1. Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются:
1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях настоящей главы залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 настоящего Кодекса (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов;
2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:
1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
6) метан угольных пластов.
3. В целях настоящей главы под участком недр понимается блок недр (с ограничением по глубине или без такого ограничения), пространственные границы которого ограничены географическими координатами угловых точек в соответствии с лицензией на право пользования недрами, включая все входящие в него горные и геологические отводы.
- Статья 335. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых
- Статья 337. Добытое полезное ископаемое
Оценив представленные доказательства в совокупности и во взаимной связи, руководствуясь положениями статей 334, 336, 337 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 22, 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Инструкции РД-07-203-98 "О порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых", суды пришли к выводу о том, что инспекция не доказала факт добычи обществом полезного ископаемого (песчано-гравийной смеси) в карьере "Мадмас".
Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2018 N 309-КГ18-5990 по делу N А60-3386/2017
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 334, 336, 337, 339 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями ГОСТ 8267-63. "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", суды нашли, что объектом налогообложения применительно к деятельности артели является строительный камень (щебень), подтвердив соответствующие выводы налогового органа. Судами учтено, что первой продукцией горнодобычи, по своему качеству соответствующей национальному стандарту, является именно щебень. Государственных стандартов на полезное ископаемое "скальный грунт" не существует.
Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2022 N 309-ЭС22-1134 по делу N А50-25986/2020
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь статьями 105.3, 105.7, 105.8, 105.10, 146, 154, 249, 274, 336, 338, 340 Налогового кодекса, с учетом правовой позиции, закрепленной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что получение обществом необоснованной налоговой выгоды инспекцией не доказано.
Определение Верховного Суда РФ от 26.03.2020 N 305-ЭС20-2246 по делу N А40-221558/2018
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 254, 318, 336 - 340, 341, 342, 343 Налогового кодекса, Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости", пришли к выводу о законности решения инспекции ввиду доказанности занижения обществом налоговой базы по НДПИ.
Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2022 N 305-ЭС22-2764 по делу N А40-47724/2020
Оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 336, 338, 342, 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", суды отказали в удовлетворении заявленных требований, признав, что решение налогового органа в оспариваемой части соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества. При этом суды исходили из того, что определение степени выработанности запасов конкретного участка недр необходимо производить по всему участку недр, границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами.
Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2022 N 302-ЭС22-2744 по делу N А78-6401/2020
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 23, 334, 336, 339, 342 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731, Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, суды отказали в удовлетворении требования, признав, что общество неправомерно применяло нормативы технологических потерь для мест образования, которые не предусмотрены технической документацией, из запасов, для которых проектная документация не утверждалась.
Определение Верховного Суда РФ от 09.08.2019 N 305-ЭС19-12647 по делу N А40-150281/2018
Отказывая в удовлетворении заявленного требования и признавая доначисления по НДПИ правомерными, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 334, 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса), Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для вынесения решения в оспоренной части.
Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2023 N 306-ЭС23-184 по делу N А57-22856/2021
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь статьями 334, 336, 337, 338, 342 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о законности ненормативных правовых актов налоговых органов ввиду отсутствия у общества оснований для применения налоговой ставки 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за октябрь 2020 года.
Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2023 N 309-ЭС23-17431 по делу N А60-42662/2022
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса видом добытого полезного ископаемого, являющегося на основании статьи 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ, признаются, в частности, полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые по завершении комплекса операций по добыче драгоценных металлов.
Определение Верховного Суда РФ от 26.03.2018 N 302-КГ18-1474 по делу N А74-8549/2016
Отказывая в удовлетворении заявленного в указанной части требования, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 334, 336, 37, 338, 339, 342 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, Порядком постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденным приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265, Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 17.09.1997 N 28, пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия решения в обжалуемой части.
Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2017 N 309-КГ16-20077 по делу N А07-25141/2015
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами статей 319, 336 - 340, 263, 264, 269 Налогового кодекса Российской Федерации, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.