1. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.
3. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов, сборов, страховых взносов
- Статья 36. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Определение Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 N 500-О
Данное регулирование подлежит применению с учетом действия принципа недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, оспариваемое законоположение, направленное на обеспечение осуществления налоговыми органами контроля за исполнением налоговых обязательств, не отменяет действие прав и гарантий, предоставленных налогоплательщикам (их контрагентам) в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а следовательно, вопреки мнению заявителя, оно не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права в указанном аспекте.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2022 N 2575-О
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 31 марта 2022 года N 500-О, данное регулирование подлежит применению с учетом действия принципа недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103 Налогового кодекса Российской Федерации).
Определение Конституционного Суда РФ от 31.01.2023 N 191-О
Таким образом, оспариваемое законоположение, подлежащее применению с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, а также исходя из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103 Налогового кодекса Российской Федерации), предполагает соблюдение гарантий защиты прав и законных интересов проверяемого налогоплательщика, включая незамедлительное его информирование о вынесенном решении о проведении выездной налоговой проверки, а также практическое осуществление ряда мероприятий налогового контроля (истребование документов и др.) в течение того года, в котором вынесено решение о проведении налоговой проверки. Следовательно, оспариваемое положение пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, в деле с участием которого суды не выявили фактов злоупотреблений со стороны налогового органа при вынесении решения о проведении выездной налоговой проверки и нарушений при определении периодов проверки.
Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2020 N 306-ЭС20-19675 по делу N А12-46705/2019
Удовлетворяя заявление общества, суды руководствовались положениями статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 35, 44, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и исходили из того, что незаконные действия инспекции, выразившиеся в выдаче не соответствующей действительности справки о наличии у общества задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, санкций, явились единственным основанием для отказа в выдаче лицензии при обращении за которой заявителем была уплачена госпошлина в размере 130 000 рублей, являющаяся реальным ущербом общества.
Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2020 N 301-ЭС20-2984 по делу N А28-2638/2019
Отказывая в удовлетворении искового требования, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 13, 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 35 Налогового кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 3303/10, пришли к выводу об отсутствии прямой причинно-следственной связи между отказом инспекции в принятии декларации ООО "Норд Хаус" и выплатой обществом договорной неустойки ООО "ИнвестПроектЛогистик".
Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2020 N 301-ЭС20-731 по делу N А28-10265/2018
Отказывая в удовлетворении требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 8, 12, 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11, 23, 35, 45, 103 Налогового кодекса Российской Федерации, приказами ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня", от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@ "Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме", пришли к выводу об отсутствии со стороны инспекции неправомерных действий, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 26.03.2020 N 301-ЭС20-2739 по делу N А28-3538/2019
Отказывая в удовлетворении искового требования, суды, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 13, пункта 2 статьи 15, статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 35 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о недоказанности ООО "Эдельвейс" совокупности условий для взыскания убытков, возникших в результате неправомерного отказа инспекции в принятии налоговой декларации общества с ограниченной ответственностью "Норд Хаус" (далее - ООО "Норд Хаус").
Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2020 N 305-ЭС20-6462 по делу N А40-269457/2018
Отказывая в удовлетворении требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 15, 393, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 21, 35 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами", пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика убытков, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2019 N 310-КГ18-25621 по делу N А83-6808/2017
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, Законом N 171-ФЗ, статьями 35, 45, 333.40, 346.19, 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации, приказом ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ "Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме", статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходили из отсутствия причинно-следственной связи между возникшими у заявителя убытками и действиями налогового органа.
Определение Верховного Суда РФ от 25.09.2017 N 308-КГ17-12774 по делу N А32-15155/2016
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 21, 35, 47, 78, 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, с чем согласился суд округа.