящего подпункта и подпункта 19.1 настоящего пункта:
новыми производственными мощностями признаются мощности по производству сжиженного природного газа и (или) по переработке газа горючего природного в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, впервые введенные в эксплуатацию с 1 января 2022 года;
понятие "продукция нефтехимии" используется в значении, указанном в пункте 1 статьи 179.3 настоящего Кодекса;
19) газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа, и (или) аммиака, и (или) водорода, на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи газового конденсата 20 миллионов тонн на участке недр, считая с 1-го числа месяца, в котором осуществлена реализация первой партии произведенного из такого газа горючего природного сжиженного природного газа, и (или) аммиака, и (или) водорода, но не позднее чем по истечении 12 лет с указанной даты;
19.1) газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа, и (или) аммиака, и (или) водорода, и (или) в качестве сырья для производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии, на новых производственных мощностях, на участках недр, расположенных полностью севернее Северного полярного круга, полностью в границах Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, до достижения накопленного объема добычи газового конденсата 20 миллионов тонн на участке недр, считая с 1-го числа месяца, в котором осуществлена реализация первой партии указанных товаров, но не позднее чем по истечении 12 лет с указанной даты;
20) углеводородного сырья, добытого из залежи углеводородного сырья на участке недр, расположенном полностью в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации или в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добываемого из соответствующей залежи углеводородного сырья, по состоянию на 1 января 2016 года составляет менее 0,1 процента;
запасы углеводородного сырья, добытого из соответствующей залежи углеводородного сырья, по состоянию на 1 января 2016 года не были поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Для целей настоящего подпункта степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добываемого из залежи углеводородного сырья, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых как частное от деления суммы накопленной добычи такого вида углеводородного сырья из соответствующей залежи углеводородного сырья (включая потери при добыче) на начальные запасы (для нефти - начальные извлекаемые запасы) соответствующей залежи углеводородного сырья.
Начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти, определяются как сумма извлекаемых запасов всех категорий и накопленной добычи с начала разработки из указанной залежи углеводородного сырья.
Начальные запасы газа горючего природного (за исключением попутного газа) или газового конденсата, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов газа горючего природного (за исключением попутного газа) или газового конденсата, определяются как сумма запасов газа горючего природного или газового конденсата всех категорий и накопленной добычи с начала разработки из указанной залежи углеводородного сырья.
Положения настоящего подпункта применяются до истечения налогового периода, на который приходится дата первого согласования в установленном порядке технологической схемы разработки морского месторождения углеводородного сырья, в границах которого расположена соответствующая залежь (залежи), но не более шестидесяти календарных месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем первой постановки запасов любого вида углеводородного сырья по соответствующей залежи углеводородного сырья, являющегося объектом налогообложения налогом, на государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ;
21) утратил силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 301-ФЗ;
22) угля и (или) железной руды, добытых в рамках реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях на участках недр, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 24 июня 2023 года N 266-ФЗ "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях".
Положения настоящего подпункта применяются:
для налоговых периодов, дата начала которых приходится на период начиная с 1-го числа налогового периода, в котором в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых была впервые осуществлена добыча угля и (или) железной руды в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, до последнего числа (включительно) налогового периода, являющегося последним месяцем периода, указанного в абзаце втором пункта 17 статьи 427 настоящего Кодекса, при выполнении условия, установленного указанным абзацем;
для налоговых периодов, дата начала которых приходится на период начиная с 1-го числа налогового периода, следующего за окончанием периода, указанного в абзаце третьем настоящего подпункта, до последнего числа (включительно) периода, указанного в абзаце третьем пункта 17 статьи 427 настоящего Кодекса.
В целях настоящего подпункта в случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в одностороннем порядке (в свободной экономической зоне на прилегающих территориях - по соглашению сторон или по решению суда) по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 24 июня 2023 года N 266-ФЗ "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях", сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения пониженных ставок, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении налогового периода, в котором был расторгнут указанный договор, не позднее чем в сроки, установленные для уплаты налога за налоговый период.
