Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
- Глава 27. Налог с продаж (статья 347, статья 348, статья 349, статья 350, статья 351, статья 352, статья 353, статья 354, статья 355). - Утратила силу
- Статья 356.1. Особенности установления налога и налогообложения в федеральной территории "Сириус"
Комментарий к ст. 356 НК РФ
Транспортный налог заменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. Соответствующие изменения были внесены в Закон о дорожных фондах в РФ и в Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Систему налогов и сборов в Российской Федерации составляют федеральные, региональные и местные налоги и сборы. До 1 января 2005 года перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, установлен в статьях 19, 20, 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы). Перечень налогов и сборов, который содержится в статьях 13, 14, 15 Налогового кодекса РФ, вводится в действие с момента признания указанного Закона утратившим силу (ст. 32.1 Закона N 118-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ Закон об основах налоговой системы утрачивает силу с 1 января 2005 года.
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законодательными актами и взимаются на всей территории РФ.
Под региональными налогами понимаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
В соответствии со статьей 2 Закона N 110-ФЗ из перечня федеральных налогов были исключены налоги, служившие источниками образования дорожных фондов (подп. "м" п. 1 ст. 19 Закона об основах налоговой системы), а в перечень региональных налогов включен транспортный налог (подп. "ж" п. 1 ст. 20 Закона об основах налоговой системы). Кроме того, пункт 1 статьи 14 Налогового кодекса РФ, предусматривающий систему региональных налогов, дополнен подпунктом 3 "транспортный налог".
Таким образом, транспортный налог является региональным налогом, а сама глава 28 Налогового кодекса РФ расположена в разделе IX Налогового кодекса РФ, определяющем систему региональных налогов и сборов в РФ.
Комментируемая статья предусматривает порядок установления и введения в действие транспортного налога.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Согласно статье 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщик и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
В отношении транспортного налога часть элементов налогообложения (объект, база, период, пределы изменения налоговой ставки) установлена федеральным законодательством, а в отношении другой части элементов налогообложения законодательные (представительные) органы субъекта РФ, принимая региональный закон о транспортном налоге, могут устанавливать иные ставки транспортного налога в пределах ставок, предусмотренных главой 28 Налогового кодекса РФ, свой порядок и сроки уплаты налога.
До 2006 года региональные власти могли устанавливать и собственные формы отчетности по транспортному налогу. Однако в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ, с 1 января 2006 года форма отчетности по транспортному налогу устанавливается не субъектами РФ, а Минфином России.
Кроме того, согласно пункту 3 комментируемой статьи в законе субъекта РФ могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В отношении льгот по транспортному налогу письмом МНС России от 6 ноября 2002 г. N НА-6-21/1704 "О транспортном налоге" разъяснено следующее. Закон субъекта РФ может как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их. При установлении налоговых льгот должна быть четко определена категория тех налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств. При этом недопустимо установление индивидуальных налоговых льгот.
Судебная практика по статье 356 НК РФ
1. Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 24 ноября 2016 года N 2513-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.П. Мещеринова на нарушение его конституционных прав статьями 356 - 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку она не отвечала требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2017 N 307-КГ17-5696 по делу N А21-4299/2016
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 45, 46, 69, 356, 357, 363 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о законности оспариваемых действий инспекции и инкассового поручения.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.09.2017 N 85-АПГ17-6
Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом, который, исходя из частей 1 и 2 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая транспортный налог, определяют также порядок и сроки уплаты транспортного налога.
Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2018 N 307-КГ18-895 по делу N А42-7821/2016
Признавая оспоренное решение в указанной части законным, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 11, 356, 357, 358, 359, 361 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 3, 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период), статьи 5 Закона Мурманской области от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО "О транспортном налоге", пунктом 8 "у" Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620, пунктом 1.1.10 Руководящего документа РД 31.00.14-97 "Суда морского флота. Нормы снабжения инвентарным имуществом и инструментом", утвержденного Департаментом мореплавания Службы морского флота Министерства транспорта Российской Федерации от 16.06.1997 N МФ-35/1127, пришли к выводу о доказанности налоговым органом совокупности условий, свидетельствующих о том, что принадлежащие обществу водные транспортные средства подлежат классификации в целях налогообложения как несамоходные транспортные средства, в отношении которых определена валовая вместимость, с чем согласился суд округа.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N 562-О
Система законодательства Российской Федерации о налогах и сборах содержит различные льготные механизмы, снижающие налоговую нагрузку для отдельных категорий граждан (в части порядка определения налоговой базы, пониженной налоговой ставки, полного освобождения от уплаты налога и т.п.). Так, для физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, являющегося объектом налогообложения (подпункт 5 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом дополнительные льготы по земельному налогу могут устанавливаться представительными органами муниципальных образований, а по транспортному налогу - законодательными органами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 387 и статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации соответственно).
Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2019 N 303-ЭС19-1101 по делу N А51-7248/2018
Признавая отказ налогового органа в освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц законным, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации, статей 18, 23, 45, 52, 346.11, 346.12, 356 - 358, 363, 387 - 390, 396, 397, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации, исходили из того, что транспортные средства и земельные участки, налогообложение которых регламентировано главами 28 ("Транспортный налог") и 31 ("Земельный налог") названного кодекса, не относятся к объектам обложения налогом на имущество физических лиц.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2019 N 64-АПА19-2
Заявление мотивировано тем, что указанное правовое регулирование предоставления льгот по уплате транспортного налога при установленном условии самостоятельного управления транспортным средством налогоплательщиком или его супругой (ее супругом) противоречит требованиям федерального законодательства, носит дискриминационный характер и нарушает конституционный принцип равенства; статус налогоплательщика по транспортному налогу и обязанность уплаты данного налога не обусловлена фактическим управлением налогоплательщиком или его супругой (ее супругом) этим транспортным средством, в силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации такая обязанность возникает у лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, и потому право на льготу по транспортному налогу не может зависеть от самостоятельного управления транспортным средством указанными лицами. Такое правовое регулирование ставит в неравное положение тех налогоплательщиков - физических лиц из одной категории, которые в силу объективных причин не имеют возможности самостоятельно управлять транспортным средством либо не состоят в зарегистрированном браке, с имеющими такое право лицами, что нарушает принцип равного налогообложения граждан и устанавливает льготу в зависимости от семейного положения налогоплательщика. Оспариваемая норма имеет правовую неопределенность, предоставляет для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, возможность применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2020 N 2864-О
Конституция Российской Федерации, исходя из того, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57), и одновременно гарантируя каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (статья 35, часть 2), допускает ограничение указанного права не иначе как федеральным законом в конституционно значимых целях на основе требований необходимости и соразмерности (статья 55, часть 3). Одним из таких случаев правомерного ограничения права собственности является установление Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации транспортного налога, который обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть первая статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Определение Конституционного Суда РФ от 25.03.2021 N 562-О
2.1. Конституция Российской Федерации, исходя из того, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57), и одновременно гарантируя каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (статья 35, часть 2), допускает ограничение указанного права не иначе как федеральным законом в конституционно значимых целях на основе требований необходимости и соразмерности (статья 55, часть 3). Одним из таких случаев правомерного ограничения права собственности является установление Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации транспортного налога, который обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть первая статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2021 N 1140-О
Конституция Российской Федерации, исходя из того что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57), и одновременно гарантируя каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (статья 35, часть 2), допускает ограничение указанного права не иначе как федеральным законом в конституционно значимых целях на основе требований необходимости и соразмерности (статья 55, часть 3). Одним из таких случаев правомерного ограничения права собственности является установление Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации транспортного налога, который обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть первая статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2021 N 1733-О
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных данным Кодексом, порядок и сроки его уплаты (части первая и вторая статьи 356). Статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации определены конкретные ставки транспортного налога, в том числе в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) от 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил в размере 15 рублей (пункт 1), а также предусмотрена возможность их увеличения законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз (пункт 2). Следовательно, оспариваемое А.С. Матыциным положение статьи 2 Закона города Москвы "О транспортном налоге", предусматривающее, что налоговая ставка для легкового автомобиля с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил составляет 150 рублей с каждой лошадиной силы, принято региональным законодателем в пределах его компетенции и также не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.