1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации, размещенное в реестре решений о взыскании задолженности (далее в настоящей статье - поручение налогового органа), в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня соответственно получения такого поручения налогоплательщика или размещения поручения налогового органа в реестре решений о взыскании задолженности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением указанных операций, осуществляемых посредством трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при котором налогоплательщика обслуживает иностранный банк.
При предъявлении поручения налогоплательщика - физического лица в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.
3. При наличии денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.
3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).
Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.
Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации неперечисленную им сумму денежных средств. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества - в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 47 настоящего Кодекса.
4.1. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
4.2. Требование о перечислении задолженности в части неперечисленной банком суммы денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении задолженности) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы денежных средств и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы денежных средств.
Требованием о перечислении задолженности признается уведомление банка о неперечисленной сумме денежных средств, а также об обязанности перечислить эту сумму в установленный срок.
Форматы требования о перечислении задолженности и порядок направления этого требования в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
5. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений на перечисление единого налогового платежа за третьих лиц.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, уплачиваемых не в качестве единого налогового платежа.
6. Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц - налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов).
7. При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов денежных средств в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
- Статья 59. Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание
- Статья 61. Общие условия предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита
1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога (далее - поручение на перечисление налога) в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.
При этом бюджетами являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Внебюджетные фонды - это государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Банк - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.
Поручения налогоплательщиков и налоговых агентов могут быть оформлены платежными поручениями либо иными документами, предусмотренными законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами, применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, для осуществления безналичных (наличных) расчетов. Такими документами налогоплательщик (налоговый агент) обязывает банк (в котором у него открыт счет) осуществить перечисление сумм налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) (статья 862 ГК РФ).
В соответствии со статьей 855 ГК РФ при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
2. Банк обязан в течение одного операционного дня (следующего за днем, когда получено поручение от налогоплательщика (налогового агента) либо решение налогового органа) исполнить указанные выше полученные документы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
Условия договора банковского счета, предусматривающие обязанности клиента платить за совершение упомянутых выше банковских операций, признаются недействительными.
Операционным днем является часть рабочего дня банка, отведенная для приема и оказания услуг клиентам в коммерческих банках.
При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка (например, отделение банка) не имеющее корреспондентского счета (субсчета):
- указанный выше срок для исполнения банком поручения продлевается;
- указанный выше срок продлевается на время доставки в установленном порядке такого поручения организацией связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи, в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет);
- срок продлевается не более чем на 5 операционных дней.
3. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика (налогового агента) банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Иными словами банки обязаны осуществлять соответствующие банковские операции в сроки, указанные в п. 2 настоящей статьи.
При отсутствии достаточных денежных средств на банковском счете следует руководствоваться статьей 855 ГК РФ.
4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом (см. ст. ст. 133, 135 НК РФ и комментарий к ним).
Применение мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, не освобождает банк от обязанности:
- перечислить в бюджеты (внебюджетные фонды) сумму налога;
- уплатить соответствующие пени (см. статью 75 НК РФ и комментарий к ней).
В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры:
- по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора);
- по взысканию соответствующих пеней (см. статью 75 НК РФ и комментарий к ней).
Указанное выше взыскание производится за счет:
- денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса (смотрите комментарий к ней);
- иного имущества - в судебном порядке.
Налоговый орган вправе обратиться в ЦБ РФ с ходатайством об аннулировании лицензии, выданной банку на осуществление банковской деятельности, в случае неоднократного нарушения таким банком указанных в настоящей статье обязанностей в течение одного календарного года.
5. Правила настоящей статьи регулируют обязанности банков по исполнению поручений на перечисление сборов и решений о взыскании сборов.
Отменяя постановление суда апелляционной инстанции, суд округа, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3.1 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 1 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", констатировав обстоятельство недобросовестного поведения заявителя, своевременно не сообщившего обществу в период до лишения его лицензии Центрального Банка России об отсутствии денежных средств на его корреспондентском счете и невозможности проведения платежа на счета, открытые в других банках, в дальнейшем сделавшего невозможным погашение образовавшейся перед банком задолженности за счет фактически находившихся в его распоряжении денежных средств общества, пришел к выводу об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2017 N 305-КГ17-1496 по делу N А41-18711/2016
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды трех инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 3, 8, 44, 45, 60 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что спорную обязанность по уплате налога нельзя признать исполненной.
Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 303-КГ16-11916 по делу N А73-12224/2015
Разрешая спор, суды, руководствуясь положениями статей 46, 60, 135 Налогового кодекса, статей 5, 126, 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", принимая во внимание Положения Центрального Банка Российской Федерации от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", пришли к выводу о доказанности налоговым органом совершения банком вменяемого налогового правонарушения.
Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2017 N 305-КГ17-6981 по делу N А41-12803/2016
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.09.2016 требования заявителя удовлетворены. При этом суд, руководствуясь статьями 3, 44, 45, 60, 346.17, 348.18, 346.21, 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1992 N 24-П, указал, что право налогоплательщика досрочно исполнить обязанность по уплате налога подразумевает уплату налога при наличии соответствующей обязанности. Доказательства, свидетельствующие о том, что на момент предъявления в банк платежных поручений на уплату налога предпринимателю было известно о наличии у банка каких-либо трудностей при проведении расчетов по бюджетным платежам, отсутствуют. Заявитель, совершая спорные платежи, точно знал объем налоговой базы и его действия по уплате налога обоснованны, недобросовестность при совершение платежей отсутствует.
Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2017 N 306-КГ17-18829 по делу N А72-19701/2016
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 46, 60, 76, 101, 135 Налогового кодекса, статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 27 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", статьи 81 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принимая во внимание Соглашение ФССП России от 04.04.2014 N 0001/7 и ФНС России от 14.04.2014 N ММВ-23-8/3@ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов" и правовую позицию, сформулированную в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2013 N 6 "О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики", пришли к выводу о законности решения в оспоренной части с учетом доказанности налоговым органом совершения банком вменяемого налогового правонарушения, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N 310-КГ17-20151 по делу N А64-2925/2016
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 46, 60, 135 Налогового кодекса, Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", принимая во внимание Правила осуществления перевода денежных средств, утвержденные постановлением Центрального Банка Российской Федерации от 19.06.2012 N 383-П, Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н, разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства", пришел к выводу о доказанности налоговым органом совершения обществом вменяемого налогового правонарушения. При этом суд указал, что инкассовые поручения формально соответствуют требованиям к оформлению платежных документов для взыскания с организации-банкрота текущих платежей, были приняты обществом и налоговому органу как не соответствующие Положению N 383-П не возвращались.
Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2018 N 305-КГ17-23490 по делу N А41-17088/2017
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 3, 8, 44, 45, 60 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии правовых оснований для признания обязанности по уплате налога на добавленную стоимость за 1 и 2 кварталы 2015 года в общей сумме 12 300 000 рублей исполненной.
Определение Верховного Суда РФ от 16.04.2018 N 303-КГ18-3175 по делу N А04-2020/2017
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 45, 46, 60, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.10.1998 N 24-П, суды нашли, что оспариваемое решение и действия налогового органа являются законными и обоснованными, налоговым органом соблюдена процедура принудительного взыскания налоговых платежей.
Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2019 N 305-ЭС19-9748 по делу N А40-121484/2018
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, руководствуясь положениями статей 32, 45, 60 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), статей 40, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьи 31 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н, пришли к выводу о недоказанности совершения инспекцией незаконных действий, нарушающих права и интересы общества.
Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2022 N 307-ЭС22-6202 по делу N А56-56381/2020
Оценив в соответствии с нормами главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в том числе судебные акты по делу N А56-82011/2019, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции руководствовался статьями 46, 60, 69 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовыми позициями, изложенными в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1997 N 21-П, от 17.12.1996 N 20-П.
Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2019 N 306-КГ18-25108 по делу N А12-46441/2017
Оценив представленные доказательства и установив наличие у банка обязанности по исполнению поручения налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством, руководствуясь положениями статей 60, 135 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", суды пришли к выводу о доказанности налоговым органом совершения обществом вменяемого налогового правонарушения.