1.1 - 1.2. Утратили силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
2. Если иное не установлено пунктами 1 и (или) 2.1 настоящей статьи, налогообложение производится по одной из следующих налоговых ставок (в зависимости от вида добытого полезного ископаемого), умноженной на рентный коэффициент КРЕНТА, определяемый в соответствии со статьей 342.8 настоящего Кодекса:
1) 1 рубль за 1 тонну калийных солей. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент ККС, определяемый в соответствии со статьей 342.12 настоящего Кодекса;
2) 4,0 процента при добыче:
торфа;
горючих сланцев;
апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд;
3) 4,8 процента при добыче:
кондиционных руд черных металлов, за исключением железной руды (не включая окисленные железистые кварциты);
руд редких металлов, образующих собственные месторождения;
редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах.
При добыче кондиционных руд черных металлов указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз), определяемый в соответствии со статьей 342.1 настоящего Кодекса.
При добыче руд редких металлов (литий, бериллий, скандий, иттрий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций, германий, ниобий, тантал, рений), образующих собственные месторождения, редких металлов, указанных в настоящем абзаце, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах, указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий особенности добычи редких металлов (Крм), определяемый в соответствии со статьей 342.7 настоящего Кодекса;
3.1) 1 рубль за 1 тонну железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов). При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент КЖР, определяемый в соответствии со статьей 342.9 настоящего Кодекса.
При добыче железной руды указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий способ добычи (КПОДЗ), определяемый в соответствии со статьей 342.1 настоящего Кодекса;
4) 5,5 процента при добыче:
сырья радиоактивных металлов;
горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд);
неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии;
соли природной и чистого хлористого натрия;
подземных промышленных и термальных вод;
нефелинов, бокситов;
5) 6,0 процента при добыче:
горнорудного неметаллического сырья;
битуминозных пород;
концентратов и других полупродуктов, содержащих золото;
иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки;
6) 6,5 процента при добыче:
концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота);
драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота);
кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;
7) 7,5 процента при добыче минеральных вод и лечебных грязей;
8) 8,0 процента при добыче:
кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);
многокомпонентных комплексных руд и полезных компонентов многокомпонентных комплексных руд, за исключением драгоценных и редких металлов, а также за исключением многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;
природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней;
9) 766 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно), 857 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно), 919 рублей (на период с 1 января 2017 года) за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной (за исключением нефти, добытой на участках недр, в отношении которой в течение всего налогового периода исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья). При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (КЦ). Полученное произведение уменьшается на величину показателя ДМ, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя ДМ определяется в порядке, установленном статьей 342.5 настоящего Кодекса.
В случае, если рассчитанная в соответствии с абзацем первым настоящего подпункта разность принимает отрицательное значение, такая разность принимается равной нулю;
9.1) 1 рубль за 1 тонну нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной, добытой на участках недр, в отношении которой в течение всего налогового периода исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий уровень налогообложения нефти, добываемой на участках недр, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (КНДД), определяемый в соответствии со статьей 342.6 настоящего Кодекса.
В случае направления в соответствии со статьей 333.44 настоящего Кодекса в налоговый орган уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в отношении участков недр, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, при добыче нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной, добытой на таких участках недр, ставка налога на добычу полезных ископаемых применяется в соответствии с подпунктом 9 настоящего пункта начиная с 1 января года вступления в силу главы 25.4 настоящего Кодекса (с 1 января года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых, - для участков недр, по которым такие запасы отсутствуют в государственном балансе запасов полезных ископаемых на 1 января 2018 года).
