1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:
1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы;
2) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 настоящего Кодекса, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;
4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов);
5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;
5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов - не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;
5.2) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 - 5.1, 5.3 настоящего пункта, - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению;
5.3) при обращении за совершением юридически значимого действия, указанного в подпункте 138 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, - после подачи заявления и документов на совершение такого действия, но до выдачи федеральных специальных марок и акцизных марок;
6) утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ;
7) при ежегодном подтверждении статуса международной компании - не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации международной компании или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение.
2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.
В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 настоящего Кодекса.
Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.
3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.
4. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены настоящей главой соответственно для организаций и физических лиц.
Международные компании уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, установленных настоящей главой для организаций.
5. Утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.
- Статья 333.17. Плательщики государственной пошлины
- Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями
Комментарий к ст. 333.18 НК РФ
Государственная пошлина уплачивается плательщиком до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы, до совершения нотариальных действий и до выдачи документов (их копий, дубликатов).
Налоговый кодекс устанавливает десятидневный срок уплаты государственной пошлины со дня вступления в законную силу решения суда для организаций и физических лиц, выступающих ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, в случае принятия судами решения не в их пользу и освобождения при этом истца от ее уплаты.
В случае обращения за совершением юридически значимого действия несколькими лицами одновременно государственная пошлина уплачивается следующим образом:
- если среди них нет лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, то она уплачивается плательщиками в равных долях;
- если среди обращающихся за совершением юридически значимого действия есть лица, освобожденные от уплаты государственной пошлины, то ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается не освобожденными от уплаты государственной пошлины.
Прежде чем подать исковое заявление, запрос, ходатайство, апелляционную, кассационную или надзорную жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям, истцы и заявители должны уплатить госпошлину. Что касается ответчика, то он оплачивает госпошлину в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, но только в том случае, если суд вынес решение в пользу истца.
Как следует из смысла статьи 45 Налогового кодекса РФ, уплатить госпошлину истец обязан лично. Значит, если за истца или организацию госпошлину заплатили третьи лица, то в этом случае арбитражный суд выносит определение об оставлении искового заявления без движения, указав в нем срок, в течение которого истец лично должен уплатить пошлину. В случае, если требования суда не будут выполнены в срок, то исковое заявление будет истцу возвращено.
В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.
Однако, если финансовое положение плательщика не позволяет уплатить государственную пошлину в полном объеме, то пункт 2 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ предоставляет арбитражным судам право, исходя из имущественного положения плательщика, уменьшать размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо предоставлять отсрочку или рассрочку ее уплаты в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса РФ. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев.
В связи с тем, что Налоговый кодекс РФ умалчивает о требованиях к такому ходатайству, то в данном случае можно руководствоваться Постановлением Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" (Постановление Пленума ВАС РФ N 6). В нем указывается, что в ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере.
Если истец, заявитель не предоставит в определенный арбитражным судом срок документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки, уменьшении размера государственной пошлины, то исковое заявление, иное заявление, жалоба будет возвращено.
Плательщику государственной пошлины, отказавшемуся после ее уплаты от подачи искового заявления, иного заявления, жалобы, арбитражный суд выдает по его просьбе справку о том, что исковое заявление, иное заявление, жалоба в суд не поступали (п. 3 ст. 333.40 Кодекса). Обратите внимание, что в этом случае определение о возврате государственной пошлины не выносится.
Чтобы нотариальное действие было признано совершенным, организации и физические лица должны уплатить государственную пошлину. Сделать это они должны еще его до совершения в безналичной или наличной форме. Факт уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата.
За совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает госпошлину по ставкам, установленным в статье 333.24 Налогового кодекса РФ. Частнопрактикующий нотариус взимает тариф в размере, соответствующем госпошлине за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством. Обратите внимание, что если нотариальные действия совершены не в помещении нотариальной конторы (органов исполнительной власти или органов местного самоуправления), то госпошлина увеличивается в 1,5 раза.
Согласно пункту 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении. Необходимо иметь в виду, что доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором в поле "Списано со счета плательщика" проставлены дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), а в поле "Отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя (п. 3.8 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного указанием Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 2-П).
Уплата государственной пошлины в наличной форме подтверждается либо квитанцией банка или же квитанцией, которую плательщику выдает должностное лицо или касса органа, в котором производилась оплата по форме, установленной Министерством финансов России.
