1. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
2. Налоговая база определяется в следующем порядке:
1) налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса, если иное не установлено подпунктами 2 и (или) 3 настоящего пункта;
2) налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьями 340 и 340.1 настоящего Кодекса, при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья до истечения сроков и на территориях, указанных в пункте 6 настоящей статьи;
3) налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при добыче:
угля;
углеводородного сырья, за исключением углеводородного сырья, указанного в подпункте 2 настоящего пункта;
калийных солей;
железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов);
горно-химического сырья, содержащего металлы (апатит-штаффелитовые, апатит-магнетитовые, маложелезистые апатитовые руды);
многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края.
3. Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса.
4. Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 настоящего Кодекса.
5. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
6. При добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья налоговая база определяется как его стоимость, рассчитанная в соответствии со статьями 340 и 340.1 настоящего Кодекса, до истечения следующих сроков:
1) до истечения 60 календарных месяцев, начинающихся с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, для месторождений, расположенных полностью в Азовском море или на 50 и более процентов своей площади в Балтийском море;
2) до истечения 84 календарных месяцев, начинающихся с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, для месторождений, расположенных на 50 и более процентов своей площади в Черном море (глубина до 100 метров включительно), Японском море, в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря (за исключением нового морского месторождения углеводородного сырья, указанного в абзаце втором подпункта 5 пункта 1 статьи 11.1 настоящего Кодекса), а также для месторождений, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период до 1 января 2020 года включительно, расположенных на 50 и более процентов своей площади в Белом море, Печорском море, южной части Охотского моря (южнее 55 градуса северной широты);
3) до истечения 120 календарных месяцев, начинающихся с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, для месторождений, расположенных на 50 и более процентов своей площади в Черном море (глубина более 100 метров), а также для месторождений, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период до 1 января 2020 года включительно, расположенных на 50 и более процентов своей площади в северной части Охотского моря (на 55 градусе северной широты или севернее этой широты), южной части Баренцева моря (южнее 72 градуса северной широты);
до истечения 120 календарных месяцев, начинающихся с 1 января 2022 года, для нового морского месторождения углеводородного сырья, указанного в абзаце втором подпункта 5 пункта 1 статьи 11.1 настоящего Кодекса;
4) до истечения 180 календарных месяцев, начинающихся с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, для месторождений, расположенных на 50 и более процентов своей площади в Карском море, северной части Баренцева моря (на 72 градусе северной широты и севернее этой широты), восточной Арктике (в море Лаптевых, Восточно-Сибирском море, Чукотском море и Беринговом море), а также для месторождений, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период после 1 января 2020 года, расположенных на 50 и более процентов своей площади в Белом море, Печорском море, Охотском море, южной части Баренцева моря (южнее 72 градуса северной широты).
- Статья 337. Добытое полезное ископаемое
- Статья 339. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого
Рассматривая спор в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 146, 153, 163, 164, 165, 167, 338, 340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), суды пришли к выводу о доказанности инспекцией факта неправомерного применения обществом вычетов по НДС в отношении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, ранее налоговых периодов подтверждения правомерности применения указанной ставки соответствующим пакетом документов, что привело к занижению НДС и завышению налога, заявленного к возмещению из бюджета за 2, 4 кварталы 2013 года, 4 квартал 2014 года.
Определение Верховного Суда РФ от 26.03.2020 N 309-ЭС20-3808 по делу N А07-11719/2018
Оценив представленные в материалы дела доказательства по названному эпизоду, руководствуясь положениями статей 338, 340, 343 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о доказанности налоговым органом факта уменьшения налогоплательщиком налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, рассчитываемой по руде исходя из расчетной стоимости, в результате применения неверной методики расчета стоимости полезного ископаемого.
Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2022 N 309-ЭС22-1134 по делу N А50-25986/2020
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь статьями 105.3, 105.7, 105.8, 105.10, 146, 154, 249, 274, 336, 338, 340 Налогового кодекса, с учетом правовой позиции, закрепленной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что получение обществом необоснованной налоговой выгоды инспекцией не доказано.
Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2022 N 305-ЭС22-2764 по делу N А40-47724/2020
Оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 336, 338, 342, 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", суды отказали в удовлетворении заявленных требований, признав, что решение налогового органа в оспариваемой части соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества. При этом суды исходили из того, что определение степени выработанности запасов конкретного участка недр необходимо производить по всему участку недр, границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами.
Определение Верховного Суда РФ от 01.08.2019 N 304-ЭС19-13393 по делу N А27-20081/2018
Руководствуясь положениями статей 334, 338, 339, 341, 342, 343 Налогового кодекса Российской Федерации, Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, суды пришли к выводу о правомерном доначислении обществу соответствующих сумм налога.
Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2023 N 306-ЭС23-184 по делу N А57-22856/2021
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь статьями 334, 336, 337, 338, 342 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о законности ненормативных правовых актов налоговых органов ввиду отсутствия у общества оснований для применения налоговой ставки 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за октябрь 2020 года.
Определение Верховного Суда РФ от 26.03.2018 N 302-КГ18-1474 по делу N А74-8549/2016
Отказывая в удовлетворении заявленного в указанной части требования, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 334, 336, 37, 338, 339, 342 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, Порядком постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденным приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265, Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 17.09.1997 N 28, пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия решения в обжалуемой части.
Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2017 N 302-КГ17-8840 по делу N А78-5158/2016
Признавая решение инспекции в указанной части законным, суд апелляционной инстанции, повторно оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 338, 339, 342 (в редакции, действующей в спорный период) Налогового кодекса, Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), принимая во внимание Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, Правила охраны недр", утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 71 (в редакции от 30.06.2009), пришел к выводу об отсутствии у общества правовых оснований для применения в спорных налоговых периодах нормативов потерь, отраженных в проектной документации и корректировках к ней, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2017 N 302-КГ16-19023 по делу N А58-1749/2016
Принимая во внимание установленные обстоятельства, руководствуясь статьями 334, 337, 338, 339, 340 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости", суд пришел к выводу о необходимости учета налогоплательщиком спорных погрузо-разгрузочных работ при расчете НДПИ, в связи с чем признал решение инспекции законным и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2017 N 302-КГ17-19792 по делу N А78-9316/2015
Рассматривая спор, суды руководствовались положениями статей 336, 337, 338, 339, 342 Налогового кодекса, Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731.
Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2017 N 305-КГ16-19562 по делу N А40-242055/2015
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 336, 338, 340 Налогового кодекса Российской Федерации, суды признали методику определения расчетной стоимости добытых полезных ископаемых налогового органа обоснованной, указав, что первоначально определяется общая сумма расходов (прямых и косвенных) по добыче всех полезных ископаемых на конкретном участке недр, непосредственно связанных с добычей полезного ископаемого, которая затем распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых на данном участке недр полезных ископаемых, поскольку под общим количеством добытых полезных ископаемых понимается итоговое количество всех добытых полезных ископаемых за соответствующий период на конкретном участке недр безотносительно к виду, месторождению и способу дальнейшего использования добытого полезного ископаемого, а под общими расходами на добычу понимается, соответственно, итоговая сумма расходов на добычу общего количества добытых полезных ископаемых.