В случае направления в соответствии со статьей 333.44 настоящего Кодекса в налоговый орган уведомления (повторного уведомления) об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в отношении участков недр, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 333.45 настоящего Кодекса, при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, добытой на таких участках недр, налоговая ставка, установленная подпунктом 9 настоящего пункта, применяется:
с 1 января 2020 года в отношении участков недр, по которым запасы нефти поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых до 1 января 2019 года;
с 1 января года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых, в отношении участков недр, по которым такие запасы отсутствуют в государственном балансе запасов полезных ископаемых на 1 января 2019 года;
10) 42 рубля за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (КС), и на корректирующий коэффициент ККМ, определяемые в соответствии со статьей 342.4 настоящего Кодекса. Полученное произведение увеличивается на значение показателя КГК, определяемого в соответствии с пунктом 19 статьи 342.4 настоящего Кодекса, и величину, равную произведению показателя КМАН, определяемого в порядке, установленном пунктом 7 статьи 342.5 настоящего Кодекса, и коэффициента, характеризующего количество добытого газового конденсата без учета широкой фракции легких углеводородов, в отношении которой коэффициент КМАН не применяется, и равного 0,75. Налоговая ставка, исчисленная в соответствии с настоящим подпунктом, округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления;
11) 35 рублей за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива (ЕУТ) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (КС), определяемые в соответствии со статьей 342.4 настоящего Кодекса. Полученное произведение суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного (ТГ), определяемым в соответствии со статьей 342.4 настоящего Кодекса, и значением показателя ККГ, определяемым в соответствии с настоящим подпунктом. Если полученная сумма оказалась меньше 0, значение налоговой ставки принимается равным 0. Налоговая ставка, исчисленная в соответствии с настоящим подпунктом, округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления;
показатель ККГ принимает значение 134 на период с 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года включительно, 285 - на период с 1 июля 2024 года по 30 июня 2025 года включительно, 305 - с 1 июля 2025 года;
12) 47 рублей за 1 тонну добытого антрацита. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый по данному виду угля ежеквартально на каждый следующий квартал и учитывающий изменение цен на уголь в Российской Федерации за предыдущий квартал, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее в соответствии с настоящим пунктом. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
13) 1 рубль за 1 тонну добытого угля коксующегося. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент КУГ, определяемый в соответствии со статьей 342.11 настоящего Кодекса;
14) 11 рублей за 1 тонну добытого угля бурого. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый по данному виду угля ежеквартально на каждый следующий квартал и учитывающий изменение цен на уголь в Российской Федерации за предыдущий квартал, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее в соответствии с настоящим пунктом. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
15) 24 рубля за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый по данному виду угля ежеквартально на каждый следующий квартал и учитывающий изменение цен на уголь в Российской Федерации за предыдущий квартал, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее в соответствии с настоящим пунктом. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
16) 1 рубль за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, содержащей медь, никель и (или) металлы платиновой группы. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент КМКР, определяемый в соответствии со статьей 342.10 настоящего Кодекса;
17) 270 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, не содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;
18) 82 рубля за 1 тонну апатит-штаффелитовых руд;
19) 207 рублей за 1 тонну апатит-магнетитовых руд;
20) 132 рубля за 1 тонну маложелезистых апатитовых руд.