Судебная практика по статье 333.18 НК РФ
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.А. Маголясов оспаривает конституционность пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2018 N 309-ЭС18-200 по делу N А47-5735/2017
Принимая судебные акты в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 333.18, 333.37, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что до разрешения спора по существу обществом "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" заявлено ходатайство об отказе от иска и прекращении производства по делу в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований в ходе рассмотрения дела в суде.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 06.03.2018 N АПЛ18-40
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в Верховный Суд Российской Федерации плательщики уплачивают государственную пошлину в срок до подачи административного искового заявления. Документ об уплате государственной пошлины в силу пункта 2 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прикладывается к административному исковому заявлению либо прикладывается документ, подтверждающий право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого.
Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 310-КГ18-10440 по делу N А36-5502/2017
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 334, 336, 339, 339.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 333.18, 333.22, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьями 8, 20, 24, 43 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости), статьями 12, 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции до 01.01.2017), действовавшими в спорный период Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.12.2013 N 765, разъяснениями, приведенными в пункте 8 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2005 N 90 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договором об ипотеке", пришли к выводу о незаконности отказа Управления Росреестра в возврате излишне уплаченных Обществом денежных средств.
Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2018 N 310-ЭС18-781 по делу N А08-5276/2017
Суды руководствовались статьями 333.18, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и разъяснениями, данными в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.08.2018 N 310-ЭС18-781 по делу N А08-5276/2017
Суды руководствовались статьями 333.18, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и разъяснениями, данными в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - постановление N 46).
Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 N 417-О
Это относится и к правилам, регламентирующим порядок уплаты государственной пошлины, поскольку согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится к федеральным сборам, а в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом из положений пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается либо квитанцией установленной формы, либо платежным поручением с отметкой банка или иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов, а также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. Таким образом, приложение к исковому заявлению, административному исковому заявлению подлинника документа об уплате государственной пошлины подтверждает надлежащее исполнение истцом возложенной на него законом обязанности по уплате государственной пошлины за рассмотрение конкретного дела.
Определение Верховного Суда РФ от 01.08.2019 N 305-ЭС19-11729 по делу N А40-146368/2018
Суды, руководствуясь статьями 333.16, 333.17, 333.18, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии у лицензирующего органа предусмотренных действующим законодательством оснований для возврата либо зачета государственной пошлины, уплаченной обществом при подаче заявления о продлении лицензии.
Пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 23.5 "Государственная пошлина" Кодекса, подлежит возврату.
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2020 N 78-КА20-17-К3
В обоснование кассационной жалобы административный истец ссылается на то, что суд апелляционной инстанции ошибочно применил положения пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации вместо положений абзаца пятого пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, которые счел не подлежащими применению, не учел позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 17 декабря 2009 года N 1602-О-О, о том, что положения абзаца второго пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации непосредственно не устанавливают каких-либо требований к оформлению документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Решение Верховного Суда РФ от 16.07.2020 по делу N АКПИ20-135
Шмыгаль В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 2 Порядка N 967 в части, запрещающей получать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, и иную информацию при внесении платы до подачи запроса на получение этих сведений и иной информации, ссылаясь на его противоречие подпунктам 4 и 5.2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, частям 1, 10 статьи 63 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"). Считает, что оспариваемый пункт ущемляет права граждан как собственников недвижимого имущества по получению необходимой для осуществления своих гражданских прав и обязанностей информации из ЕГРН.
Определение Конституционного Суда РФ от 25.03.2021 N 588-О
Кроме того, заявители утверждают, что оспариваемые положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункт 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" допускают отказ в принятии измененных исковых требований, не позволяют осуществить проверку целесообразности оспариваемых действий должностного лица муниципального образования, препятствуют установлению юридически значимого факта нарушения прав граждан, не устанавливают требования беспристрастности суда при оценке обстоятельств, являющихся основанием для отвода судьи, не позволяют возместить судебные расходы по оспариванию законности действий (бездействия) должностных лиц и не содержат ясных критериев выделения материальных требований из принятого к производству административного искового заявления. В то же время статьи 125, 126 и 220 КАС Российской Федерации и статья 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации позволяют возвращать административные исковые заявления в случае, если уплата государственной пошлины подтверждается платежным поручением без отметки банка об исполнении. В связи с этим, по мнению заявителей, оспариваемые положения противоречат статьям 46 (части 1 и 2) и 53 Конституции Российской Федерации.