1. Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.
В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта, налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Абзац утратил силу с 1 января 2023 года. - Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ.
Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.
При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода.
1.1. Возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), или налоговым органом по месту постановки на учет налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде.
2. Утратил силу с 1 января 2016 года. - Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ.
3. Утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) акционерного общества "Соверен банк" (далее - банк, должник) представитель работников должника Харитонов Д.А. обратился в Арбитражный суд города Москвы с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего должником - государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов, выразившиеся в непринятии мер по возврату из бюджета излишне перечисленной суммы НДФЛ за 2015 год, неисполнении представителем конкурсного управляющего требований статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с требованием об обязании управляющего совершить соответствующие действия.
Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2022 N 309-ЭС21-26067 по делу N А76-52222/2020
Отменяя принятые по делу судебные акты, суд округ, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 54, 78, 231 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая правовые позиции, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и Информационном письме от 17.11.2011 N 148 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации", пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований общества.
Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2020 N 305-ЭС20-1906 по делу N А40-319141/2018
Оценив представленные доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 78, 79, 231 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.08.2018 N 70-КГ18-4
По мнению судебной коллегии, переплата сумм налога на доходы физических лиц, возникшая у налогоплательщика в результате действий налоговых агентов, подлежит возврату в специальном порядке на основании статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации; соответствующих требований к налоговым агентам Занкевич Н.Г. не предъявлял; следовательно, суд неправомерно возложил на налоговый орган обязанность по зачету НДФЛ (налоговый агент) в счет недоимки по НДФЛ (предприниматель).
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.02.2019 N 14-КГ18-48
Оставляя без изменения приведенное решение налогового органа, УФНС России по Воронежской области в решении от 3 мая 2017 года N 15-1-18/12311@ Спиридонову А.В. разъяснила, ссылаясь на пункт 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма подоходного налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2019 N 307-ЭС19-737 по делу N А56-29580/2018
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 78, 79, 226, 230, 231, Налогового кодекса, а также разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования о возврате спорной суммы налога.
Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2019 N 305-ЭС19-10329 по делу N А40-247052/2017
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 21, 32, 78, 79, 226, 230, 231, Налогового кодекса Российской Федерации, а также правовыми позициями, изложенными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования о возврате спорной суммы налога в связи с пропуском заявителем срока на подачу заявления в арбитражный суд.
Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2018 N 305-КГ17-21801 по делу N А40-124969/2016
Оценив установленные обстоятельства по названному эпизоду, руководствуясь положениями статей 207, 208, 209, 224, 226, 231 Налогового кодекса Российской Федерации, суд признал, что сумма 661 392 рубля, уплаченная Левину Ю.Л, за счет собственных средств банка, является дополнительно полученным доходом, которая подлежит налогообложению по ставке 30%.
Определение Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 308-КГ17-17644 по делу N А61-2434/2016
Признавая оспоренные решения законными и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 24, 226, 230, 231 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о доказанности налоговым органом отсутствия правовых оснований для возврата учреждению спорной суммы налога, с чем согласился суд округа.
Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 1799-О
ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 231 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,