2.1. Если иное не установлено пунктом 1 настоящей статьи, при добыче полезных ископаемых, для которых налоговая база по налогу определяется как их стоимость в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 338 настоящего Кодекса (за исключением попутного газа), налогообложение производится по налоговой ставке:
1) 30 процентов при добыче полезных ископаемых до истечения сроков и на месторождениях, указанных в подпункте 1 и абзаце втором подпункта 3 пункта 6 статьи 338 настоящего Кодекса;
2) 15 процентов при добыче полезных ископаемых до истечения сроков и на месторождениях, указанных в подпункте 2 пункта 6 статьи 338 настоящего Кодекса;
3) 10 процентов при добыче полезных ископаемых (за исключением газа природного горючего) до истечения сроков и на месторождениях, указанных в абзаце первом подпункта 3 пункта 6 статьи 338 настоящего Кодекса;
4) 5 процентов при добыче полезных ископаемых (за исключением газа природного горючего) до истечения сроков и на месторождениях, указанных в подпункте 4 пункта 6 статьи 338 настоящего Кодекса. При этом налогообложение производится по налоговой ставке 4,5 процента при добыче полезных ископаемых (за исключением газа природного горючего) организациями, не имеющими права на экспорт сжиженного природного газа, произведенного из газа природного горючего, добытого на новых морских месторождениях углеводородного сырья, на мировые рынки, до истечения сроков и на месторождениях, указанных в подпункте 4 пункта 6 статьи 338 настоящего Кодекса;
5) 1,3 процента при добыче газа природного горючего до истечения сроков и на месторождениях, указанных в абзаце первом подпункта 3 пункта 6 статьи 338 настоящего Кодекса;
6) 1 процент при добыче газа природного горючего до истечения сроков и на месторождениях, указанных в подпункте 4 пункта 6 статьи 338 настоящего Кодекса.
2.2. Указанные в подпунктах 1 - 6, 8, 12, 14 и 15 пункта 2 настоящей статьи налоговые ставки (за исключением налоговых ставок, применяемых в отношении общераспространенных полезных ископаемых, подземных промышленных и термальных вод, а также налоговых ставок, применяемых в отношении руд редких металлов, образующих собственные месторождения, редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах, с коэффициентом, характеризующим особенности добычи редких металлов (Крм) умножаются на коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд), определяемый в соответствии со статьями 342.3 и 342.3-1 настоящего Кодекса.
2.3. Налогоплательщики - участники Особой экономической зоны в Магаданской области, осуществляющие добычу полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых, на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Магаданской области, применяют налоговые ставки, установленные пунктом 2 настоящей статьи, с коэффициентом 0,6.
2.4. Указанные в подпунктах 12, 13 и 15 пункта 2 настоящей статьи налоговые ставки, определенные с учетом коэффициентов, предусмотренных настоящей статьей, в налоговых периодах, начало которых приходится на период с 1 января 2023 года по 31 марта 2023 года включительно, увеличиваются на величину, равную 380 рублям за 1 тонну.
3. Если иное не указано в настоящем пункте, коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Юралс", выраженного в долларах США, за баррель (Ц), уменьшенного на 15, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации (Р), и деления на 261:
Если иное не установлено настоящим пунктом, средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" определяется как деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде сумма средних арифметических цен покупки и продажи нефти при поставках в морские порты Российской Федерации, расположенные в Северо-Западном федеральном округе и Южном федеральном округе, которая увеличивается на стоимость транспортировки нефти морским транспортом за пределы территории Российской Федерации до мировых рынков нефтяного сырья (средиземноморского и роттердамского), выраженную в долларах США за баррель, рассчитываемую для соответствующего налогового периода в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, и публикуемую на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 10-го числа календарного месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае, если такой порядок не установлен или такая стоимость для соответствующего налогового периода не размещена (своевременно не размещена) на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанная стоимость для такого налогового периода принимается равной 2 долларам США за баррель.
В случае, если определенный в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта средний за истекший налоговый период, дата начала которого приходится на период с 1 по 30 апреля 2023 года включительно, на период с 1 по 31 мая 2023 года включительно, на период с 1 по 30 июня 2023 года включительно, на период с 1 июля по 31 августа 2023 года включительно, на период с 1 сентября по 31 декабря 2023 года включительно, на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно, на период с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно либо на период начиная с 1 января 2026 года, уровень цен нефти сорта "Юралс" сложился ниже уменьшенного соответственно на 34 доллара США, 31 доллар США, 28 долларов США, 25 долларов США, 20 долларов США, 15 долларов США (прогнозно), 10 долларов США (прогнозно) и 6 долларов США (прогнозно) показателя ЦНСД, определяемого для такого налогового периода в соответствии с пунктом 27 статьи 200 настоящего Кодекса, или ниже показателя ЦСПБ, определяемого для такого налогового периода в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта, средний за этот истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" принимается равным наибольшему значению из определенных для такого налогового периода значений показателя ЦНСД с учетом уменьшения, предусмотренного настоящим абзацем, или показателя ЦСПБ. Правительство Российской Федерации вправе увеличить прогнозную величину уменьшения значения показателя ЦНСД, предусмотренного настоящим абзацем, для налоговых периодов, дата начала которых приходится на период с 1 января 2024 года по 31 декабря 2026 года включительно, и установить ее в размере не более 20 долларов США.
Для целей настоящего пункта показатель ЦСПБ, выраженный в долларах США за баррель, определяется начиная с 1 января 2025 года как увеличенное на стоимость транспортировки нефти морским транспортом за пределы территории Российской Федерации до мировых рынков нефтяного сырья (средиземноморского и роттердамского), определяемую в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, среднее значение за налоговый период ежедневных средневзвешенных по объему поставок экспортных цен на нефть при поставках в морские порты Российской Федерации, расположенные в Северо-Западном федеральном округе и Южном федеральном округе, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, рассчитывается указанным федеральным органом исполнительной власти и подлежит размещению на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 15-го числа календарного месяца, следующего за налоговым периодом. В случае, если показатель ЦСПБ не размещен (своевременно не размещен) для соответствующего налогового периода на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, данный показатель для такого налогового периода принимается равным нулю.
Средние за истекший месяц уровни цен нефти сорта "Юралс" ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии указанной информации в официальных источниках средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в соответствующем налоговом периоде.
Рассчитанный в порядке, определенном настоящим пунктом, коэффициент Кц округляется до 4-го знака в соответствии с действующим порядком округления.
Коэффициент Кц принимается равным нулю при добыче:
абзац утратил силу с 1 января 2021 года. - Федеральный закон от 15.10.2020 N 342-ФЗ;
нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, при одновременном соблюдении всех следующих условий:
нефть добывается из скважин, работающих в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке, исключительно на залежах углеводородного сырья, отнесенных к указанным продуктивным отложениям;
учет нефти, добываемой из указанных залежей углеводородного сырья, осуществляется с учетом требований, установленных пунктом 9 статьи 339 настоящего Кодекса;
нефть добывается из залежей углеводородного сырья, запасы которых учтены в государственном балансе запасов полезных ископаемых, утвержденном по состоянию на 1 января 2012 года, и степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2012 года составляет менее 13 процентов либо запасы по которым поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2012 года.
Положения абзацев одиннадцатого - четырнадцатого настоящего пункта применяются с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором запасы нефти по залежи углеводородного сырья поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых, и до истечения 180 налоговых периодов, начинающихся с одной из следующих дат:
1 января 2014 года - для залежей углеводородного сырья, степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2012 года составляет более 1 процента или равна 1 проценту, но менее 3 процентов;
1 января 2015 года - для залежей углеводородного сырья, степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2012 года составляет более 3 процентов или равна 3 процентам;
1 января года, в котором степень выработанности запасов залежи углеводородного сырья, рассчитываемая налогоплательщиком в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, впервые превысила 1 процент, - для иных залежей углеводородного сырья.
Степень выработанности запасов залежи углеводородного сырья в целях применения абзацев одиннадцатого - четырнадцатого настоящего пункта рассчитывается в порядке, установленном пунктом 5 статьи 342.2 настоящего Кодекса.
В случае, если значение коэффициента КЦ, определенное в соответствии с настоящим пунктом, составляет менее нуля, коэффициент КЦ принимается равным нулю.
4 - 5. Утратили силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
6. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 309-ФЗ.
- Статья 341. Налоговый период
- Статья 342.1. Порядок определения и применения коэффициента, характеризующего способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз)
Возможность налогоплательщика применить налоговую ставку 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении нормативных потерь добытых полезных ископаемых предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом под нормативными потерями полезных ископаемых для целей налогообложения признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Тем самым данное регулирование позволяет недропользователям не уплачивать указанный налог на количество полезных ископаемых (в пределах установленных нормативов), которое было извлечено, но в силу разных обстоятельств (преимущественно производственного характера) утрачено.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2458-О
Возможность налогоплательщика применить ставку 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении нормативных потерь добытых полезных ископаемых предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом под нормативными потерями для целей налогообложения признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Тем самым данное регулирование позволяет недропользователям не уплачивать указанный налог на количество полезных ископаемых (в пределах установленного норматива), которое было извлечено, но в силу разных обстоятельств (преимущественно производственного характера) утрачено.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 22.11.2022 N 19-КАД22-19-К5
Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 31 марта 2015 года N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой ОАО "Газпром нефть", следует, что признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом исходя из того, является ли оспариваемый акт актом общего действия, адресованным неопределенному кругу лиц, рассчитанным на многократное применение, содержит ли конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является ли официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.
Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2020 N 304-ЭС19-28185 по делу N А27-1837/2019
Согласно тексту судебных актов, налоговый орган доначислил обществу налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), пени и штраф, указав на занижение налогооблагаемой базы по НДПИ в связи с неправомерным применением налоговой ставки 24 рубля за 1 тонну добытого угля, установленной подпунктом 15 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в отношении угля марки КСН кокс.
Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2020 N 305-ЭС20-8466 по делу N А40-105888/2017
Признавая решение инспекции в указанной части законным, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществлению в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденным приказом Минприроды России от 14.07.2009 N 207, исходил из того, что для определения степени выработанности запасов конкретного участка недр по состоянию на 01.01.2012 следует учитывать данные государственного баланса, утвержденного в 2011 году (по состоянию на 01.01.2011), включая запасы, находящиеся на указанную дату в нераспределенном фонде.
Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2020 N 305-ЭС20-14868 по делу N А40-15065/2019
При этом суды учли, что запасами в целях применения пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса признаются те запасы минерального сырья, из которого добывается полезное ископаемое, признаваемое в целях налогообложения, иное противоречило бы воли законодателя о предоставлении льготы в отношении малых неосвоенных месторождений.
Определение Верховного Суда РФ от 26.03.2020 N 305-ЭС20-2246 по делу N А40-221558/2018
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 254, 318, 336 - 340, 341, 342, 343 Налогового кодекса, Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости", пришли к выводу о законности решения инспекции ввиду доказанности занижения обществом налоговой базы по НДПИ.
Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2022 N 305-ЭС22-2764 по делу N А40-47724/2020
Оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 336, 338, 342, 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", суды отказали в удовлетворении заявленных требований, признав, что решение налогового органа в оспариваемой части соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества. При этом суды исходили из того, что определение степени выработанности запасов конкретного участка недр необходимо производить по всему участку недр, границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами.
Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2022 N 302-ЭС22-2744 по делу N А78-6401/2020
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 23, 334, 336, 339, 342 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731, Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, суды отказали в удовлетворении требования, признав, что общество неправомерно применяло нормативы технологических потерь для мест образования, которые не предусмотрены технической документацией, из запасов, для которых проектная документация не утверждалась.
Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2020 N 304-ЭС20-1762 по делу N А27-22332/2018
Как установлено судами и следует из судебных актов, налоговый орган доначислил обществу налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), пени и штраф, указав на занижение налогооблагаемой базы по НДПИ в связи с неправомерным применением налоговой ставки 24 рубля за 1 тонну добытого угля, установленной подпунктом 15 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в отношении угля марки КСН кокс.
Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2018 N 305-КГ18-18086 по делу N А40-123382/2017
При рассмотрении спора суды руководствовались статьями 339, 341, 342, 343 Налогового кодекса Российской Федерации и исходили из того, что налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых является календарный месяц, налоговая база по данному налогу должна определяться налогоплательщиком ежемесячно, в том числе с учетом фактических потерь полезных ископаемых, учетной политикой общества и стандартами предприятия.